Энциклопедии, словари и справочники
Промышленное развитие города Миасса
Энциклопедии и словари | Миасс. Энциклопедический словарь | Промышленное развитие города Миасса

Промышленное развитие города Миасса. В Миассе работают более 30 крупных и средник промышленных предприятий. Основные отрасли промышленности - машиностроение и металлообработка. По объему выпускаемой продукции город входит в четверку наиболее крупных городов Челябинской области после Челябинска, Магнитогорска и Златоуста.

Исторически город начинался с основания медеплавильного завода на реке Миасс. Развитие города происходило по мере возникновения и развития на его территории промышленных предприятий в тесной взаимосвязи с этапами развития экономики страны.

Первый этап - 1773-1914 гг. связан с разработкой и использованием недр окружающей город территории, т.е. добычей и переработкой медной руды, золотодобычей, использованием лесных богатств. В этот период производственные предприятия закладывались, строились и развивались на территории вокруг искусственно созданного пруда, формируя так называемую "старую" часть города.

Во второй половине XVIII века на Южном Урале стала складываться горнозаводская промышленность. На купленных за бесценок у башкирских старшин землях вдоль восточных и западных предгорий и по берегам небольших рек были построены свыше 20 металлургических заводов. В 1754 году были пущены медеплавильный и железноделательный заводы в Златоусте. В долине реки Миасс было открыто несколько рудников по добыче медной руды: Тургоякский, Березовский, Чертанышский, Поляковский и другие. Появились первые рудничные поселения. В 1773 году Илларион Лугинин, владелец Златоустовского завода, направил Екатерине I прошение о разрешении строительства медеплавильного завода на реке Миасс. Берг-коллегия рассмотрела предложение Лугинина и удовлетворила его просьбу. 18 ноября (по новому стилю) 1773 года законодательно было утверждено право на строительство медеплавильного завода у реки Миасс, где фактически уже существовал населенный пункт. 18 ноября 1773 года считается днем рождения города. Новый завод был назван Петропавловско-Миасским. В августе 1777 года завод был пущен. По производительности среди подобных на Урале завод был средним. Документы свидетельствуют, что до 1800 года "медное производство продолжалось с выгодой". Завод выплавлял от двух до шести тысяч пудов меди в год. С 1777 по 1800 год было выпущено 86054 пуда меди.

В 1797 году в окрестностях Миасса впервые на Южном Урале открыто жильное золото. На месте находок золотосодержащих жил были созданы прииски. На плотине Миасского пруда в 1798 году была поставлена золотопромывная фабрика.

В 1804 году в Миасском заводе насчитывалось пять фабрик: медеплавильная на восемь печей, золотопромывальная с двумя толчеями, кирпичная и флюсовая, лесопильная на два станка, мучная раструсочная мельница на четыре постава, кузница на четыре горна. Завод имел пять действовавших и десять выработанных рудников. Некоторое время в начале 1800-х годов Петропавловско-Миасский завод являлся административным центром горнозаводского дела на Южном Урале. Здесь размещалось горнозаводское начальство. В четырех жилых кварталах насчитывалось 197 домов. Из 1773 человек, живших в Миассе, 553 работали на заводе.

В 1810 году плавление меди было прекращено из-за "убогого содержания руд". В 1816 году завод приспособили для переливки златоустовского чугуна в кричное железо. Железноделательное производство просуществовало 6 лет и было закрыто из-за нерентабельности.

В 1823 году управитель Миасского завода Порозов произвел опытную промывку песков на берегу реки Миасс. Золотые россыпи были обнаружены в долине рек Миасс, Атлян, Большой и Малый Иремель. В русле реки Ташкутарганки из 100 кубометров песка извлекали до пуда золота, причем большую часть составляли самородки. Начался новый период промышленного развития Миасского золотопромышленного района и Миасского завода.

