Затянул я с рассказом про Егора Митрофановича. Казалось бы, один из самых известных людей старого (да и нынешнего тоже) Миасса, множество сведений, легенд, мифов – благодать, знай себе пиши, да списывай…. А вот не идет что - то! И первое, на чем я «споткнулся», что поразительно, лежащее, так сказать, на поверхности, у всех на виду и на слуху – это фамилия золотопромышленника. Мы все, и я в том числе, и научные сотрудники краеведческого музея привыкли к написанию и произношению фамилии как Симонов, а ведь правильное написание (и произношение при этом резко меняется) - Симанов. Тому есть непреложные доказательства на старом кладбище около Свято – Троицкой церкви. Там частично сохранилось еще надгробие могилы его отца: «…мастерового Миасского завода, скончавшегося 24 июня 1872 года на 84 году от роду» (такова надпись). В почти первоначальном (хотелось бы верить) виде, сохранился надгробный памятник его матери, Вассы Абрамовны Симановой, скончавшейся 24 марта 1878 года 85 лет от рождения. Так же сохранилось надгробие брата - Симеона Митрофановича Симанова, скончавшегося 4 июня 1904 года 78 лет от роду (на 13 лет, однако, старше он своего брата Георгия). В точности родства тут нет никаких сомнений, так как сбоку на надгробии высечена надпись: «Да будет тебе вечная память от брата Георгия Митрофановича Симанова». Как мы знаем, в старину, да и сейчас впрочем, имена Егор и Георгий были равнозначны. А вот с третьей стороны памятника высечена надпись такая: «Здесь покоится раба Божия Екатерина Поликарповна Симанова». В старину была распространена практика хоронить родных в могилы ранее представившихся и довысекать имена на мраморе надгробия. Подобных случаев и на этом кладбище немало, особенно жен «добавляли» к мужьям и наоборот. Но в этот раз меня смутили цифры дат. Вполне допускаю, что за давностью лет что – то стерлось или я что - то прочел неправильно (вообще – то надпись довольно четкая), но допустить ошибки при высекании надписи не могу. Вот как мне удалось прочесть: «…скончалась 21 декабря 1823 года 74 лет от роду». Значит родилась она в 1749 году, за 24 года до основания Миасского завода (города Миасса). Кто же она? Бабушка? И через 79! лет в её могилу хоронят её внука? или даже правнука!? Симеона. Может этим фактом заинтересуются «компетентные органы» - я имею ввиду научных сотрудников музея?
Прогулки по старому кладбищу занятие преинтересное – как раз в это время зазвонил телефон:
- Ты где?
- На старом кладбище.
-???, и что делаешь?
Изучаю историю.
Тут как – то остро ощущаешь непознанность своего прошлого, непредсказуемость, как говорится.
« В 1889 году при кладбище в Миасском заводе был построен Свято-Троицкий храм на пожертвования местных благотворителей М. П. Популовского, Е. М. Симонова, А. Д. Романовского, Г. Т. Мозжухина, П. В. Дунаева, А. С. Маклакова, М. П. Шишкина. За построение Свято-Троицкого храма купцы Н. Ф. Беляев, М. П. Популовский и золотопромышленник Е. М. Симонов получили благословение Святейшего Синода с грамотами» - это строка из текста Натальи Асташовой, (главный хранитель Миасского городского краеведческого музея – на тот момент) Вот надгорбие М. П. Популовского, вернее, его сегодняшнее состояние, то, что от него осталось….Вот надгробие Иоанна Глебовича Мозжухина,25 лет от роду, видимо сына Г.Т. Мозжухина. Вот фрагмент надгробия минеролога Константина Андреевича Шишковского, личность, узнав о его смерти, члены Российской академии наук почтили его память вставанием на своем заседании.
«14 декабря 1896 года в Миасском заводе состоялось открытие Миасской сельской больницы, которая по своему устройству занимала первое место среди сельских лечебниц Оренбургской губернии. На строительство больницы было затрачено 22.5 тысячи рублей, из которых 12 тысяч были отпущены из казны, а остальные пожертвованы миасским купцом Василием Ильичем Кузнецовым, который был главным строителем больницы.
