Энциклопедии и словари | Новейшая энциклопедия Миасса | Макеев Виктор Петрович
Макеев Виктор Петрович (25.10.1924, посёлок Кирова, Московской обл. - 25.10.1985, г. Москва)
Из семьи потомственного рабочего. Трудовую деятельность начал по окончании 7 классов в 1939 году учеником чертежника, затем чертежником на авиационном з-де в Москве, с 1941 года - в Казани, куда завод был эвакуирован после начала войны. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряженного серийного производства самолетов Пе-2. Совмещая работу с учебой, окончил школу, с 1942 года учился в Казанском авиационном институте. В 1944 г. был переведен в Московский авиационный институт (МАИ), который окончил в 1948 г. В 1950 г. окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Баумана. С 1947 г. параллельно с учебой в МАИ работал в Особом конструкторском бюро С. П. Королева (ОКБ-1) НИИ-88 (Калининград Московской обл.) техником, инженером, ведущим конструктором. Участник создания оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11 ФМ. В 1950-1952 гг. работал инструктором отдела рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ.
В 1955 году Виктор Петрович по предложению С.П. Королева назначают гл. конструктором Специального конструкторского бюро (СКБ-385) в которое были переданы работы по ракетам Р-11, Р11-М и Р-11 ФМ. Позднее СКБ-385 переименовано в КБ машиностроения. С 1963 года Макеев назначен начальником предприятия и главным конструктором, с 1972 года - генеральный конструктор - начальник предприятия. Под его руководством КБ стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвленная кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая и решающая ныне задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота.
Результат деятельности В.П. Макеева и руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий - три поколения морских ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами Р-21 - первой ракетой с подводным стартом в 1963 году; Р-27 - первой ракетой с заводской заправкой топливом в 1968 году, ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 - первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-29 - первой отечественной твердотопливной БРПС межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1988); Р-29РМ -БРПЛ наивысшего в мире энергомассового совершенства. В 1962 г. КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО "Scud - В" (Скад).
По инициативе Макеева был создан Совет Главных конструкторов (СГК)
Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой стал Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объемов по длине ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, в том числе размещенных на ракете, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков заваркой заправочно-дренажных клапанов, транспортировка ракет в заправленном состоянии с заводов-изготовителей.
Под руководством Макеева создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет и решающая задачи отраслевого уровня.
Виктор Петрович вел большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. В 1960-1981 годах - заведущий кафедрой летательных аппаратов в Челябинском политехническом институте, в 1981-1985 годах - заведущий кафедрой проблем энергомашиностроения Московского физикотехнического института.
Явился инициатором организации сотрудничества Академии наук СССР, министерств отраслей промышленности, высшей школы в области механики конструкций из композиционных материалов. Выполненные под руководством и при участии Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом Академии наук СССР одними из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 гг.
Под руководством и при непосредственном участии Виктора Петровича велось строительство машгородка (северного района Миасса) с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта.
Значителен его вклад в развитие города, при его содействии решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, Иремельского водохранилища и промышленных водоводов; проектирование и строительство троллейбусного сообщения "Вокзал - машгородок"; проектирование, изготовление и монтаж телевизионной вышки, и ее оснащение аппаратурой цветного телевидения; строительство нового вокзала и др. объекты
Награжден орденами: Ленина, Октябрьской Революции, медалями.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В 1991 г. имя академика В.П. Макеева присвоено Конструкторскому бюро машиностроения, ныне это - Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный ракетный центр "КБ им. акад. В. П. Макеева".
Его именем названы проспект в Миассе, улица в Коломне, судно Северного флота ВМФ РФ. Установлены бюсты в Миассе, Коломне, посёлке Ненокса Архангельской области, в Челябинске в ЮУрГУ. Установлены мемориальные доски на доме, где он жил в Миассе, на зданиях, где работал в Златоусте и Миассе. Учреждены стипендии его имени в ЮУрГУ, Московском авиационном ин-те, Военно-морской академии им. Кузнецова.
Федерация космонавтики страны учредила медаль имени академика В.П. Макеева.
Совместным решением администрации, партийного и профсоюзного комитетов и комитета ВЛКСМ КБ машиностроения в мае 1988 г. учреждена премия имени академика В. П. Макеева.
Лит.: Клейман В.Л., Косой Л.М., Лукьянов О.Е. Генеральный конструктор Виктор Петрович Макеев. Баллистические ракеты подводных лодок России. Избранные статьи. Миасс, 1994, 1997; БСЭ, т. 16, Москва, 1974; В. А. Пяткин "Главный конструктор". Миасс, 1994; В. А. Пяткин. Генеральный конструктор. Миасс, 1997. В. Д. Доценко. "Морской биографический словарь", Санкт-Петербург, 1995; "Инженеры Урала", Энциклопедия. Екатеринбург, 2001. Ученые Южно-Уральского Государственного университета. Сост. Тульчинский С. В., Челябинск, 1998.
В. Дегтярь
ИллюстрацииПолезные ссылкиПрофессиональная деятельность, достижения, награды
- Доктор технических наук. 1965 г.
- Действительный член АН СССР. 1976г.
- Герой социалистического труда. 1961, 1974 гг.
- Лауреат Ленинской премии. 1976 г.
- Лауреат Государственной премии. 1968, 1978, 1983 гг.
- Почётный гражданин города. 1997 г.
- Кавалер ордена Ленина. 1956, 1961, 1963, 1974, 1984 гг.
- Кавалер ордена Октябрьской Революции. 1971 г.
- Заведущий кафедрой летательных аппаратов в Челябинском политехническом институтете. 1960-1981 гг.
- Заведущий кафедрой проблем энергомашиностроения Московского физикотехнического института.1981-1985 гг.
Ссылки по темеСвязанные рубрики