(Часть 2)
Несмотря на провозглашаемый материализм в стране воспитывали идеалистов: жить не ради настоящего, а ради светлого будущего. Это было странное, но честное мировоззрение многих. Жертвенный идеализм. Какое-то особое ощущение эпохи. Самоотречение воспринималось как необходимость. А погибать приходилось за действительность. В реальности собственной жизни. В Гражданскую. В Мировую. Между. После. Идеалисты не могли определить точно, что происходит. Но и реалисты не сумели предвидеть что станет результатом происходящего...
Фото Александра Мизурова
Вспоминается, прочитанный в биографии Валентина Катаева, рассказ о знаменитой поездке советских писателей на самую легендарную стройку 30-х - Беломорканал, организованную М. Горьким. 120 писателей должны были отразить в своих произведениях героический труд каналостроителей. Или правильнее - каналоармейцев. Хотя строили канал, как известно, силами заключённых.
Кстати, может быть атлянским жителям будет особенно интересно узнать откуда взялось короткое название отбывающих наказание в колонии - зеки. Впрочем, в России так называют всех заключенных под стражу в лагерь или в тюрьму. Так вот, аббревиатура эта родилась именно на строительстве этого Беломорско-Балтийского канала. Её придумал сам начальник Беломорстроя Лазарь Коган, и означает она - Заключённый-Каналоармеец. В документах коротко: ЗК.
Так вот, одним из встреченных там писателями зэков оказался хорошо знакомый им товарищ по перу поэт Сергей Алымов. Что он написал? Держитесь: он автор одной из самых знаменитых песен о Гражданской войне - почти гимна! - "По долинам и по взгорьям". Когда они его там встретили, другой поэт - автор многих комсомольских песен Александр Безыменский, пошутил: "Серёжу прислали таскать тачку по долинам и по взгорьям". Все вокруг засмеялись. А поэт Алымов заплакал...
И во всём этом тоже громада нашей общей драмы. А, может, и не драма всё это - драматический путь к спасению? К преображению? Кому под силу описать? Кто бы смог? Гораций и Катулл, Шекспир и Дант, Толстой и Достоевский?.. И что делать с Блоком и его словами: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте музыку Революции"? Забыть? Тогда и Бунина не понять почему он назвал Блока глупым ("Блок открыто присоединился к большевикам... Блок глупый человек"). И его "Окаянных дней" не понять. Да и его самого. И "Несвоевременные мысли" Горького. Да что там "Несвоевременные мысли" - "Буревестник" не объяснить! А уж "Мать" и подавно. А его школа социал-демократии для пролетариата? Бывал даже Сталин. И где - на Капри! Уму не поддаётся!
Выдумывали особую пролетарскую культуру и философию!
Крестьянские мятежи после революции и их жестокое подавление, раскулачивание и репрессии тридцатых и даже послепобедных сороковых ещё казались немыслимыми. А они случились.. Но, может, тогда и Есенина разлюбить, написавшего: "Мать моя - Родина, я - большевик!"? А ведь как и Пушкин - национальный русский, а не просто советский поэт. И "Котлован" с "Чевенгуром" Платонова не осмыслить. И "Конармию" Бабеля. И даже сверкающий юмор "Золотого телёнка", и весь этот ироничный роман как сквозная метафора без этого дня не дойдёт до читателя. По-моему, - ни за что. И все слова профессора Преображенского в "Собачьем сердце" не поймём. И образ Шарикова останется не осмысленным. А он-то и есть самый глубокий...
Даже всё написанное, ушедшим теперь в вечность, Михаилом Жванецким, без 7 ноября и после - не оценим: он тоже оттуда, оттуда. Наш…
А ведь всё это - все эти герои, и все реально живущие тогда люди - мои, по отцу, прадед с прабабушкой, пожившие при трёх российских царях (прабабушка, с которой вырос в нашей атлянской избушке, родилась в год убийства народовольцами ещё Александра второго - не верится; а прадедушкином колуном всё ещё дрова колю), пережившие революцию, гражданскую войну и голод 1921 года; дед, в декабре 1941-го погибший в битве за Москву; отец и мама - все тоже оттуда. И Брестская крепость, и Сталинград, и подольские курсанты в Отечественную, и кремлёвские юнкера и кадеты в революцию, и памятный парад 7 ноября 1941-го - тоже.
