75 лет назад в районе строящегося автозавода произошла страшная железнодорожная авария.
16 ноября 1944 года на подъездном пути Уральского автозавода им. Сталина, примыкающего к станции Миасс ЮУЖД, произошло крушение рабочего поезда в составе пяти пассажирских вагонов и кольцевого угольного маршрута.
История железнодорожной катастрофы, мало значительной в масштабах всей страны, но имеющей большое значение для истории города, обрастала новыми подробностями, но до поры-до времени никак не проясняла два основных вопроса: какого числа произошла авария (собеседники называли разные числа) и сколько человек погибло (цифра колебалась от 30 до 200…).
Прежде чем обнародовать официальные документы, поясним с помощью миасского писателя Бориса Миронова, что же такое мотовоз и зачем он был нужен Миассу.
В книге "Война была ещё вчера" читаем:
"Город был перенаселён. Нынешний центр, так называемый автозавод, только строился и являл собой построенный на скорую руку посёлок, почти сплошь состоящий из бараков. Они были не в состоянии вместить всех работников автозавода, и потому огромное количество их, не считая коренного населения, проживало в старом городе. Здесь же размещались городские власти, культурные учреждения, почти все магазины, большой и шумный рынок. Короче говоря, здесь располагался центр города.
Трудящихся возили на работу на поезде. Точнее, на поездах. Конечная станция находилась на улице Второй Ильменской сразу же за Трудовым переулком. Сюда по утрам со всех концов старгорода устремлялись толпы работников. Они до отказа заполняли четыре вагона. На нижних полках сразу же начиналась игра в карты. На вторые и третьи багажные забирались желающие доспать. Поезд шёл до станции Мотовозной, что рядом с теперешним путепроводом. Здесь народ высыпал из вагонов и спешил к переходу через стальную союзную магистраль к остановке, где их уже дожидался второй мотовоз. Он доходил до самой проходной автозавода.
Эти две сцепки назывались мотовозами, потому что по первости вагоны перемещались именно мотовозами. И только потом их заменили настоящими паровозами, а название так и осталось".
А теперь перейдём к ответам на поставленные вопросы. Итак, когда?..
Во время экспедиции на улицу 30 лет ВЛКСМ (бывшая Вторая Ильменская, по которой когда-то ходил мотовоз) юные краеведы школы № 11 встретились с Людмилой Захаровой, у которой в аварии погиб дядя Анатолий Ваньков. Людмила Николаевна показала школьникам свидетельство о смерти дяди, где была чётко указана дата гибели - 16 ноября 1944 года.
Ответ на второй вопрос (и на много-много других) дали документы, предоставленные ведущим специалистом дирекции по персоналу АЗ "Урал" Татьяной Ильинковой, а именно официальный акт о причинах крушения, составленный прокурором Нечипоренко совместно с представителем НКВД Миасса и ревизором движения Ароновым.
Пользуясь указанными в протоколах суда цифрами, мы попытались восстановить ход событий, произошедших 16 ноября 1944 года.
15:50 - на станцию Миасс в адрес автозавода ЗИС прибывает угольный кольцевой маршрут. Начальник станции Лежнев требует прислать с завода маневровый поезд.
16:00 - прибывший маневровый поезд прицепляют к составу, который стоит на третьем пути.
16:15 - на перегоне "станция Заводская - Миасс" по имеющемуся однопутному графику между заводом и станицей начинается движение пассажирского рабочего поезда.
17:45 - по прибытии рабочего поезда после второго рейса начальник железнодорожного цеха Хейман даёт указание сменному помощнику начальника ЖДЦ Муфтееву через диспетчера, находящегося на станции Миасс, отправить кольцевой маршрут с углём на завод. Диспетчеру станции Заводская о необходимости задержать рабочий поезд для пропуска угольного маршрута не сообщают.
17:50 - со станции Миасс на станцию Заводская отправляется угольный маршрут.
17:55 - в соответствии с расписанием диспетчер станции Заводская отправляет рабочий поезд на станцию Миасс.
18:05 - на втором километре пути происходит столкновение поездов. В результате аварии погибают 23 человека, ранено 17. Повреждено 10 метров пути. Перерыв движения по подъездному пути - 18 часов.
Согласно приложенной к документам справке, стоимость повреждённых паровозов при крушении составила 31500 рублей, стоимость повреждённого состава - 30 тысяч рублей.
Как указано в техническом заключении, основной виновник крушения - начальник железнодорожного цеха А. О. Хейман - "допустил незаконное вмешательство в оперативное руководство движением поездов на подъездном пути, без ведома диспетчера станции Заводская дал распоряжение отправить кольцевой угольный маршрут со станции Миасс, зная, что по существующему расписанию уже производилось движение пассажирского поезда с рабочими на перегоне "станция Заводская- станция Миасс". (…) Согласно утвержденному расписанию движения пассажирского поезда работа других единиц локомотивов прекращается до окончания перевозки рабочих. Этот порядок Хейман знал хорошо".
Выездная сессия областного суда приговорила Хеймана к высшей мере наказания (которая определением Верховного суда была заменена десятилетним сроком заключения), а сменного помощника начальника ЖДЦ Муфтеева - к десяти годам тюрьмы.
За причинённый ущерб суд постановил взыскать с осужденных Хеймана и Муфтеева с солидарной ответственностью в пользу Уральского автозавода им. Сталина 64500 рублей.
…И всё-таки один вопрос так и остался без ответа. Некоторые из миасцев упоминают о некой "первой" аварии с мотовозом. Была ли она и, если да, когда и при каких обстоятельствах?.. В этом нам ещё предстоит разобраться…
Вместо заключения…
В ноябре 2018 года молодые автозаводчане во главе с председателем молодёжной комиссии профкома Инной Сивань в рамках волонтерского проекта "Помним" установили в сквере на Предзаводской площади камень в память о первых автомобилестроителях, трагически погибших в железнодорожной катастрофе 16 ноября 1944 года.
Ранее они же нашли и благоустроили братскую могилу на кладбище у Свято-Троицкого храма в старой части города.
Обсуждение
3. Владимир | +   -30   – |
Может ещё кто знает подробности той страшной катастрофы?! Живы ли свидетели либо потомки первых рабочих АвтоЗИС??? Моя мама работала в те годы, но в день катастрофы была дома в деревне (отпустил начальник на два дня). Она лишь знала то, что сейчас приведены воспоминания в первой части.
| |
2. Валерий | +   -90   – |
В первой части в воспоминаниях Бориса Петровича Степанова говорится о том, что буханка хлеба стоила 3000 рублей. Здесь приводится общая стоимость ущерба в 60 тысяч с небольшим. Двадцать буханок хлеба? Где именно неточность?
| |
1. Ольга | +   +20   – |
Ребята из молодежного профкома автозавода молодцы. Важное и нужное дело сделали. Только почему об этом вот нигде не писали?
|
Ваше мнение