Он же являлся попечителем церковно-приходского училища, на которое ежегодно жертвовал 200 рублей серебром, за что был награжден Библией от Святейшего Синода и за благотворительность в пользу школы получил вторую награду — большую серебряную медаль, для ношения на шее», – (из материалов краеведческого музея). Вот такой, более – менее сохранившийся, единственный на всё кладбище, склеп был над останками Василия Ильича. Прошлогодний ураган, что натворил страшных бед на Ильменском фестивале, повалил много старых тополей и на кладбище…вот во что превратило упавшее дерево массивное мраморное сооружение.
Путешествия среди старых могил исторически интересны, но пора вернуться к Егору (или Георгию) Митрофановичу. Ведь мы же по музею договорились бродить. Серебряную медаль была не только Василия Ильича Кузнецова, но и у Георгия Митрофановича. В 1887 году он принял участие в Сибирско-Уральской промышленной выставке, которая проходила в Екатеринбурге. Экспонаты этой выставки легли в основу создания Екатеринбургского краеведческого музея. Симанов предоставил на выставку золотопромывальную машину за что и был награжден Большой серебряной медалью. На «просторах» интернета мне удалось найти полный фотоотчет об этой выставке. Вот та промывальная машина. Кстати, первоклассные фотографии, и сделаны они нашим земляком, персонажем моего следующего рассказа, замечательным и знаменитым фотографом Вениамином Леонтьевичем Метенковым (написал эту фамилию и быстренько полез в свой архив, глянуть, правильно ли написал (однажды и с этой фамилией у меня случился небольшой конфуз). Как вы конечно догадались, смотрел я на снимок надгробия. Его, Вениамина Леонтьевича, матери – Афанасии Степановны. Но о фотографе Метенкове рассказ будет позже.)
«За вклад в общественную и духовную жизнь города Егор Митрофанович Симонов получил звание потомственного почётного гражданина Миасского завода — это звание присваивалось за многолетний значительный вклад в развитие родного города и благотворительность. Ни одно крупное строительство в городе не обходилось без его помощи. Много средств он жертвовал на храмы. Егор Митрофанович лично обращался с просьбой в 1873 году об отводе рыночной площади под постройку церкви. (Речь идет о храме Александра Невского, что был на месте сегодняшнего общежития на конечной остановке маршрута №1, - от автора) Рядом с храмом Егор Митрофанович на собственные средства построил часовню, «Памяти царя освободителя» (разрушена в 1940-е годы). На средства миасских купцов, в том числе, Егора Митрофановича, была построена Свято-Троицкая церковь, за это он был награжден Священным Синодом. Много лет Е. М. Симонов был старостой миасских храмов. Эта должность не оплачивалась. Сам староста много жертвовал на ремонт храмов, на приобретение икон, книг, церковной утвари. Также он много лет был Почетным смотрителем различных учебных заведений. В 1899 году в Миасском заводе было начато строительство низшей ремесленной школы, средства для которой были собраны местными купцами и промышленниками. На средства Егора Митрофановича была построена домовая Георгиевская церковь» - это опять я опять цитирую (поэтому и не меняю написания фамилии моего героя) материалы краеведческого музея. Вот… несколько слов про почетного гражданина… лет пятнадцать, примерно, назад, как только возникла идея создать галерею почетных граждан города, что расположилась сейчас в фойе зала заседаний администрации, возникло и предложение начать эту галерею портретом потомственного гражданина Симанова. Но портрет Егора Митрофановича до сих пор пылится на полке. Нет, говорят чиновники, соответствующего «тугомента», постановления тогдашнего собрания депутатов.
И еще…про домовую Георгиевскую церковь. Сейчас уже мало кто и вспомнит, про ремесленную школу, где была церковь. Себя я корю за то, что мало снимал в свое время. Но вот хотя бы внешний вид мне удалось снять. Съемка примерно 1985 – 86 годов. В то время в этом здании располагалась вспомогательная школа, её перевели как раз из Симановского дома. Обратите внимание на куполочек на крыше – это принадлежность церкви.
Про Егора Митрофановича, байки про золотую крышу, про его сына - баламута Василия много можно найти в интернете, кому интересно. Да, вот за что «зацепился» мой глаз, когда я рассматривал фотографии с Сибирско – Уральской промышленной выставки 1887 года. Медведь! Вернее чучело. На двух фотографиях я разглядел их, и позы медведя (расположение его лап) очень перекликаются с «нашим» музейным медведем. Даже дубина в лапах. Ну, это так, к слову….