Так чего отказались?
Фото Александра Мизурова
Да в седьмом ноября, по-моему, единства народа - как единения нашей сложной, но все-таки общей жизни - и с гражданской войной, и с расстрелом царской семьи, с нашими Блоком и Буниным, с Горьким и Набоковым, с Колчаком и Деникиным, Тухачевским и Будёным, с дворянином Лениным и дворянином Дзержинским, со Сталиным и сталинскими лагерями, с Великой Отечественной и с Победой в ней, с офицером царской армии Жуковым и с узником сталинского лагеря Рокоссовским, с нашим Николаем Вавиловым, с Курчатовым и Ландау, с Тимофеевым-Ресовским и с нашим Андреем Сахаровым, нашим Гагариным и с нашим Высоцким - такого единения в седьмом, куда больше, чем в четвёртом дне ноября. И это про всех нас - тех и таких, разных, непримиримых и даже до сих пор не примирившихся, потрясённый и порожденный революцией гений античного масштаба Андрей Платонов написал "Одухотворённые люди":
"Вблизи от него, справа, слева и позади, стремились вперёд его товарищи, и сердца их бились в один лад с его сердцем, сохраняя жизнь и надежду против смерти".
Каково? Ведь это мы все и есть - справа, слева и позади... На столетия позади и на неизведанность впереди. И чего всё-таки в этом нашем позади больше: страданий и ошибок или закономерностей и красоты человеческого духа? Или это неохватный, неподъёмный в одиночку опыт и того и другого? Всё это отринули, вытолкнули в прошлое, исторгли из себя и забыли, так и не осмыслив до конца?
Фото Александра Мизурова
Пережившая блокаду Ленинграда литературовед Лидия Гинзбург, автор "Записок блокадного человека", в своих записных книжках как-то, после всего многообразия пережитого, написала: "... Счастье и красота - реальный наш опыт, и только этот наш опыт даёт страданию цену и отрицанию диалектический смысл... Само себя гложущее несчастье никогда не загорится трагическим огнём". Этот тоже про нас. И, пожалуй, тоже верное. Хотя многое надо помнить обязательно.
Как-то сотрудник нашего краеведческого музея в Миассе Дарья Баннова разместила фрагмент воспоминаний супруги поэта Константина Бальмонта Е.А. Андреевой о времени, когда она, в Гражданскую, проживала с дочерью у нас в Миассе. Молодец Дарья, соотечественников иногда нужно оборачивать в прошлое. Это оживляет размышления о настоящем. Мы словно просыпаемся и прошлое уже не всплывает, не таращится на нас, как наваждение, оно обретает черты реальности...
Вот и с этими воспоминаниями. И хотя поэт-символист Бальмонт - не мой вкус, и оглушительная его популярность в то время была, по-моему, сродни сегодняшней популярности, например, Стаса Михайлова, но всё-таки многие символы и образы в его поэзии сегодня читаются как особые знаки. Знамения. Да он и сам о своих стихах писал откровенно: "Либерализма в них нет, а "растлевающих" настроений достаточно".
Вот и в своих воспоминаниях Екатерина Андреева-Бальмонт цитирует из его московских писем ей в Миасс. Он ей пишет, что по Москве кругом ходят мужики и солдаты "с глупыми лицами". А ведь он их сам и растлевал:
"Наш царь - убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь - висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.
Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждёт,
Кто начал царствовать Ходынкой,
Тот кончит - встав на эшафот".
И что - только ли на большевиках кровь семьи Николая Романова? Если под арест её взял сам императорский генерал, враг большевиков Лавр Корнилов, а самый популярный поэт-символист Константин Бальмонт, говоря о российском царе, многотиражно призывал в своих стихах: "Ты должен быть убит, ты стал для всех бедой!"
