Фотогалерея Миасса. К 95-летию краеведческого музея
К 95-летию краеведческого музея
Помните, как у Михалкова (старшего): « Я поведу тебя в музей! – сказала мне сестра….» Вот привязалась строчка. Не сестра, скорее, дата меня в музей повела. Краеведческому музею в этом году исполняется 95 лет, а стаж довольно близкого знакомства с ним (музеем) с середины восьмидесятых годов прошлого (аж) века не позволяет мне не заметить этого юбилея.
«Пожалуй, начну-ка я свой поход в музей, выйдя из маршрутки на пару остановок раньше, чем надо, и пешком дойду до Симоновского особняка. Так сказать, для настроя души на исторический лад», – с этой мыслью я вышел у Шадринского моста и, перейдя реку Миасс, сразу встретил пунктик настроя: первый дом, где начинался наш музей. Улица Пролетарская, дом №1, там, где сейчас располагается Сбербанк (фото 1). Здание построено в конце 19 века. Было оно одним из лучших зданий города, выполненное, если говорить научным языком, в неорусском стиле. Здесь в 1920-м году и расположился вновь созданный краеведческий музей. В современных фондах музея чудом сохранился снимок одной из витрин музея почти вековой давности (фото 2) Потом здесь же располагались внешкольные мастерские: кабинеты труда для школ старого города. Фотографировал я эти мастерские для газеты «Миасский рабочий», помнится, поводом для этого послужило обрушение части потолка в слесарной мастерской, слава Богу, дело было ночью…. Да, в 1920 году эта улица еще звалась, как и до революции, Церковной. Первое переименование улиц в нашем городе произошло лишь только в 1927 году. Тогда улица Береговая стала Свердловской, Златоустовский тракт стал улицей Ленина, Орловская стала Октябрьской, Кладбищенская же превратилась в Советскую, Шадринский переулок почему-то стал Детским. А дом №1 по улице Церковной (Пролетарской) (фото 3, фото 4) до революции принадлежал купцу Популовскому. Михаил Петрович Популовский имел мыловаренное производство, занимался выделкой шкур, жертвовал немалые суммы на городские нужды, в частности, на постройку Свято-Троицкой церкви. Первым директором музея стал Эммануил Иосифович Мали (эта личность достойна отдельного рассказа, фото 5) педагог, краевед, художник. Потомки его и сейчас проживают в городе (у моего сына, когда он ходил в садик, в группе был мальчишка с такой фамилией). Помнится, видел среди экспонатов музея небольшую вазу из стеатита, собственноручно вырезанную Мали. Попрошу сотрудников музея показать, может и другие экспонаты есть в запасниках, связанные с Эммануилом Иосифовичем. В связи с созданием музея в памяти всплывает еще одна фамилия – Леонид Кулик (фото 6). Он еще в 1911 году работал помощником лесничего в Миассе (или как тогда – в Миасском заводе), сотрудничал со знаменитой Радиевой экспедицией Вернадского. Он стал первым исследователем Тунгусского метеорита, неоднократно организовывал и возглавлял в конце двадцатых годов двадцатого века экспедиции к месту его падения. Да, еще одна фамилия – Кураев (фото 7), один из первых сотрудников музея. По образованию Николай Иванович был геолог и открытие месторождения полиметаллических руд (в том числе и золота) у поселка Мелентьевка «его рук дело». Хотели даже Мелентьевку Кураевкой назвать. Так, за воспоминаниями добрел я до площади Труда. У неё тоже несколько названий было: Петропавловская (до революции), площадь имени Шверника (был такой политический и профсоюзный деятель, фото 8 – об этой фотографии я не раз писал в газете «Миасский рабочий», в частности в №28 от 13 марта 2014 года). Известный краевед Петр Правдин утверждает, что еще и Базарной она именовалась. Но я же всё про музей: на площади этой он тоже был, в самом Петропавловском храме (фото 9)«квартировался» в конце двадцатых годов. На площадь Труда выходит также Октябрьская улица, где в доме купца Лесина (фото 10, фото 11) музей размещался самое долгое время и, пожалуй, самое драматичное: с середины тридцатых,(на этих снимках - посещение музея детьми в сороковые годы ХХ века: фото 12, фото 13) все военные годы, вплоть до 1995 года (а эти снимки сделаны в конце восьмидесятых годов, также в доме купца Лесина: фото 14, фото 15), когда музей вновь получил в свое владение Симоновский особняк (фото 16). Он, музей, располагался уже в Симоновском, где-то года с 1923 и по 1928, до переезда в Миасс педагогического техникума из Златоуста. Так сказать «второе пришествие». Далее, на траверзе (перпендикулярно моему движению по Пролетарской) остается улица Свердлова с замечательно сохранившимся зданием треста «Миассзолото», (говорят, там было дворянское собрание). В этом доме тоже размещался музей, было дело. Вот, около этого здания (фото 17, фото 18) проводит занятия со своими учениками художник и педагог Надежда Васюкова. Снимок середины восьмидесятых годов прошлого века (тогда я готовил первую свою фотовыставку по старому городу). Многих учеников Надежды Александровны вдохновляли тогда живописные уголки старого Миасса. Сейчас таких уголков стало в разы меньше, к сожалению.
За плотиной уже показался комплекс зданий золотопромышленника, потомственного почетного гражданина города Егора Митрофановича Симонова. Но рассказ про Симонова, историю его домов и про другие экспонаты музея будет немного позже.
Александр Мизуров