Так что же это за организация, которая свела вместе людей изображенных на историческом музейном снимке снимке?
Когда вы входите в Миасский краеведческий музей, то видите у лестницы, ведущей на второй этаж, чучело огромного медведя, который когда-то охранял покой самого богатого миасского золотопромышленника Егора Симонова, а последние сто лет коллекцию Миасского музея.
На втором этаже осмотр музейных экспозиций начинается с зала башкирской культуры и быта, где среди прочих экспонатов, на фоне миасской мечети, висит фотография, где запечатлены двенадцать человек. Подпись под этой фотографией гласит, что на ней изображены сотрудники мусульманской типографии во главе с её владельцем Салах-Этдин Башировым. Точно такая же фотография есть в нашем семейном архиве, и принадлежала она моей бабушке Правдиной Марии Полиевктовне. Много интересного рассказывала мне она об истории её возникновения, о том, как необыкновенно переплелись судьбы, изображённых на ней людей. Попробую рассказать о том, что помню из её воспоминаний.
На самом деле, на фото 1922 года изображены выборные от местного населения, члены добровольного комитета при администрации АРА (далее подробно расскажем о роли этой организации в жизни советской России).
Члены добровольного комитета при администрации АРА
Правдина Мария Полиевктовна, моя бабушка, стоит вторая справа, Левакин Николай Акимович, мой дедушка, лежит справа. Слева направо сидят Кисилёв Николай Алексеевич - наборщик типографии Баширова, Баширов Салах-Этдин - мусульманский просветитель, владелец типографии и друг башкирского просветителя и поэта Мифтахетдина Акмуллы (из его дома в 1895 году Акмулла отправился в свой последний путь).
Моя бабушка Правдина М.П. и мой дедушка Левакин Н.А. случайно оказались вместе на фото. Бабушка принимала продовольственные талоны в столовой АРА, а дедушка был возчиком. Работая вместе, они не подозревали, что у них родятся дети, которые через двадцать два года станут мужем и женой. Правда дедушка Николай Акимович не увидит своего сына (в декабре 1922 года он простудился и умер, а мой отец появился на свет восьмым ребёнком только в апреле 1923 года). А моя мама родилась в 1924 году.
Кисилёв Н.А. стал дедушкой моего друга Михайлова Николая Константиновича, который его так и не увидел, так же, как и я своего дедушку Правдина А.А. Оба они погибли в 1937 году. Баширов С-Э. стал дедушкой Баширова Фуата Джамбатовича - первого заместителя главного технолога Уральского автозавода, заслуженного машиностроителя, который тоже не видел своего деда, эмигрировавшего из страны в конце двадцатых годов.
Так что же это за организация, которая свела вместе людей изображенных на этом снимке?
После революции 1917 года, когда в результате засухи и тяжелых последствий гражданской войны, охвативших страну, летом 1921 года начался невиданный ранее голод. Страшное бедствие охватило Поволжье, Урал и некоторые другие территории страны. На Южном Урале голодающими районами были Уфа, Оренбург, Миасс, Троицк, Верхнеуральск.
Разоренной России было трудно самостоятельно справиться с ситуацией, грозившей гибелью миллионам людей, и поэтому встал вопрос о международной поддержке голодающих. Среди зарубежных организаций, откликнувшихся на призывы из России, одной из первых оказалась Американская администрация помощи (сокращенно - АРА, от англ. American Relief Administration) АРА была создана в США в 1919 г. как формально неправительственная структура для поставок бесплатного продовольствия населению европейских государств, пострадавших в ходе Первой мировой войны. Организация, однако, пользовалась поддержкой Конгресса и президента, возглавлял её министр торговли Герберт Гувер (в последствии 31 президент США с 1929 по 1933 гг.). Американцы помогали жителям Германии, Чехословакии, Венгрии, Австрии, Польши и некоторых других стран.
Договор советского правительства с АРА об оказании продовольственной помощи одному миллиону голодающих был подписан в Риге 20 августа 1921 года. Переговоры проходили непросто. Российская сторона всерьёз опасалась, что АРА постарается использовать принадлежащее ей продовольствие как своеобразный инструмент давления против революционной власти, однако была вынуждена пойти на заключение договора. Позднее Рижский договор был дополнен ещё несколькими соглашениями, позволившими АРА довести к середине лета 1922 года число получающих от неё продовольственную помощь до десяти миллионов человек.
Первая группа американцев прибыла в Уфу и Оренбург, где было решено разместить территориальные конторы Русской миссии АРА на Урале. Местные органы власти изыскивали помещение для столовых, приобретали кухонный инвентарь и обеспечивали их топливом.
Первоначально АРА обеспечивала питанием только детей, беременных женщин и больных, определяемых американцами. Согласно правилам, установленных АРА, пищу в столовых могли получать дети в возрасте до четырнадцати лет, прошедшие медицинское обследование (там, где это было возможно) и признанные голодающими. Каждый ребёнок, прикреплённый к столовой АРА, должен был иметь специальную входную карточку (англ. Admission Ticket), на которой делали специальные пометки о посещении столовой (этим и занималась моя бабушка). Горячий обед выдавался в строго определённое время. Порция должна была быть съедена в столовой, и уносить её домой не разрешалось.
30 декабря 1921 года правительство РСФСР подписало соглашение с АРА о питании взрослого голодающего населения. Россия передала АРА десять миллионов долларов на закупку продовольствия у американских фермеров.
С начала питания взрослого населения расширялись функции российско-американских комитетов помощи детям, призванных на местах помогать американцам. Ввиду этого с марта 1922 года эти общественные организации стали называться добровольными комитетами при администрации АРА. В их состав были введены выборные от местного населения граждане (см. фото). В связи с тем, что комитеты во многом определяли и контролировали распределение американского продовольствия, власти постарались, чтобы туда попадали лояльные к ним люди.
Несмотря на относительно низкую калорийность американских пайков, их раздача спасла жизни миллионам голодающих. Помощь голодающему населению Урала через Уфимское и Оренбургское отделения АРА последовательно нарастала до начала осени 1922 года. В августе этого года горячее питание в столовых и сухие пайки зерна кукурузы через распределительные пункты получали два миллиона семьсот двадцать шесть тысяч человек. Например, в Миасском уезде работали 77 столовых организованных АРА, в которых питались более двадцати тысяч детей. Впоследствии число получающих продовольственную помощь уменьшилось, но оставалось значительным вплоть до урожая 1923 года. В июле 1923 года миссия АРА прекратила работу и выехала из страны.
Что касается числа погибших от голода, то назвать его сейчас практически невозможно: никакой более-менее адекватной статистики смертей тогда не было. Но даже приблизительные цифры в различных источниках позволяют понять масштаб катастрофы: с 1920 по 1923 год население Челябинской губернии уменьшилось на двести тысяч, а по другим данным, на четыреста двадцать три тысячи человек.
Эта старая фотография может рассказать о судьбе ещё одного человека. Его нет на фото, но в жизни у него была столовая для голодающих АРА, где судьба и свела его с моей бабушкой Марией Полиевктовной Правдиной. Выше говорилось, что в столовой для голодающих она делала на входной карточке пометку о посещении столовой. И один мальчик после нескольких посещений столовой подошёл к ней и сказал: "Тётя, пусть эта карточка будет у Вас, а то я боюсь, что могу её потерять". Этого мальчика звали Гриша Чучёв.
В это время дедушка с бабушкой жили на квартире у Тележниковых, дом которых находился на углу переулка Широкого и улицы Кундравинской (ныне улица Пушкина). Как-то бабушка попросила у хозяина разрешения привести мальчика в дом и покормить его. Гришу оставили ночевать, а когда утром встали, то увидели, что двор подметён и поленница дров сложена. Судьба Гриши Чучёва была решена. Он остался у Тележниковых.
Несмотря на то, что впоследствии, после рождения мамы, дедушка с бабушкой переехали на Мельничную улицу, Гриша часто прибегал к ним в гости. В 1928 году Грише, который работал на напилочном заводе, дали направление на рабфак в город Свердловск. После рабфака Г. Чучёв учился в Ленинградском политехническом институте, военной школе летчиков, окончил авиационное училище. Позднее закончил ещё и Военно-воздушную академию. Григорий Алексеевич неоднократно прилетал в Миасс, садил свой самолёт на застывший пруд, встречался с земляками и обязательно привозил гостинец моей маме.
В годы Великой Отечественной войны Г.А. Чучёв командовал крупным авиационным соединением дальних бомбардировщиков. Награждён десятью орденами и девятью медалями. Ушёл в отставку в звании генерал-полковника авиации, заместителя командующего ВВС СССР. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его именем названа улица в Таганроге и переулок в Миассе.
Вот так встреча в музее со старой фотографией дала толчок воспоминаниям историй, рассказанных бабушкой и мамой более пятидесяти лет назад.
Обсуждение
1. * | +   -595   – |
Замечательная история, приоткрывшая ещё одну страницу событий тех далёких лет.
|
Ваше мнение