75 лет назад в районе строящегося автозавода произошла страшная железнодорожная авария.
16 ноября 1944 года на подъездном пути Уральского автозавода им. Сталина, примыкающего к станции Миасс ЮУЖД, произошло крушение рабочего поезда в составе пяти пассажирских вагонов и кольцевого угольного маршрута. Вот как вспоминает об этом старшее поколение миасцев.
Антонида Григорьевна Жмаева:
"Я пришла на завод 15-летней девчонкой в 1942 году. В день аварии немножко опоздала и не успела в первый вагон - заскочила в последний. Сели с подружками на скамеечку, песню про завод запели - мы всегда песни пели, молодые были, весёлые.
И вдруг - стук, грохот, крики. Я с лавки слетела, затылком об её край ударилась. Девчонки на пол повалились. Мотовоз остановился. Мы ничего не поняли: почему затормозили так резко?..
Вышли из вагона - батюшки! Зрелище страшное: вагоны всмятку, разруха сплошная… Среди разломанных досок где рука торчит, где нога… Взрослые остались помогать, а мы через болото (сейчас район Комарово) побежали домой. Заскочила с избу, кричу: "Мама, я могла помереть!". А она заплакала: "Антонида, сколько же тебе досталось…".
Пока пути восстанавливали, нас возили на газгенах. Работать продолжали, будто ничего не случилось. Даже те, кто сильно ушибся, всё равно пришли на завод. Никто не устраивал похорон, гражданских панихид. Списков погибших не вывешивали.
Ходили мы потом на кладбище, видели памятник. Недолго он простоял. Времена-то были тяжёлые, военные, его быстро сожгли, потому что у людей дров не было".
Наталья Константиновна Рябцова:
"Моя тетя Лидия Ивановна Студенкина тоже погибла в этой железнодорожной катастрофе.
В 1944 году Лиде исполнилось 16 лет, и она устроилась на автозавод, в цех мотор. Была она черноглазая, симпатичная, круглощёкая, весёлая, всё в руках горело. В святочные дни собрались они с подружками погадать, бросали валенки через забор (жили на станции Миасс-1, в железнодорожных домах). Валенок Лиды почему-то не упал, а встал ровненько на тропинке. Шедшая мимо бабушка-соседка, увидев это, покачала головой: "Лида, милая, не гадай больше, ты в девках умрёшь…". Слова оказались пророческими. Лиду, погибшую в аварии, родные нашли под грудой угля…".
Борис Петрович Степанов:
"В тот день в "Энергии" должны были показывать кинофильм "Таня". Моя смена была на два часа короче, чем у брата, слесаря в цехе мотор, поэтому я уехал раньше и купил билеты.
В назначенный час я долго ждал Виктора у кинотеатра, понял, что он не придёт, продал его билет и пошёл один, думая, что брат заночевал в цехе (такое бывало нередко).
Утром мать, собираясь на работу, вытащила из печки котелок с картохой в мундире, а в это время прибежала двоюродная сестра Зина Улатова и с порога крикнула: "Виктор дома?.. Значит, он погиб!". Котелок из рук матери выпал, вся картошка рассыпалась по полу…
На другой день пришли звать мать на опознание в морг. Она опознала легко - лицо не пострадало, только нога была сломана. Но тело ей не отдали, так как почему-то было указано, что погибшего зовут Сергей. Пришлось матери предъявлять документы и доказывать, что это её родной сын Виктор. Через два дня привезли нам гроб и 3000 рублей денег (столько стоила тогда буханка хлеба). В модельном цехе сделали деревянный памятник, на нём было написано всего пять фамилий и указана дата - 18 ноября 1944 года.
Сколько человек в аварии погибло, точно не знаю. Был я на суде, а суд тогда был в здании, где сейчас швейная фабрика. Там кое-кто говорил, что погибло 98 человек, а другие называли цифру 102. Судья вообще не называл количество погибших…".