И вот он пишет в Миасс трогательные письма жене (тогда-то бывшей - сам уже был с другой: поклонниц у него было много. Как у Стаса Михайлова...), в которых беспокоится о влюблённости дочери в художника Льва Бруни и её намерении выйти за него замуж - не рано ли, мол... А год и месяц там какие? 1918-й, май. У нас - мятеж Чешского корпуса, казни местных большевиков - молодых парней. Один из них - председатель первой организации РСДРП в Миассе двадцатилетний Илларион Силкин. Вот символ эпохи. Любовь и кровь. Разруха и разлука.
А ведь большевики исполнили в точности всё то, к чему призывал сам символист Бальмонт. Даже и царя "возвели на эшафот". Только самому Бальмонту пришлось бежать в Париж. До чего растлевал.... И дождаться там вступления во Францию армии фашистов. Спасут от которых Европу вот те самые российские мужики "с глупыми лицами". Только и лица, и души у них будут светлыми. Но Бальмонт этого уже не увидит - уйдёт из жизни в сорок втором. Да он и прежде этого в них не разглядел...
И вот прошла эта дата. Этот день. День памяти о величайшем событии. "Сохранённый в перечне дат..."
Прошел как дух святой. Призрачный и прозрачный. Сквозь нас всех. Рядом. Мимо. "По своей стране пройду стороной, как проходит косой дождь...". Вот я, наконец, и услышал блоковское "Всем сердцем слушайте музыку революции". Дошло. Вот только когда. Откуда у него взялась эта музыка? Ах, да: ведь он, рафинированный аристократ, тогда так и писал: "Мир омывается, сбрасывая старые одежды: человек становится ближе к стихии, и потому - человек становится музыкальнее". Хотя про косой дождь - это Маяковский. О себе. А теперь этот, принудительно забытый, день захватил в своё беспамятство и самого Маяковского. И всю эпоху. И - стороной. Как косой дождь...
Недавно, в октябре, я, кажется, понял, почему всё это у нас так. Ответ - вот на фотографии к этим моим писаниям. Это памятник на могиле расстрелянного в том самом мае 1918-го одного из первых руководителей партии РСДРП в Миассе Иллариона Силкина. Заброшенный и забытый даже теми, кому членство в этой партии помогло тогда построить карьеру, а сегодня - нажить капитал. Фотография о состоянии памятника Феде Горелову - свидетельство того же…
Памятник на могиле одного из первых руководителей партии РСДРП в Миассе Иллариона Силкина. Фото Михаила Тютёва
Само существование этих памятников как раз и подтверждает, что наше прошлое, наша жизнь - точно не миф. И автозавод на месте, и ракетный центр. И даже барак рядом со старым вокзалом из серого миаскита хоть и обшили сайдингом, но зато под ним, наверное, лучше сохранится год, под одним из его слуховых окон на фасаде, - 1914. Мы когда-то снимали его на столетие Первой мировой. День её окончания - 11 ноября 1918 года.. В 5 часов утра по французскому времени условия перемирия были подписаны. В 11 часов раздались первые выстрелы артиллерийского салюта наций в 101 залп, возвестившего окончание первой мировой войны. И вот этот памятник Иллариону Силкину... Клуба его имени в Миассе уже нет. Привычнее - "Дом купца Смирнова". Пельмени, пироги… Словно всё национализированное революцией вернули прежним хозяевам. Зато улица Силкина есть. Тоже символ: большевики сохранили страну, а в стране сохранились люди, которые длят её век дальше. Даже и век национализированной собственности. Как Эрмитаж, Третьяковскую галерею, Русский музей...
Или, вот, как Елена Семёнова, воскресившая к жизни дом Смирнова.
А если бы тогда победили Деникин, Колчак и все их европейские и заокеанские союзники, договорившиеся поделить территорию Российской империи на свои... приусадебные участки - кому бы достался наш Урал? Мы были бы сегодня кто? Не знаю. Не ведаю... Гадать? Можно. Но вышло иначе. Победили другие. И сохранили Россию - это-то точно факт. Как и наша жизнь в нашей стране с общей историей - не миф...