В 1836 году здесь разрабатывалось 54 рудника и 23 золотые россыпи. Миасский завод стал крупным центром золотодобывающей промышленности. В 1830-1837 гг. добыча золота колебалась от 52 до 61 пуда в год и вплоть до 1861 года, шла практически на таком же уровне. Бывший медеплавильный завод был переоборудован в механические мастерские по изготовлению инструментов для добычи золота. В развитие миасских золотых приисков большой вклад внес создатель златоустовской стали П.П. Аносов. В бытность его в 1833-1847 гг. начальником Златоустовского горного округа Миасский завод занял в золотодобыче ведущее положение на Урале и в России. Миасский завод разросся и занимал более 300 десятин (около 327 гектар), его улицы проходили по центру заводского поселения и по косогорам Чашковского хребта. Позже по своему экономическому потенциалу он вышел в губернии на второе место после Оренбурга. За время управления округом Аносовым промыслы дали 790 пудов местного золота - в среднем более 50 пудов ежегодно.

К 1861 году происходит резкое падение добычи золота. При вольном найме рабочих стало невыгодно вести разработку рудников за счет казны. В 1877 году Миасские рудники были отданы в аренду "Миасскому золотопромышленному товариществу графа Н.В. Левашова, И.К. Дараган и Ко", позже переименованному в "Миасское золотопромышленное товарищество", рабочими которого было намыто в 1878 году - 113 пудов, а в 1879 году - 135 пудов золота.

По переписи в 1865 году в Миасском заводе числилось 9687 жителей обоего пола. К 1882 году насчитывалось 14715 жителей, до 150 каменных и 2000 деревянных домов - в два раза больше, чем в Челябинске в этот период.

Богатым источником экономического процветания Миасского завода была хлебоскупка. До постройки железной дороги Златоуст-Челябинск Миасский завод был крупным перевальным пунктом зерна, поступающего из Башкирии. Шесть мельниц, из них три паровые: заводчиков Данаева, Кузнецова, Поликарпова, Рассомахина - перемалывали до трех миллионов пудов зерна в год. Через Миасс проходили гурты скота из Казахстана. Имелось семь боен, салотопное, овчинно-шубное, кожевенное, мыловаренное и другие производства. К 80-м годам XIX века Миасский завод достиг вершины капиталистического развития. В Миассе имелось более 30 улиц, разделенных на 100 кварталов, две площади - Базарная у Петропавловской церкви и у собора Александра Невского".

После строительства в 1892 году железной дороги Златоуст-Челябинск экономический центр края переместился. В том же году намечалось осуществить прокладку железнодорожной ветки от Екатеринбурга до Миасса, однако после изысканий дорогу провели на Челябинск, что затормозило промышленное развитие Миасса.

Второй этап развития промышленного производства (1915-1940) связан с эвакуацией Рижского пилозубного завода и размещением его оборудования на базе бывшего медеплавильного завода.

Пилозубный завод (впоследствии напилочный), пущенный 23 февраля 1916 году, стал первым индустриальным предприятием города.

Революционные события 1917-1920 гг., борьба за установление советской власти привели промышленность в состояние разрухи. Для восстановления разрушенного хозяйства советское правительство приняло закон о национализации. По сведениям Губсовнархоза в Миасском уезде на 9 июля 1920 года было национализировано 67 промышленных предприятий. По данным переписи 1920 года в городе насчитывалось 23727 жителей. Напилочный завод с сентября 1920 года производил до 8 тысяч дюжин напильников в месяц. В 1920 году был образован Миасский золотой округ, вошедший в трест "Уралзолото", преобразованный затем в трест "Миассзолото". В 1923 году было организовано производство талькового порошка на старой Миасской золотопромышленной фабрике у озера Кошкуль. Получали его 500-600 тонн в месяц. В 1926 году в городе действовали напилочный завод и прииски треста "Уралзолото", а также ряд мелких предприятий.

В 1934 году была пущена вторая очередь тальковой фабрики. Получила развитие лесная промышленность, в годы первой пятилетки был создан Миасский леспромхоз. Появился новый вид производства: подсочка для сбора живицы - сосновой смолы, ценного сырья для химической промышленности, выработки скипидара и канифоли. В 1938 году в Миассе открылась контора треста "Лесхим". В 1939 году между станцией Миасс и Поликарповской мельницей, в 12 километрах от города, начались работы по строительству шарикоподшипникового завода.