Владимир Петрович Степанов:
"Когда произошла трагедия, мне было всего два года, так что никаких подробностей не знаю. Но слышал, что авария была не одна. Первое столкновение двух мотовозов обошлось без жертв: оба машиниста успели вовремя затормозить. Те, кто там был, спрыгивали на ходу из вагонов. Все отделались лёгким испугом. А вот во второй раз уже не обошлось…".
Клавдия Ивановна Ершова:
"Мой отец Иван Михайлович Пономарёв был машинистом на том самом мотовозе. Он чудом остался жив и скончался только в 1999 году. "Мы с братом (ему было 15, мне 13 лет) в день аварии лежали в больнице.
Помню, утром в нашу палату пришли люди с подарками. Мы ничего не поняли, но было тревожно: из больничных коридоров доносились крики и стоны людей, пострадавших в аварии".
Тамара Николаевна Рыкова:
"Я в это время училась в ремесленном на наладчика. На другой день после аварии пришла в училище, а кто-то говорит: "Ох, и авария вчера была! Мотовоз с паровозом столкнулись, столько людей погибло!". И что-то мне так страшно сделалось… "Ой, девчонки, побегу я домой!".
А у меня брат не пришёл вчера с работы, Саша Якушев, на два года старше меня был. Пришла домой, мама открывает дверь, я ей: "Мам, Сашки нет? Авария была на мотовозе, убитых много!".
Отцу уже на работе сказали про аварию, он сразу в больницу. Вернулся, ничего не говорит, только плачет: "Всё, убили нашего Сашку!". В первом вагоне брат ехал, ему голову расплющило…"
Софья Михайловна Воробьёва:
"В марте 1943 года меня прямо из 7 класса забрали в ремесленное. Практику проходила в инструментальном цехе, туда же и работать пришла. Ехала в этом самом мотовозе, в последнем вагоне.
В первом вагоне, в тамбуре, стоял парень из нашего цеха. Когда услышал гудки, спустился на подножку, увидел, что навстречу поезд идёт, и на полном ходу спрыгнул. Аж ноги вылезли из ботинок! Перекувыркнулся в воздухе, ушибся сильно, но остался жив.
Помню, что Гена Барон с травмированными ногами в больнице лежал, у Клавы Поповой что-то с руками произошло. А Петя Белков, наш инструментальщик, так и остался инвалидом на всю жизнь: нога у него пострадала. С нашего отделения погиб один электрик. Родители забрали его тело и хоронили сами. Завод давал гроб, одежду, обивку для гроба…".
Борис Ильич Дорофеев:
"На завод я поступил 28 марта 1942 года. Станки часто выходили из строя, и в день аварии тоже сломался вал. Мне сказали: "Пока не сделаешь, домой не пойдёшь!". И не успел на мотовоз. Дали мне два талона в столовую "с мясом" и один "без мяса", я наелся и лёг спать на верстаке. Батареи горячие - одному боку горячо, другой мёрзнет.
Утром приехал домой, а там бабушка и мать ревут. Узнали, что была авария и что все погибли. Меня увидели - обрадовались, давай обнимать. Я, можно сказать, родился в рубашке.
А вот друзьям моим не повезло. Саша Якушев, Виктор Степанов, Свинин (кажется, Юрой звали) погибли. Мы с ними всегда вместе ездили. Заберёмся, бывало, на верхнюю полку и песни поём. Хоть и голодные, а шустрые, весёлые были.
…Не попал я на похороны друзей. Просился у мастера, а тот отказал: "Некому работать!".
Анна Фадеевна Чащина:
"В день аварии ехала я в третьем вагоне. Ушиблась до синяков, но всё равно пошли с подружками пешком до города и, не заходя домой, прямо в измазанных фуфайках отправились смотреть кино.
Помню помощника машиниста: красивый парень был, всё время подавал гудки. Так с гудком в руке и погиб, приплюснуло его в кабине.
