Энциклопедии, словари и справочники
Телефонная сеть (ГТС) городская
Энциклопедии и словари | Миасс. Энциклопедический словарь | Телефонная сеть (ГТС) городская

Телефонная сеть (ГТС) городская. До 1904 года телефонной связи в Миасском заводе не было. Инициатором организации связи были купец А.В. Кузнецов и его брат - владельцы мельниц в Миассе, Челябинске, Троицке. Первая ручная телефонная станция - эриксоновский коммутатор емкостью 40-50 номеров системы МБ был установлен в помещении пождепо на территории механических мастерских Миасского золотопромышленного товарищества, ныне территория напилочного завода. В своем доме А.В. Кузнецов установил еще один коммутатор на 10 номеров той же системы. Линии были однопроводные. В 1912 году в городе была построена государственная телефонная станция. В 1938 году началась реконструкция телефонной сети. Вместо коммутатора системы МБ были установлены три коммутатора системы ЦБ 100×2, тоже ручного обслуживания. Коммутаторы были в употреблении на Челябинской ГТС. Для их установки было выделено новое помещение по улице Ленина, 4 - двухэтажное здание. Одновременно с монтажом коммутаторов проводилась реконструкция линейных сооружений. Однопроводные линии заменялись двухпроводными, воздушные провода частично были заменены кабелем. В 1939 году работы были закончены, емкость ГТС составила 300 номеров и обслуживала только старый город.

В 1940 году в районе станции Миасс-1 устанавливается ручной коммутатор МБ 30×2 системы местной батареи. В 1949 году емкость ГТС увеличивается на 220 номеров за счет монтажа двух коммутаторов ЦБ 100×2. Одновременно реконструируются линейные сооружения. В 1957 году к городской телефонной отнесли телефонную связь поселка Тургояк. До этого времени она относился к сельской. Несмотря на то, что к концу 1966 года емкость ГТС совместно с коммутаторами станции Миасс-1 и поселка Тургояк - 710 номеров, действовало 740 телефонов, в т.ч. на квартирах граждан 169 телефонов, 25 таксофонов, остальные на предприятиях города. Центральный район обслуживался телефонной связью от ведомственной ручной телефонной станции Уральского автозавода. Кроме телефонной станции автозавода ведомственные телефонные станции действовали еще на 14-ти предприятиях.

В 1963 году была положительно решена просьба городских властей о строительстве АТС. В 1964 году Новосибирским проектным институтом "Гипросвязь" был выполнен проект и рабочие чертежи на строительство первой районной АТС-3 емкостью 5200 номеров в городе Миассе. Строительство началось в апреле 1965 года и закончилось в 1967 году. На смену ручным телефонным станциям пришли автоматические АТС-54 декадно-шаговой системы. В 1969-1970 гг. принята на баланс от КБ Машиностроения районная АТС-2 ДШ емкостью 3104 номера, силами эксплуатационного персонала установлено 1000 номеров спаренного оборудования СУС-54. В 1969 году демонтированы ручные коммутаторы в южном районе города, на станции Миасс-1, в поселке Тургояк. К этому времени в городе действовало 5527 телефонов, из них 3643 квартирных, 54 таксофона.

В 1974 году построена и принята на баланс от КБ Машиностроения АТСК 100/2000 емкостью 200 номеров в гостинице "Нептун", в машгородке. В 1980 году построена и принята районная АТС-5 ДШ емкостью 5100 номеров, увеличился объем линейно-кабельных сооружений. В 1985 году расширена на 4500 номеров АТС-2. В 1987 году принята в эксплуатацию новая районная АТС-4 координатной системы емкостью 3050 номеров в поселке Строителей. В 1989 году принята новая районная АТС-6 координатной системы емкостью 4100 номеров. На АТС-3 установлено 1000 номеров спаренного оборудования. К концу 1990 года монтированная емкость ГТС составила 27466 номеров, в т.ч. 26200 абонентских, в их числе 20405 квартирных телефонов. 23395 абонентов имели автоматический выход на АМТС города Челябинска. На улицах города действовало 437 таксофонов. В 1992 году смонтированы и приняты в эксплуатацию АТС малой емкости - подстанции АТС-5: АТСК-56, АТСК-57 общей емкостью на 400 номеров в поселке Динамо. АТСК-59 емкостью 400 номеров в районе Пугачевской горки и улице Академика Павлова, смонтировано 1000 номеров спаренного оборудования СУЕ-54 на АТС-5. В 1995, 1997 годах АТС-6 расширена на 3000 номеров.

В 1998 году введением в эксплуатацию АТСЦ "Линия УТ-100" монтированной емкостью 19440 номеров начинается внедрение АТС нового поколения - цифровых АТС. В 1999 году АТС-3, АТС-5 декадно-шаговой системы демонтируются как морально устаревшие. Внедрение цифровых АТС явилось огромным шагом вперед. Они имеют ряд преимуществ перед аналоговыми: надежность в эксплуатации, простота построения сети, дополнительные услуги для абонентов (переадресации, побудки, время, возможность не только разговора, но и одновременно передачи данных). Заложены основы для перспективного развития. После окончания строительства цифровой радиорелейной линии от Миасса до Чебаркуля абоненты АТСЦ будут иметь цифровой доступ до АМТС Челябинска и далее по всему миру с высоким качеством, увеличением количества предоставляемых услуг.

У истоков развития телефонной связи в городе были люди, отдавшие этой работе всю трудовую деятельность: инженер станционной службы С.Г. Шпектор, проработавшая 44 года; кабельщик-спайщик, мастер связи Г.А. Ваулин, проработавший 30 лет, начальник цеха ГТС, заслуженный связист РСФСР Г.Н. Маркина, проработавшая 37 лет.


Материалы предоставлены МГУ "Культура", г. Миасс, 2003 год.
Публикуется с сокращениями.