Энциклопедии, словари и справочники
Образование дошкольное, общее, специальное (коррекционное) и дополнительное
Энциклопедии и словари | Миасс. Энциклопедический словарь | Образование дошкольное, общее, специальное (коррекционное) и дополнительное

Образование дошкольное, общее, специальное (коррекционное) и дополнительное. В образовательную систему Миасса входят 37 общеобразовательных школ (две ведомственные школы входят в систему Управления ЮУЖД.; школа "Экология и Диалектика" - негосударственное образовательное учреждение), четыре учреждения специального (коррекционного) образования, восемь учреждений дополнительного образования, 69 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (в т.ч. - семь ведомственного подчинения). В 2002 году в системе образования города работало около 2600 педагогических работников, среди них один имел звание "Народный учитель РФ" (учитель физики школы № 44 Г.Я. Грицай), 21 педагог - звание "Заслуженный учитель РФ", 152 - отличники образования. В системе общего образования в 2002 году работало 1226 педагогов. Из них 6.2% педагогов имели высшую квалификационную категорию, 45% - первую категорию, 25.6% - вторую категорию, что свидетельствует о высоком уровне профессионализма людей, занятых образовательной деятельностью.

Одним из главных источников развития городской образовательной системы является инновационная деятельность. Изучение состояния инновационных процессов в образовательных учреждениях проводится МГУ "Образование" по следующим направлениям: разработка пакета нормативно-методических актов по развитию инноваций, системное изучение инновационной деятельности в ОУ и формирование соответствующего банка данных, мониторинговые исследования по проблемам образования, реализация новых концепций образования и новых образовательных программ. В трех школах города в течение 10 лет осуществлялась целенаправленная инновационная деятельность: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 19 (экспериментальная площадка по созданию многопрофильной гимназии)", МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 18 (инновационная)" и МОУ "Миасская средняя общеобразовательная школа № 6" (работает по модели лицея). Учащиеся инновационных школ достаточно успешно выступают на научно-практических конференциях городского и областного уровней. В школе № 6 в течение последних семи лет проводятся научно-практические конференции научного общества учащихся (НОУ) по самым разнообразным направлениям исследовательской деятельности. С тех пор как с 2000 года в Миассе стали проходить общегородские научно-практические конференции НОУ, учащиеся школ № 6, 7, 9, 19 неизменно принимали в них участие, стабильно добивались высоких результатов. Итогом эксперимента стали аттестация и аккредитация школы № 19 как гимназии в ноябре 2002 года, школы № 6 - как лицея в январе 2003 года.

Практически все общеобразовательные учреждения города реализуют отдельные направления инновационной деятельности. Это экспериментальная деятельность по совершенствованию структуры и содержания общего образования в школах № 1, 4, 9, 17, 30, 35 и 42; научно-исследовательская деятельность учащихся (помимо вышеупомянутых инновационных школ, школы № 4, 7, 9, 10, 11, 16 и др.); организация работы с одаренными и аномальными детьми, проведение отдельных научно-прикладных исследований образовательного характера (школы № 1, 3, 4, 6, 9, 10, 14, 16, 18, 19, 25, 26, 42, 44 и др.); качественная реализация регионального компонента базисного учебного плана (все школы города); деятельность кружков и секций художественно-эстетической направленности (школы № 1, 3, 4, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 18, 19, 20, 26, 44 и др.).

В рамках своей основной деятельности проводят инновационную работу учреждения дополнительного образования детей. В детско-юношеских центрах "Надежда" и "Ровесник", Доме детского творчества "Остров" успешно реализуются декоративно-прикладное, эстетическое и познавательное направления. Центр детско-юношеского туризма и краеведения успешно реализует туристское, краеведческое и геологическое направления, на базе учреждения действует НОУ.

В течение последних лет наметилась положительная тенденция к увеличению охвата детей дошкольным образованием, в 2002 году 6687 дошкольников посещали детские сады города. Увеличивается показатель числа детей, поступивших в школы из дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Образованием дошкольников занимаются в Миассе 960 педагогов, из которых высшее образование имеют 22.3%, незаконченное высшее - 8.5%, среднее специальное - 67.4%. Из руководителей детских садов 61.6% имеют высшее педагогическое образование, остальные - среднее специальное. Совершенствование содержания дошкольного образования, форм и методов его реализации достигается, в частности, путем постепенного перехода детских садов на работу по вариативным образовательным программам. В ряде дошкольных образовательных учреждений города успешно реализуются инновационные программы ("Детство", "Радуга", "Росток", "Развитие", "Синтез", "Из детства в отрочество" и др.), способствующие развитию и социальной адаптации детей.

Задача предоставить каждому ребенку адекватные условия для его развития, воспитания и обучения реализовывалась МГУ "Образование" через организацию индивидуального подхода к детям в ДОУ и школе, через развитие сети специальных (коррекционных) дошкольных и общеобразовательных учреждений. Охват специальным (коррекционным) образованием составил в 2002 году 57.9% от числа всех детей, имеющих проблемы в развитии. В городе имеется четыре специальных (коррекционных) образовательных учреждения, в т.ч.: школа-интернат для умственно отсталых детей, специальный (коррекционный) детский дом, школа-интернат для детей, имеющих проблемы со слухом. На базе школ города в 2002 году функционировали 110 классов выравнивания, в которых обучались дети с задержкой психического развития. Городская психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) осуществляет осмотр детей с проблемами в развитии и рекомендует их родителям профиль образовательного учреждения для ребенка. Педагоги-психологи, входящие в ПМПК, систематически проводят семинары и тренинги для педагогов, работающих с аномальными детьми, вырабатывают методические рекомендации для учителей и воспитателей.

Ю. Добоний, И. Медвецкий


Материалы предоставлены МГУ "Культура", г. Миасс, 2003 год.
Публикуется с сокращениями.