На другой день, несмотря на шишки и синяки, вышли на работу. Мастер Слепов подбадривал: "Ну, девчонки, давайте работать, надо план выполнять!".
…Ходили слухи, что это была диверсия, вредительство, что специально так сделали - пустили сразу и товарняк, и мотовоз. А как на самом деле, не знаю…".
Людмила Захарова:
"Мой дядя Анатолий Иванович Ваньков несовершеннолетний был. Жил у старшей сестры на автозаводе, домой в старый город не ездил, работал, кажется, в цехе мотор. В день аварии у него был выходной (первый за много месяцев), и вечером он поехал в кино, залез в первый вагон, забрался на верхнюю полку и заснул… Его потом только по варежкам и узнали, когда уголь разгребли. Схоронили в своей могиле, не в братской...".
Виталий Максимович Акимов:
"Брат Александр работал в цехе мотор слесарем. Когда он не пришёл вечером домой, мы не волновались, потому что они с друзьями частенько, захватив из дома картошки, оставались ночевать прямо в цехе.
Утром по городу поползли слухи об аварии на мотовозе. Мама побежала в городскую больницу искать сына, не нашла и вернулась ни с чем. Рассказывала мне, что в больнице почему-то не было света, раненые лежали в коридорах на полу, перевязывать их было нечем, поэтому рвали простыни на тряпки и перевязывали ими раны.
Мы с пацанами побежали к месту аварии посмотреть, что и как, но конная милиция не подпустила нас близко.
А вечером брат пришёл с работы живой и здоровый!.. Радовались, конечно, все. А вот его друг Вениамин Шопин погиб…".
Нина Дмитриевна Абрамова:
"Мне было 13 лет. Об аварии узнали в школе и сразу после уроков побежали посмотреть. Но милиционеры нас стали отгонять: "Коли добром не уйдёте, в тюрьму посадим!". Тогда мы побежали за телегами, которые везли тела погибших в городскую больницу. Двери в морг были широко открыты, мы туда всей толпой заскочили - интересно же!..
В день похорон играли сразу два оркестра - в Пензии (у автотехникума) и около кинотеатра "Энергия", и одновременно шли две похоронные процессии - из-за пруда и от техучилища.
Гробы с погибшими везли на лошадях, машин было мало, а народу очень много, в основном женщины. Мужчины-то все на фронте воевали. Из наших соседей погибла тётя Маруся Полякина".
Геннадий Петрович Гредасов:
"В 1944 году мне было 11 лет, жили вдвоём с матерью. Сколько вагонов таскал мотовоз, точно не помню. Кажется, около десятка, но они были маленькие, ещё царской постройки, с деревянными лавками, как в электричке. Народу там набивалось как сельдей в бочке: сидели, стояли в тамбуре, висели на подножках, даже на буферах ехали.
Так как мне позже довелось работать машинистом, могу предположить, почему случилась авария. Между двумя остановками (у завода и на станции Миасс) в районе молокозавода раньше была гора. Небольшая, правда, но когда оба поезда тронулись, они друг друга из-за горы не видели. Более того, у обоих дорога шла на подъём. И чтобы этот подъём одолеть, оба машиниста взяли разгон. А когда из-за горы вывернули и поняли что к чему, было поздно. Никакие тормоза не спасли бы, да дрянненькие они были, тормоза-то.
Не могу одного понять: как вышло, что каждый диспетчер отправил свой поезд, не поставив в известность другого?.. Вся связь идёт в первую очередь через диспетчеров, а не через начальника железнодорожного цеха. Так что виноваты здесь диспетчеры, их халатность.
Позже я узнал, что мотовоз вёл машинист Николай Порфирьевич Иващенко, а уголь - Михаил Лопатин. Оба они остались живы, но никогда не вспоминали об этом случае, держали язык за зубами. Время-то было какое... НКВД шерстило - будь здоров!
