Фотогалерея Миасса. Воспоминания строителя БАМа
2024 год. В этом году исполняется полвека с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. А для меня – 45 лет после завершения службы в ЖДВ Советской Армии на Восточном участке БАМ и возвращения к гражданской жизни (35-я железнодорожная бригада, 105-й отдельный мостовой железно-дорожный батальон). В последние месяцы перед дембелем мне предлагали стать кадровым офицером и остаться служить, но я отказался. Хотя у меня есть пример двухгодичника, который через несколько лет после увольнения подписал контракт и продолжил службу в Советской Армии. Я же вернулся в свой НИИ, встал опять к кульману, потом партийная и административная работа, потом началась перестройка, и я стал трудиться «на Хозяина». За это время выросла дочь, появился и тоже вырос сын, к выходу на пенсию у меня уже были две внучки. А сейчас – к внучкам добавился внук и правнук - 2,5 года.
Поначалу я переписывался с сослуживцами. С теми, кто продолжал служить и строить, и с теми, кто жил и работал уже на гражданке. С некоторыми даже удалось повидаться. Но постепенно связи разрушились. А вот в 2021 году, благодаря интернету и соцсетям, удалось отыскать своих сослуживцев и окунуться в то далекое время. 1977-79 годы не баловали возможностями запечатлеть какие-нибудь моменты жизни и службы. А в сети оказалось большое количество снимков, которые показывают трудности и величие стройки и нашего участи в ней. Я часто просто просматриваю фото, связанные с БАМом. И совсем неважно, чьи - наши Тындинские или Ургальские бригада или часть, все - мои сослуживцы, а по-граждански - коллеги. Какие на фото ребята! Конечно многие фотографии не лучшего качества, но когда ты «в теме», то недостаток качества не мешает разглядеть и понять момент, выбранный для снимка. Видео, песни, стихи – все это очень интересно. Конечно и серьезные статьи, описывающие планы и перспективы реализации экономического освоения зоны БАМ и пользу от самой магистрали тоже интересны. Первое время, после увольнения из армии, я писал заметки в газету, выступал перед пионерами, комсомольцами и профсоюзниками. БАМ гремел, все ждали стыковку, завершение строительства… А вот потом начали хаять этот проект, наш труд, а значит и нас.
И последние 15 лет, когда не стало перестройщиков, называвших БАМ «дорогой в никуда», наглядно показали, что такое МАГИСТРАЛЬ. А впереди еще много работы. И меня опять приглашают рассказать школьникам о БАМ и моем участии, рассказать о том, что такое служба в ЖДВ Российской Армии.
Я член городской Общественной палаты, ветеран труда и состою в Совете ветеранов. Но с гордостью ношу на полевой форме знак «Ветеран БАМ», медали ЖДВ. На вешалке висит мой армейский повседневный офицерский мундир. Две планки – медали «60 лет ВС СССР» и «За строительство БАМ», награды моей страны – СССР. К 74-м годам подрос мой «авторитет». Тем не менее, и галифе и китель туго, но сидят. Новые – артиллерийские петлицы и майорские погоны – это результат службы в запасе. Трижды – в 1981, 1986, 1990 – я побывал на месячных сборах офицеров запаса. И только один раз было легко.
В 1981-м получил повестку и пришлось отправиться на сборы, хотя супругу отвез в родддом за сыном. Служил недалеко – в Свердловске, но ведь не вырвешься… Хорошо, что получилось обзавестись городским телефоном. Друзья мои без меня привезли домой и жену и сына. Отказываться от выполнения долга у нашего поколения было не принято.
А второй раз, зимой 1986 было очень непросто. По замыслу учений производилось развертывание кадрированной дивизии. Причем личный состав прибывал к нам, в пункт хранения техники и вооружения, из Новосибирска. Ну, что такое большое количество запасников-партизан нетрудно представить. Все осложнялось еще временем года и сильными морозами. Жили в палатках, но они были попроще бамовских, не такие теплые. Да и обустройство было очень временным. Поэтому постоянно, как и на БАМе нужны были дрова и дисциплинированные истопники. Постоянно следили, чтобы не дай Бог что-то загорится или кто-нибудь напьется… Я служил в артдивизионе. Основная задача учебных сборов помимо Уставов и политработы заключалась в следующем. Нужно было расконсервировать вооружение (в моем случае 122-х мм гаубицы Д-30), отстреляться и вновь провести консервацию для дальнейшего хранения. Все получилось, происшествий не произошло. Вот так и досталось мне в 1988 году майорское звание.
В 1977-79 г.г. я служил на 42 км от Тынды. А моя жена – Ирина, вместе с 5-летней дочерью, находясь в Миассе, за 6 тысяч километров, помогала мне «стойко переносить тяжести и лишения воинской службы». Я благодарен ей за эту помощь. В прошлом году исполнилось 52 года нашему союзу. Наш счастливый брак, успешные дети, трудовая деятельность были отмечены федеральной наградой – медалью «За Любовь и Верность».
Я строил БАМ
1972 год.Я окончил Челябинский политехнический институт и получил квалификацию «инженер-электромеханик». Кроме этого, я прошел курс подготовки на военной кафедре ЧПИ, получил воинское звание «лейтенант» и военную специальность «командир ракетно-технического взвода отдельного дивизиона тактического ракетного оружия».
Началась трудовая и семейная жизнь, т.к. я был женат, и у нас родилась дочь. Работал в Миассе, в МЭНИИ. Активно занимался спортом и общественной работой (избирался членом ГК ВЛКСМ), были успехи и в производственной деятельности (неоднократно признавался «Лучшим молодым специалистом предприятия»). Постоянное общение со сверстниками, присмотр старших товарищей, Почетные грамоты, знаки ЦК ВЛКСМ и профсоюза… В 1975 году я стал членом КПСС и поэтому, когда меня вызвали в военкомат и сказали, что «стал Советской Армии я нужен» у меня не было и мысли, чтобы «откосить». Хотя с нашего предприятия не призывали служить на офицерских должностях (оборонка, бронь), в этот раз формировались новые железнодорожные части, и порядок был изменен. Вместе со мной военкомат обеспечил призыв еще четверых. Одного из моих коллег направили в Петродворец, другого в Луховцы, а мне повезло: я попал служить на строительстве БАМ. Повезло – это серьезно, поэтому слово без кавычек. Тогда вовсю звенело название этой стройки и мне хотелось служить на БАМе.
10 апреля 1977 года я оказался в лос. Тындинский, в штабе 35-го железнодорожного корпуса. Переночевав в гостинице, я на другой день получил назначение: 35-я бригада, в/ч 61334, замполит автомобильной роты. Хорошо, что назначили в автороту, т.к. в строительстве мостов я ничего не понимал. Правильные кадровики были в корпусе!Началась моя служба в ЖДВ Советской Армии.

