«…Биография Оболенского уникальна и универсальна. Как капля, отразившая океан, его биография вобрала в себя яркую и противоречивую историю отечественного кинематографа и русской культуры в целом.
Удивительная жизнь, романтическая и трагическая, полная приключений, драматических поворотов, творческих кульбитов. В начале 30-х в Берлине, куда он был послан перенять опыт звукового кино и приобрести аппаратуру, танцевал с Марлен Дитрих, а двадцать лет спустя, в ссылке в Минусинске, расписывал туалет «под мрамор» начальнику шахты Черногорки: в конце 30-х во ВГИКе учил Михаила Швейцера основам профессии режиссера, а через несколько лет в лагере для военнопленных около Мюнхена строил планы побега; в середине 40-х в монастыре близ Бендер был пострижен в монахи и нес службу, а чуть позже, в Воркуте, в сталинском лагере, бил кайлом лед... И не случайно, наверное, на всех жизненных поворотах судьба сталкивала Оболенского с цветом отечественной интеллигентности, людьми такими же необыкновенными, как он сам, испытывавшими те же страдания, бедствия и лишения, что и он.
Именно Оболенский «соблазнил на кинематограф» Сергея Эйзентшейна, приведя его в киношколу Льва Кулешова. В 20-30 годах Оболенский снимается как актер немого кино («Приключения мистера Веста в стране большевиков», «На красном фронте», «Праздник святого Йоргена», «Потомок Чингисхана»). В 1925 году успешно дебютирует как кинорежиссер фильмом «Кирпичики», ставшим самым кассовым фильмом того периода. В 1929 году по командировке Эйзенштейна едет в Берлин на киностудию UFA для изучения звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техники, становится первым в России звукооператором и звукорежиссером, все это время продолжает вместе с Кулешовым и Эйзенштейном преподавать во ВГИКе. В 1940 году Оболенский стал доцентом ВГИКа, а в октябре 1941 года вместе с другими преподавателями ушел в ополчение и попал в плен. В 1943 – м бежал из лагеря в Баварии, нашел пристанище в православном мужском монастыре между Бендерами и Тирасполем, приняв постриг под именем Лаврентия. В июле 1945 года, находясь в Кицканском монастыре, арестован НКВД Молдавии, осужден по статье 54-1‹б› УК УССР (измена Родине) как бывший военнопленный, приговорен к 10 годам лишения свободы с отбыванием в исправительно-трудовых лагерях. Заключенный Оболенский строил железную дорогу на Севере, работал в ведомственном театре НКВД в Печоре, затем жил на поселении в Минусинске, работал режиссером в местном драматическом театре. В 1952-ом году Леонид Леонидович был амнистирован со снятием судимости.
Последующая судьба Оболенского связана с Уралом: с 1956 года он - режиссер Свердловской киностудии, затем с 1962 — один из основателей Челябинской студии телевидения, с 1972 — живет в городе Миассе и работает руководителем клуба фото- и кинолюбителей Дворца культуры «Прометей». «Уральский» период его жизни — без малого 40 лет.
В 70—е годы он вновь стал много сниматься как актер. Многие режиссеры почитали за честь пригласить в свои фильмы большого мастера из маленького уральского городка Миасса. За несколько минут экранного времени он мог воскресить целую человеческую жизнь, отразить эпоху, социальный слой, будь то британский миллионер («Чисто английское убийство») или сказочный дедушка («Ореховый хлеб›), таинственный инопланетянин («Молчание доктора Ивенса») или католический епископ («Красное
и черное»), зловещий хуторянин («Чужие страсти») или карикатурный барон («Миллион в брачной корзине»). Постоянно находясь в окружении молодежи, Леонид Леонидович до конца дней оставался оптимистом. В свои неполные девяносто он любил и ценил каждый миг жизни. Двух месяцев не дожил Оболенский до своего девяностолетия.
Умер Леонид Леонидович 19 ноября 1991 года. Покоится на городском кладбище в Миассе под крестом из лиственницы с надписью, им заповеданной: «Инок Лаврентий, в миру Леонид Оболенский».
В 1991 году Леониду Оболенскому присвоено звание народного артиста РСФСР…»
«Свидетель и участник эволюции русской культуры. Книга о Леониде Оболенском»