В том, что машинист остался жив, а его помощник погиб, нет ничего удивительного, это вполне могло случиться. Как и то, что паровозы не поломались, а только встали на дыбы. Кабина защищена тендером (его прицепляют сзади, там хранятся уголь и вода) - поэтому паровоз и уцелел, а вот вагоны друг на друга наехали".
Евгения Афанасьевна Ивочкина:
"Когда в доме случайно заходил разговор об этой аварии, мама всегда говорила: "Если бы не я, отец точно погиб бы!".
Папа Афанасий Филонович работал на заводе 611 (сейчас там располагается мебельная фабрика) и должен был ехать на смену. Вообще-то он находился там круглосуточно, домой приезжал редко. Поэтому мама и старалась его хоть немножко подольше дома удержать. И не отпустила на тот рейс мотовоза, который аварией закончился.
Это, кстати, была вторая авария. А когда случилась первая, папе тоже повезло - его, наоборот, вызвали на работу раньше, чем он обычно ездил. Директор передал, чтобы отец успел на первый рейс. И он успел на самый ранний".
Анна Дмитриевна Тимошина:
"В 1944 году мне было 16, я работала на "Миассзолото" контролёром в цехе, где выпускали трубы для снарядов, которыми стреляли "катюши". По ночам эти трубы увозили на объект № 611 и там заряжали. Жила я на улице Гранитной, а она как раз в больницу упирается. Соседка моя Лида Синицына там была санитаркой, ухаживала за ранеными и даже влюбилась в одного из них. Тела погибших лежали в морге как дрова, друг на друге. Из моих знакомых погиб бывший одноклассник Виктор Свиридов - высокий, красивый, сильный парень…".
Виктор Алексеевич Романов:
"Мне было 16 лет, я работал слесарем в инструментальном цехе. В тот день у меня была вечерняя смена, но начальник предложил за отгул пойти на разгрузку угля. После того, как со станции пришёл мотовоз с людьми, которые ехали на вечернюю смену, должен был пройти состав с углём. Мы ждали состав с углём, как вдруг услышали крики: "Авария! Авария!". Все бросились на место крушения и увидели страшную картину - разбитый состав и тела погибших. Один паровоз буквально втиснулся в бампер другого. Из разбитого окна торчали ноги…".
Вера Дмитриевна:
"Я работала зуборезчицей в цехе коробки скоростей, обслуживала девять станков. В тот день приехала на завод утром, а мастер отправил меня обратно: "Придёшь вечером, во вторую смену!". Часов в восемь вечера снова приехала на мотовозе. Зашла в цех, там темно, нет никого. Испугалась, побежала на остановку мотовоза. Мой знакомый Сергей Тиунов, обгоняя меня, крикнул: "Пошли в первый!", но я залезла в тамбур последнего вагона.
Примерно в половине девятого мотовоз отправился. Доехали мы до Песочной горы, я даже задремала, стоя в тамбуре. Вдруг гудки, резкое торможение, я выскочила из вагона, увидела, что творится, и с перепугу бросилась бежать обратно в завод. А там уже мастер ругается: "Где тебя черти носят? Быстро за работу!".
Запустила я свои девять станков, стала работать. В восемь часов утра поехала домой на мотовозе, а сама в окно гляжу: линия уже вычищена, на месте аварии прибрано, только на снегу кровь...
Говорят, что погибло 200 человек, а я думаю, что гораздо меньше. Ну, от силы 30…".
Анастасия Александровна Демьянова:
"В тот день я припозднилась на работе, так как убирала мусор около станка. Мотовоз уже тронулся, я долго бежала, пытаясь ухватиться за поручень, но не смогла это сделать. Расплакалась, что придётся идти пешком, и даже подумать не могла, что только благодаря своему опозданию осталась жива. Вместе с другими рабочими пошла пешком, и через пару километров мы увидели вагон, лежащий на боку, раненых людей, услышали крики, шум, плач, ругань. Один из паровозов целиком в первый вагон зашёл, другой только набок накренился. Утром многие токарные станки молчали, потому что на них некому было работать".
Ваше мнение