Тында, первая армейская фотография

Толком не удалось познакомиться с офицерами и личным составом роты, т.к. через пару дней меня обмундировали и отправили в Тынду для прохождения курса молодого бойца вместе с коллегами,такими же двухгодичниками. Это было правильно и полезно. На этот период как разпришелся Ленинский субботник, и я узнал, что такое вечная мерзлота и лом в руках интеллигента. Субботник закончился кровавыми мозолями…
После возвращения в часть начались будни. Подъем, построение, развод.работа с личным составом, политинформации, политзанятия и т.д. и т.п. А вечером – поверка и какое-то время на отбой.
В части к этому времени былипостроены сборно-щитовые клуб, столовая и две полноценные казармы, завершалось строительство штаба аналогичной архитектуры. Был примитивный магазин и аккуратный домик медпункта. Два подразделения по-прежнему размещались в бамовских палатках. Служившие в те времена представляют, что это такое!

Одна из палаток в/ч 61334
Наша авторота – это очень ответственное подразделение, и обеспечение нормативного КТГ постоянно на контроле командования. А постоянная готовность командирской машины, пожарной, водовозки, медицинского УАЗа - в приоритете.
Буквально в первые месяцы после прохождения КМБ пришлось исполнять обязанности комроты, т.к. ротный ушел в отпуск, а заместитель, тоже двухгодичник задержался с возвращением из отпуска. Поэтому мне сразу пришлось присутствовать на ежедневных оперативках, получать задания и обеспечивать их выполнение. А они могли быть самые разные: отремонтировать водовозку и обеспечить доставку ж/б столбов на трассу.
Кроме того начались наряды по батальону, поездки старшим по машине как в Тынду, так и на трассу. Кстати, в один из первых нарядов дежурным по части со мной случилась такая история. На БАМ с визитом прибыл начальник тыла ЖДВ генерал-майор Матвейков. И надо же такому случиться, что к нам он прибыл в отсутствие командира. Поэтому мне пришлось докладывать, что «… в батальоне без происшествий, а я дежурный по части старший лейтенант Григорьев». Благо вскоре подоспел командир - майор Авдеенок, и я благополучно отскочил в сторону.
В мои обязанности входило обустройство Ленинской комнаты и поддержание нормальных бытовых условий бойцам, выпуск боевых листков, принятие и оформление соцобязательств, проведение комсомольских собрания и пр. Конечно, самым важным было поддержание воинской дисциплины, предотвращение случаев дедовщины и неуставных отношений. Об этом говорилось в батальоне, об этом говорили на совещаниях и партактивах в бригаде, на это нас нацеливала и серьезно грозила карами директива МО СССР № Д-028.
За два моих года в части с дисциплиной было довольно благополучно. Но произошел случай, запомнившийся навсегда. Произошло это в ноябре 1977 года, в моей автороте. Мл.сержант Напалков В. намерился «смотаться» в находящийся рядом путевой батальон. Для этого выбрал автомобиль ЗиЛ-130 с закрепленным за ним молодым водителемЗейналовым, На дороге открылся капот, водитель не справился с управлением, произошло ДТП, погиб молодой солдат. Результат: Напалкова судили и дали два года дисцбата. Ротному объявили неполное служебное и партвыговор. Мне – замполиту – партийное взыскание. Командира части перевели с понижением. Гроб с телом Зейналоваотправили в Азербайджан в сопровождении командира взвода лейтенанта Крючкова. Тяжелая задача…
Понятно, что на Всесоюзной стройке во всем было соревнование. И в ЖДВ тоже. В нашем батальоне соревновались 5-я автомобильная и 4-я техническая роты. Учитывались многие показатели. А я соревновался с замполитом-4, старшим лейтенантом Гнатко С., который был на год старше меня и служить начал на год раньше.

Меня признали победителем. У нас была лучше оформлена Ленкомната, лучше основные производственные и дисциплинарные показатели. Осенью 1977 года в приказе по итогам ТСУ меня поощрили отпуском. Как это было здорово! Отпуск после полугода службы. Но дома я не только отдыхал. Обратился к комсомольцам своего предприятия с просьбой: собрать и выслать книги для библиотеки части. И впоследствии они выполнили мою просьбу.
Когда я вернулся из этого отпуска – начало октября -была настоящая зима. В гарнизоне вовсю работало отопление, в большом объеме нужны были дрова, водовозка возила воду не только для приготовления пищи и бытовых нужд, но и постоянно пополняла системы отопления, т.к. горячую воду разбирали бойцы. Началась суровая бамовская зима. Но работа не прекращалась. Наши мостовые роты переместили полевой лагерь с 96-го км трассы на 118-й. Четвертая и пятая роты обеспечивали жизнедеятельность гарнизона и жилого городка, техническую поддержку работы мостовиков, ремонт и поддержание технической готовности автомобилей, кранов, бетономешалок, электростанций и буровых станков. Мне опять повезло… В декабре меня отправили в очередной отпуск.
Условия военной службы офицеров времен СССР были очень неплохими. Я не говорю уж об обмундировании и продобеспечении. У нас – бамовцев – отпуск был до 45 суток. Я полетел к месту отпуска в Челябинск через Краснодар (там жили мои родные) и это было нормальным. В отпуск поехал в новом белоснежном полушубке. Зато когда вернулся после отпуска… Случилась такая история.
Январь – это месяц активного обучения личного состава. Работы непосредственно по строительству трассы – в минимальном объеме. Идет обустройство в гарнизоне. Интенсивно заготавливаются дрова, т.к. морозы в этом месяце всегда за 30°С, а 28-29 января днем было минус 40°С. Но на службе задачи могут возникнуть ниоткуда.
27 января я вернулся из отпуска. В Иркутске из-за задержки вылета я просидел сутки и опоздал в часть. На другой день передо мной (а виноватому отказываться нельзя) сразу поставили задачу: на станции Джалингра стоит цистерна с дизельным топливом, которое необходимо переместить в батальон на склад ГСМ. Вроде дело несложное, и плечо подвоза небольшое – 8…10 км, но…
1. Пока получил задачу стало темно (зима, день короткий).
2. Бензовоз МАЗ-500 АЦ-8 мог перевозить не более 8м3топлива.
3. Автомобиль был в не самом лучшем состоянии: не работала печка отопления кабины и насос для перекачки горючего работал ненадежно.
Тем не менее, т.к. простой цистерны – это не только нарушение, но и штраф, а «приказ начальника – закон для подчиненного», мы с рядовым Ямщиковым сказали «Есть!» и отправились выполнять задание.
Объем цистерны – это примерно 60 м3. Таким образом, нам предстояло сделать не менее восьми рейсов. Рейс – это дорога до станции 8…10 км, налив (хорошо, что солярка зимняя, текучая), дорога обратно, слив в складскую емкость.
И все бы ничего, насос нас не подвел, работал и на налив и на слив, но отсутствие тепла в кабине очень осложнило выполнение задания. Холод для нас был не страшен. Обмерзало лобовое стекло, а это – опасность для водителя в условиях кромешной тьмы на обычной грунтовой дороге. Разожгли паяльную лампу. Водитель рулил, а я аккуратно водил лампой у стекла. Тоже плохо: стекло отражало пламя и Ямщиков не видел дорогу. Приспособил пустое ведро, в которое я поместил лампу и водил у стекла уже ведром с лампой внутри. Таким способом вроде получилось отогревать стекло и вести машину. Про опасность открытого огня в бензовозе как-то не хотелось даже думать!