Становление и развитие Миасского напилочного (пилозубного) завода, долгое время единственного в СССР, дало толчок дальнейшему развитию старой части города. Потребовалось строительство электростанции, затем ЧЭГРЭСа. В этот же период в окрестностях города строится первая в СССР тальковая фабрика, организуется промышленная разработка золотоносных россыпей с помощью драг.

Третий этап - размещение в черте города эвакуированных из центральных районов страны предприятий и организация выпуска на них военной продукции.

30 ноября 1941 года Госкомитет обороны принял решение о строительстве в Миассе автомоторного завода на базе эвакуированных цехов Московского автомобильного завода на строительной площадке, где начиналось возведение шарикоподшипникового завода.

В конце 1941 года из города Сталино был эвакуирован завод боеприпасов (№ 611), разместившийся в корпусах современной мебельной фабрики. В здании школы № 3 в старой части города разместился сажевый завод (№ 386). Из Москвы на Урал были эвакуированы цеха завода "Динамо" имени С.М. Кирова. Прибывшие в декабре 1941 года оборудование разместили на бывшей Поликарповской мельнице в здании мельзавода № 11. 15 января 1942 года динамовцы выпустили первую продукцию для фронта, положив начало основанию нового предприятия - "Миассэлектроаппарат". Строительство и дальнейшее развитие заводов автомобильного, "Миассэлектроаппарат" и других потребовало усиленное развитие строительных и строительно-монтажных организаций и предприятий, транспортных предприятий.

Увеличение выпуска металла в годы Великой Отечественной войны потребовало дополнительных объемов добычи известковых флюсов. В 1944 году началась промышленная разработка известняка в Березовском карьере. Развитие новых предприятий обусловило строительство жилых районов, составивших центральную часть города, поселков Динамо, Мелентьевка, Восточный и других.

Четвертый этап связан с созданием в конце 50-х годов XX века к северу от центральной части города крупных научно-производственных предприятий оборонных отраслей промышленности союзного значения: ГРЦ, ММЗ, НПОЭ и строительством северного района города - машгородка.

В 80-х годах в Миассе на 23 крупных предприятиях было занято более 50 тысяч работников. Действовало четыре горнодобывающих предприятия союзного значения: Тургоякоское рудоуправления, Хребтовсикй щебеночный завод, комбинат "Миасстальк", Миасский прииск.

В районе поселка Ленинск в 1973 году была пущена в строй мощная автоматизированная нефтеперерабатывающая станция. Предприятия стройиндустрии: кирпичный завод, завод железобетонных изделий, завод крупнопанельного домостроения, трест "Востокметаллургмонтажа" и ряд других специализированных строительных и монтажных предприятий и организаций.

5 мая 1982 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР: "За успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном развитии, и значительный вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне наградить город Миасс Челябинской области орденом Трудового Красного Знамени".

В последнее десятилетие XX века экономика города подверглись серьезным негативным воздействиям, что привело к сокращению объемов производства, безработице, снижению жизненного уровня населения. Ряд предприятий распались или обанкротились. Наряду с этим появились новые предприятия, устойчиво работающие в новых рыночных отношениях. Это: "Уралтерминалмаш", "АМС" (асептические медицинские системы), "Медикон", "Антарес" (тепловые системы), "Ивеко-Уралаз", ЗАО ПО "Трек", ЗАО "Пожтехника" и другие. Создаются и развиваются предприятия малого бизнеса.

Лит.: Морозов В.В. "Миасс - город в золотой долине", ЮУКн. из-во, Челябинск, 1983; Невраев И. "Промышленность Миасского уезда (1919-1922 гг.)" в сб. "Золотая долина", из-во "Челябинский дом печати", Челябинск, 1993; "Мой приветливый город Миасс", Геотур, Миасс, 1998; "Миасс", альбом-каталог, вып. 1, РД "Орфо", Миасс, 2000.


Материалы предоставлены МГУ "Культура", г. Миасс, 2003 год.
Публикуется с сокращениями.