Миасс богат на таланты. И это не удивительно: живописные пейзажи Золотой долины, окружённой горами, так и просятся на полотна. Красоты природы вдохновляют и профессиональных художников, и любителей. Об одном из таких талантов мы и расскажем сегодня.
В краеведческом музее сейчас работают две художественных выставки. Обе оригинальны, обе хороши - и совершенно не похожи друг на друга. Ощущение такое, что встретились два жанра живописи - реализм, более привычный взгляду старшего и среднего поколения, и фантазийный, привлекающий, в первую очередь, молодёжь.
Автором реалистичных пейзажей и натюрмортов является Евгений Грузин. Миасским любителям живописи это имя покажется незнакомым - и они будут правы, потому что художник впервые решился, по его словам, "выйти из подполья" и представить свои работы широкому кругу соотечественников.
Впрочем, выражение "выйти из подполья" в данном случае не совсем точное. Ведь пейзажами Евгения Александровича, которые он создает в свободное от работы время, давно уже любуются работники лесхоза. Именно там, в одном из кабинетов, квартирует выставка Евгения Грузина, неизменно привлекающая внимание посетителей своей душевностью, искренностью и добротой. Многие из приходящих сюда миасцев "узнают" в сюжетах знакомые им места и допытываются у художника, когда он успел "побывать на их покосе и всё нарисовать". Евгений Александрович с улыбкой разводит руками - "Да, мол, успел!" - хотя на самом деле сюжет полностью родился в его голове.
На вопрос, что заставило "явить себя миру", художник отвечает коротко: "Дети. Увидят по телевизору очередного мастера наивного искусства и скажут с укоризной: "Папа, а у тебя-то лучше!..".
Предпочтение, отдаваемое художником пейзажному жанру, объясняется просто. Евгений Грузин рос в красивейших местах Оренбуржья, окончил Бузулукский лесхозтехникум, стал мастером леса. По совету брата приехал в Миасс, да так и остался здесь навсегда очарованный красотой Южного Урала.
- Евгений Александрович, когда и как проявились ваши способности к рисованию?
- Лет в шесть-семь. У нас в семье все родственники по линии матери талантливые - музыканты, живописцы. Дядя, который был старше меня на 10 лет, как-то срисовал картинку с картонной упаковки цветных карандашей "Спартак" - Спартак на коне с копьём и щитом. Его друзья пришли в восторг: "О, наш Гриша - художник!..". И тогда мне, дошкольнику, тоже захотелось "рисовать": брал фотографии, прикладывал к оконному стеклу и обводил - получался "портрет". А потом и сам стал рисовать.
- Почему не пошли по художественной части?
- А куда было идти?.. В посёлке, где я учился на лесника, не было никаких изостудий. Время от времени рисовал маслом картинки. Когда понял, что у меня есть чем поделиться, то начал писать серьезно. У кого-то душа звучит в унисон с моей душой, тому моё творчество близко и понятно. В основном это женщины. А вообще скажу, что задатки есть у всех. Если их начать развивать, появятся способности, а уж дальше талант проявляется.
- Вы, кажется, немного философ?
- А где вы видели художника-нефилософа?.. Талант художника в том и заключается, чтобы через какой-то незатейливый пейзаж выразить нечто особенное, что заставит человека задуматься.
- Вы нигде не учились живописи?
- Как сказать… К 23 февраля на швейной фабрике, где я работал художником-оформителем, мне подарили книгу "Основы изобразительной грамоты", автор Георгий Васильевич Беда. Я ее прочитал - и так стало стыдно за свои предыдущие картинки, что я все написанное ранее уничтожил. И с помощью этой книжки (и многих других) стал осваивать азы изобразительной грамоты.
- То есть получается, что если есть задатки и большое желание, то совсем не обязательно получать академическое образование? Займись самообразованием - и все у тебя получится?..
- Конечно. Есть актер Лев Прыгунов, он - замечательный художник. Выставлялся в Америке и, по его словам, заработал за одну выставку больше, чем за всю жизнь в кинематографе. Но он, правда, брал частные уроки.
- Ваши любимые художники, судя по сюжетам выставленных картин, это Шишкин, Поленов, Куинджи, Саврасов...
- (смеется) Когда меня спрашивают, у кого я учился, я отвечаю: "Моими учителями были Шишкин, Саврасов, Поленов, Куинджи, французские импрессионисты..". А если пытаются уточнить, как называется стиль, в котором я работаю, шучу: "Смесь русского реализма с французским импрессионизмом". В какой-то момент я сказал своим "учителям": "Спасибо вам за всё, но дальше пойду сам. И пусть будет как будет".
- И всё-таки - ваш любимый художник?
- Илья Ефимович Репин. Непревзойденный художник.
- Пишете маслом?
- Только маслом.
- Почему масло, а не акварель, пастель, карандаш?..
- Акварель - там нужна техника. Если не получилось сразу - можно выкидывать. И акварелью не передать всё то, что можно сделать маслом. К тому же она недолговечна. Графика не интересует.
- Вы намеренно не даёте названия своим картинам? Или названия всё-таки есть?
- Мне просто лень напрягаться. Пусть посетители сами придумывают названия.
- Вы пишете не только пейзажи, но и запечатлеваете уголки старого города…
- Я вообще-то никогда не копирую натуру. Всегда что-то убираю, что-то добавляю своё. Иногда меняю освещение. Зарисовок с натуры не делаю, а фотографирую понравившийся сюжет, вывожу чёрно-белое фото, чтобы просто передать композицию. А всё остальное сам доделаю.
- Чем вы ещё увлекаетесь?
- Пишу стихи. Был ведущим актером народного театра в Городском Доме культуры. Занимался в драматическом кружке при швейной фабрике.
- А, кстати, как вы - инженер леса - попали на швейную фабрику?
- Когда работал в лесничестве, прочитал объявление, что на швейную фабрику требуется художник-оформитель. Пошёл и отработал там 12 лет. Первую табличку - картонку с надписью ПК (пожарный кран) - делал два часа. Потом меня снабдили специальной литературой по оформительству, и я всё быстро освоил. