В середине XX века в Миассе за старгородским прудом действовал ипподром
Информация о конном спорте впервые встретилась нам в книге миасского писателя Бориса Миронова "Война была еще вчера". Нашёлся небольшой фрагмент на эту тему и в книге "Спорт в Миассе", где говорилось, что энтузиастами конного спорта в Миассе были браться Пудовкины. Вскоре удалось выяснить, Пудовкины были не братьями, а отцом и сыном. И главную роль в организации и функционировании ипподрома сыграл сын Евгений Пудовкин, а его отец, Иван Фёдорович, был его ближайшим помощником, советчиком, правой рукой и участником конских бегов.
Гонки на миасском ипподроме
Как вспоминала дочь Ивана Фёдоровича Пудовкина, отец её "был человеком с твёрдым характером. Имея средний рост, казался высоким благодаря статной фигуре и гордой осанке. Отличался большой опрятностью в одежде. Будучи рабочим-токарем, соответственно и одетым, всегда выглядел как-то чище, заметнее и культурнее других. А когда надевал праздничный костюм-тройку, то выглядел не рабочим, а, по меньшей мере, инженером. Страстно любил лошадей - это была его "болезнь". У нас всегда была лошадь. Особенно хорошо помню орловского рысака по клике Боец, тёмно-серого, в яблоках. В 1924 году мы переехали из Златоуста в Миасс, соседи посчитали нас "буржуями", а лошадь - "остатками прежней роскоши". На самом деле, отец был коренным рабочим, сиротой, с 9-летнего возраста жил в работниках у богатого купца Кушнова.
Однажды он вёз воду, лошадь бросилась в сторону, понесла, бочка с водой упала и придавила юному вознице грудь. Полуживого, его подняли, привели в чувство, но грудная клетка так на всю жизнь и осталась впалой ("ямой", как тогда говорили). Из-за этого отца не взяли в солдаты на Первую мировую войну".
"Впоследствии родители уехали в Златоуст, - читаем далее в записках, - где папа работал на механическом заводе токарем и оказывал посильную помощь своим братьям - профессиональным революционерам Михаилу, Павлу и Зиновию Пудовкиным. Так как у него всегда была лошадь, то ему поручали отвозить листовки, газеты в Миасс и другие населённые пункты".
Иван Пудовкин с агрономом и жеребенком по кличке Уход 1927 год
А вот что рассказала автор записок о своём брате Евгении Пудовкине: "Умный был, учился хорошо, читал стихи наизусть. Имя ему дали, как рассказывала мама, в честь дяди Павла, революционера, партийная кличка которого была "Евгений". Отличительной чертой Евгения была любовь к чистоте и порядку. На его письменном столе не было ничего лишнего, книги и журналы на полках стояли в изумительном порядке. Даже во дворе он умудрялся поддерживать чистоту, хотя всегда держали скотину. С детства, как и наш отец, Евгений любил лошадей.
После окончания Курганского сельзохтехникума он работал зоотехником в Казахстане, затем в Башкирии, а в 1938 году приехал в Миасс. Был зав. сельхозотделом горсовета, потом директором ипподрома, который сам организовал, развил и за который пострадал. О нём писали в газетах. Восторгались его необычайно работоспособностью, энергией, любовью к своему делу. Ипподром в Миассе был делом новым, о нём и его организаторе ходило много разговоров. Позже между братом и одним из его начальников возник конфликт личного свойства, брат был осуждён.
Злые языки поговаривали, что у него много денег. Но ничего этого не было вовсе, потому что семья после его ареста находилась в крайне бедственном положении.
Если брат и допустил что-то противозаконное, то исключительно ради строительства ипподрома. Он очень хотел привить людям любовь к лошадям. Вернувшись после 4-летнего отсутствия, Евгений основал в Миассе кролиководческое товарищество и до самой смерти руководил им".
Иван Федорович Пудовкин с женой Анной
…Строчка "о нём писали в газетах" заставила нас основательно порыться в архивных документах, чтобы понять, когда же в Миассе открылся ипподром.
В 1941 году местная газета рассказывала о миасских рысаках, слава которых вышла за пределы области, и подчеркивала, что успехи могли быть ещё лучше, будь у Миасса свой ипподром.
8 июля 1943 года на заседании исполкома рассматривался вопрос "О подготовке ипподрома к открытию сезона испытаний конского молодняка", так как "в соответствии с Постановлением Челябинского обкома РКП(б) и облисполкома Миасский ипподром должен быть открыт к 1-му августа".
К 27 августа 1944 года, когда должно было состояться открытие очередного бегового сезона, Пудовкина, исполняющего одновременно обязанности директора ипподрома и заведующего сельхозотделом, обязали "ликвидировать все недоделки, провести не менее четырёх беговых состязаний в выходные дни, популяризировать проведение бегов среди населения, используя радио, печать и рекламу", а заведующему горторготделом поручили "организовать буфет с продажей прохладительных напитков".
В июле 1945-го на оборудование Миасского межрайонного ипподрома было "затрачено 58 тысяч рублей. Построен забор, дооборудованы конюшни, трибуна. 25 породистых рысаков из колхозов Миасского, Чебаркульского, Сосновского и Красноармейского готовы к соревнованиям".
В феврале 1947-го директор ипподрома Е. Пудовкин делится с читателями радостной новостью: рысаки Маяк, Чичик и Фиалка, давшие хорошие результаты в беговой сезон 1946 года, направлены для выступления на ипподроме столицы, и этот факт говорит "о подъёме и развитии племенного коневодства в наших колхозах".
По газетам 1948 года вообще легко проследить развитие ипподрома, так как Евгений Пудовкин регулярно давал читателям соответствующую информацию.
10 сентября 1948 года: праздник рысистого коневодства Челябинской области. Выступают все 40 рысаков, находящихся на ипподроме. Во всех 15 заездах установлены денежные призы, главные из них - Миассторга, конторга, Миасского горисполкома и другие.
4 июля 1948 года: открытие бегового сезона, восемь заездов с участием 26 лошадей. Перед началом бегов перед зрителями проводится выводка лошадей. Сверх программы организован любительский заезд лошадей городских организаций Миассторга, артели им. Ворошилова и других. Во время бегов играет оркестр.
8 августа 1948 года: подготовка к проведению на ипподроме большого бегового дня, центральный приз которого - приз имени Челябинской области.
Миасские рысаки Вихрь, Сечан и Нарва были проданы Англии, а на вырученные деньги были куплены несколько танков
В декабре 1948 года на городском пруду прошли рысистые соревнования и скачки, причём многочисленные зрители, несмотря на мороз, с нетерпением ждали последнего, восьмого заезда, где должны были помериться силами рысак Челябинской области Атлет и рекордистка миасского ипподрома, чемпионка области Жизнеопасная. Любопытно, что готовились посоревноваться в мастерстве не только лошади, но и их опытные наездники, отец и сын Пудовкины. И вот что случилось…
"Удар колокола возвестил о начале восьмого заезда, - писала местная газета. - Но в ту же секунду главный судья Новосёлов, заметив неправильность старта, зазвонил отбой. Наездник Атлета И. Ф. Пудовкин (отец) немедленно задержал лошадь в то время, как наездник Жизнеопасной Е. И. Пудовкин (сын) продолжал скакать, не обращая внимания на звонки судьи. Заезд был сорван. На просьбы жителей повторить заезд судья ответил отказом. И в то время когда лошади снова выехали на старт, где место И.Ф. Пудовкина занял т. Руднев, Новосёлов, не объявив даже результатов соревнований, удалился. Тем временем Атлет и Жизнеопасная голова в голову прошли полкруга, затем Атлет вырвался вперед и пришёл к финишу, оставив Жизнеопасную далеко позади. Случай этот не остался без обсуждения на президиуме Миасского горсовета, участники которого записали в протокол, что "по вине судейской коллегии и директора Пудовкина был сорван восьмой заезд лучших рысистых лошадей".
В 1949 году директором ипподрома становится Илья Ксенофонтович Суханов. Куда делся Пудовкин, что с ним случилось?.. Ответа найти не удалось.
Илья Суханов сменил Евгения Пудовкина на посту директора ипподрома
Зато "Рабочая газета" 1954 года неожиданно дала нам возможность узнать точную дату открытия ипподрома - 1942 год (вероятно, именно Пудовкин тогда его и возглавил).
"Уже 12 лет существует в Миассе межрайонный ипподром, - писал С. Новоселов, главный судья ипподрома, - расположен он в живописном месте, на берегу пруда, окружённого хвойным лесом. (…) К сожалению, ипподром находится далеко от города, из-за чего народу на состязаниях в большинстве случаев бывает немного. Не каждый, даже большой любитель конного спорта, может в жаркие летние дни пройти четыре километра. Добраться же иным путем туда нет возможности. Поступает много просьб организовать автодвижение до ипподрома, но автотранспортная контора не принимает никаких мер. Не уделяет никакого внимания обслуживанию трудящихся и "Миассторг". Обычно на ипподроме открыт один небольшой буфет, который не может обслужить и ста человек. Не забрасываются сюда прохладительные напитки, мороженое".
…В архиве хранится интересный документ (что-то типа служебной записки) под номером 418-11 от 18.05.1951, подписанный замминистра сельского хозяйства СССР С. М. Буденным: "Мною лично установлено, что вследствие неправильной методики тренировки и испытаний верховых и рысистых лошадей в одну сторону получается неправильное, негармоничное развитие лошади, а также более частые хромоты левой передней и правой задней конечностей. Предлагаю ввести в практику тренировку и испытания верховых и рысистых лошадей как по ходу часовой стрелки, так и в обратную сторону кргуа. Тренинг и испытания лошадей в ту и другую сторону круга проводить в одинаковой мере, с ведением строго учёта".
Директор ипподрома Илья Суханов выращивал чистокровных скакунов
…Что было дальше?.. А дальше - грустно.
В апреле 1955 года исполком, обсудив вопрос об отводе земель для строительства железнодорожной линии Миасс-Учалы, решил, что оставить ипподром на действующей площадке (в связи с расположением его в 3040 метрах от оси железной дороги) нецелесообразно и что управление ЮУЖД обязано перенести хозяйство ипподрома на новое место.
"Одновременно, - читаем в протоколе заседания исполкома, - для уменьшения стоимости работ по разработке скальных выемок предложить "УралГипроТрансу" перепроектировать трассу с расположением её на территории ипподрома".
Казалось бы, волноваться не о чем: ипподром скоро переедет на новое место, город не лишится любимого зрелища. Но не тут-то было!
Через месяц исполком выносит следующее решение: "В связи с отсутствием в пределах городской черты площадки для размещения ипподрома, согласующейся с расположением трассы для железнодорожной линии Миасс-Учалы вокруг ипподрома, а также с невозможностью оставления ипподрома на существующей площадке, предыдущее решение исполкома о переносе ипподрома на новое место - отменить".
В начале мая 1956 года миасский ипподром прекратил своё существование…
Обсуждение
1. Марина | +   +137   – |
Интересная статья. Что сейчас расположено на месте ипподрома? Сад Восход?
|
Ваше мнение