А/п «Краснодар», декабрь 1977 г.
БАМ, в/ч 61334, январь 1978 г.
И все-таки мы победили. Утром доложили комбату о выполнении приказа. Мало того, что руки и лица были закопченые, так и моя белоснежная шуба, в которой я благополучно съездил в отпуск, тоже закоптилась и службу после этого я нес уже вот в такой.
Закончился зимний учебный период. Прошел февраль, март. Я отслужил первый год.

Только две зимы и два лета…
Второй год был проще. Я привык ко всему: к распорядку, к несению нарядов, к бойцам с их проблемами дома и на службе, к коллегам – офицерам и прапорщикам.
Я писал и ожидал письма, читал книги, газеты и журналы в библиотеке, участвовал в само-деятельности и выступал в концертном номере. Даже начал сочинять стихи.
Не было телевизора – да и ладно. Зато кино смотрели и мы, и члены семей, и бойцы с большим интересом.
Выездные политмероприятия на трассе, проверки комиссий, сдача нормативов по ОМП и огневой подготовке – это все моя служба в ЖДВ.

Нужно сказать, что национальный состав в части и в роте был разнообразным. Были русаки из Свердловской области, были украинцы - и западные и восточные, были прибалты и литовцы и эстонцы (ряд. Тоомас), латыш (ряд. Лиепае), были немцы из Казахстана, кавказцы, т.е. армяне, грузины, азербайджанцы, были и среднеазиаты. Не было неприязни! Уже в последние годы, насмотревшись и начитавшись, ясмогу припомнить какие-то случаи напряженности. Но это никак не сказывалось на общей дисциплине, службе и жизни.
Даже вот такой случай был. С одним из призывов в роту попал боец из семьи староверов. Хороший, исполнительный боец, но заявлял, что он пацифист и оружие в руки брать не может. А вот на стрельбище пересилил себя и с воодушевлением отстрелялся из АК-47.
По итогам службы у меня несколько грамот, в т.ч. за службу, за рационализаторскую деятельность, за пополнение библиотеки и т.д. Кроме того, знак ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Победитель соцсоревнования в 1978 г.», а также медаль «60 лет ВС СССР». И самое главное – уже после демобилизации – пришло известие о награждении медалью «За строительство БАМ».
Что интересно, в моем батальоне в технической роте служил боец из Миасса: рядовой Сергей Данилов (жил на ул. Физкультурников). А еще мой двоюродный брат Васильев Анатолий работал в Ургальском корпусе ЖДВ представителем автозавода «Урал». Вместе с женой онипробыли на БАМе три года. И уж совсем невероятное – в сооружении БАМ в составе студенческого строительного отряда принимал участие Чаговец Николай Васильевич. Николай Васильевич коренной миасец, много лет работал начальником Северного территориального отдела. Не исключаю, что есть еще много миасцев, причастных к БАМ, ведь общее количество участников стройки примерно 2 миллиона человек.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех нас с реализацией такого проекта и разумеется те, кто принимал в этом непосредственное участие.
О службе в суровых условиях у меня самые теплые воспоминания. Как сказал Герой Советского СоюзаА.П. Маресьев «Пройдёт время, поседеют виски. Но, если в твоей жизни была комсомольская ударная, и ты выдержал на ней экзамен на мужество, на зрелость - ты уже никогда не отступишь!»
Григорьев Сергей, ветеран труда, член ОП Миасс