Захоронение старых коммунистов на кладбище в посёлке Тургояк, 2016 год. Фото Александра Мизурова
А рухнувшая к подножью насквозь проржавевшего памятника на могиле Силкина красная звезда - тоже символ. И путаница со сведениями о его захоронении в стиле булгаковского романа "Мастер и Маргарита". В "Энциклопедии Миасса" сказано, что он похоронен в братской могиле на площади Революции. Но там, на памятнике, нет его фамилии. А вот этот памятник на могиле есть. Но вот такой. Словно его и здесь нет... Символ. А чего? Это мог бы объяснить, наверное, только поэт-символист К.Д. Бальмонт.
Впрочем, может, это и не ответ вовсе. И сам я ничего толком не понял...
"О, как я поздно понял
Зачем я существую.
Зачем по венам сердце гоняет кровь живую.
И что, порой, напрасно давал страстям улечься.
И что нельзя беречься.
И что нельзя беречься...
(Д. Самойлов, советский поэт)
Михаил Тютёв
Обсуждение
8. НН | +   +10   – |
Нельзя перечеркнуть жизнь целого поколения наших родителей, которые пережили войну, и нашего, послевоенного поколения. Как быстро люди отказываются от своих убеждений, которые в них "вложила" советская школа, воспитали родители-коммунисты! "Ах..ааах! - нам сказали, что все коммунисты, комсомольцы - плохие! Давайте повернемся на 180 градусов, забудем всё хорошее, то, что "несла" коммунистическая Идея!" Так нельзя - нельзя зачеркнуть жизнь нашего поколения! Давайте вспомним нашу молодость, нашу любовь к своей стране, наше желание сделать доброе для нашей страны - СССР! Зачем мерять всё "ходорковскими", мы, здесь, на Южном Урале, у нас "мерила" другие были, большинство действительно считают, что их жизнь прожита не зря. И это правильно. Вот звучит сейчас, что та, Царская Россия, была настоящей Великой Державой, а пришли ленинцы разрушили. Вот не согласна. Так как наши цари были в основном немецких кровей, бизнес в России вели в начале века в интересах заграницы, а иначе зачем они вкладывали в конце 18 века в нашу промышленность свои капиталы? Для нас что ли? Когда к власти пришел Николай 2, на Коронацию со всей России шли бедные люди на площадь, так как обещали кусок колбасы. Прочитайте. Население неграмотное, читать не умели, беднота дикая. Зачем сейчас говорят что в Царской России жить было "богато"! Глупости! Семьи царские и жили в столице, от безделья не знали что им делать, а остальная Россия ничего не видела. Теперь мы знаем, что Германия заплатила за Революцию. Но ведь Ленин то сказал нужные слова народу! " Землю крестьянам", "Заводы рабочим", "Пролетарии всех стран - соединяйтесь!" В этот момент народ и пошёл за Лениным! Бедных то было намного больше! За несколько лет люди узнали про книги, научились читать, научились мечтать. И ведь Ленин не отказался от помощи Европы! ГОЭЛРО, кто? Да почему же этот Николай 2 не думал, что далеко, в Сибири, мужику нужна была ЛАМПОЧКА! Знаете, да, были ошибки. Но мы сами виноваты. О нашей вине написал ещё А. С. Пушкин, про "Пастуха" и про "Овец". Вечно нас "ведет "Пастух", а мы, как "Овцы", его слушаем! Но скажу про себя. Моя мама была коммунисткой, родилась она спустя 10 лет после революции. Я была комсомолкой. Активной комсомолкой, и в школе, и в институте, и потом, на предприятии. И в 90тые не "повернулась", как и М. Тютёв, на 180 градусов, не предала своих учителей и свою маму. Нас, в СССР, хорошо воспитали, и о... [открыть весь текст]
| |
7. Галина в ответ пользователю Наталья Маслова [показать] | +   -1   – |
Наталья Маслова, Спасибо за стихи! Полностью совпадают с моими чувствами. СПАСИБО!!!
|
|
6. Галина в ответ пользователю ВС [показать] | +   +41   – |
ВС, считаю, что нельзя говорить, что всем было все равно... М ы просто были не готовы к такому повороту истории, растерялись, и, наверное слишком верили в справедливость...
|
|
5. Галина | +   -13   – |
Читаю, восхищаюсь, благодарю Михаила Тютева за правду, за память, за верность истории. Я с Вами, Михаил. А что касается памятников истории -- надо бы их по справедливости восстановить... только кто это сделает? Огромное спасибо, Михаил!!!
| |
4. ВС | +   +13   – |
Правильный заголовок - эпоха утрачена, страну СССР потеряли, но виноваты же сами. Развалились мирно, всем было все равно, значит были на то причины, такая тихая революция в 1991г прошла и всё. Теперь уже не вернешь.
Новая эпоха - новые праздники, так всегда было. | |
3. Наталья Маслова | +   -29   – |
Как Вы правы, Михаил...
Эдуард Асадов - России Ты так всегда доверчива, Россия, Что, право, просто оторопь берет. Еще с времен Тимура и Батыя Тебя, хитря, терзали силы злые И грубо унижали твой народ. Великая трагедия твоя Вторично в мире сыщется едва ли: Ты помнишь, как удельные князья, В звериной злобе, отчие края Врагам без сожаленья предавали?! Народ мой добрый! Сколько ты страдал От хитрых козней со своим доверьем! Ведь Рюрика на Русь никто не звал. Он сам с дружиной Новгород подмял Посулами, мечом и лицемерьем! Тебе ж внушали испокон веков, Что будто сам ты, небогат умами, Слал к Рюрику с поклонами послов: "Идите, княже, володейте нами!" И как случилось так, что триста лет После Петра в России на престоле, - Вот именно, ведь целых триста лет! - Сидели люди, в ком ни капли нет Ни русской крови, ни души, ни боли! И сколько раз среди смертельной мглы Навек ложились в Альпах ли, в Карпатах За чью-то спесь и пышные столы Суворова могучие орлы, Брусилова бесстрашные солдаты. И в ком, скажите, сердце закипело? Когда тебя, лишая всякой воли, Хлыстами крепостничества пороли, А ты, сжав зубы, каменно терпела? Когда ж, устав от захребетной гнили, Ты бунтовала гневно и сурово, Тебе со Стенькой голову рубили И устрашали кровью Пугачева. В семнадцатом же тяжкие загадки Ты, добрая, распутать не сумела: С какою целью и за чьи порядки Твоих сынов столкнули в смертной схватке, Разбив народ на "красных" и на "белых"?! Казалось: цели - лучшие на свете: "Свобода, братство, равенство труда!" Но все богатыри просты, как дети, И в этом их великая беда. Высокие святые идеалы Как пыль смело коварством и свинцом, И все свободы смяло и попрало "Отца народов" твердым сапогом. И все же, все же, много лет спустя Ты вновь зажглась от пламени плакатов, И вновь ты, героиня и дитя, Поверила в посулы "демократов". А "демократы", господи прости, Всего-то и умели от рожденья, Что в свой карман отчаянно грести И всех толкать в пучину разоренья. А что в недавнем прошлом, например? Какие честь, достоинство и слава? Была у нас страна СССР - Великая и гордая держава. Но ведь никак же допустить нельзя, Чтоб жить стране без горя и тревоги! Нашлись же вновь "удель... [открыть весь текст] | |
2. Современник в ответ пользователю Кузнецов Анатолий Никифорович [показать] | +   -14   – |
Кузнецов Анатолий Никифорович, всё верно. Вот что позавчера об этом дне написал Захар Прилепин:
"Всех, кто знает, что 7 ноября - великий день Всемирного Освобождения Трудящихся - с праздником. И ещё, это реально день, когда именно русские перевернули историю человечества. Вообще же в календаре таких дня минимум три. 7 ноября, 12 апреля и 9 мая. Но и две другие даты - выросли именно из 7 ноября. У сотен, тысяч других народов, и даже целых империй - и одной такой даты нет. А у нас - целых три. Мы - наследники потрясающего исторического богатства. Мы - дети невероятного и дерзкого народа, вершившего неслыханное." |
|
1. Кузнецов Анатолий Никифорович | +   -1   – |
Михаил Вы правы как всегда.. Как это грустно и верно..
|
Ваше мнение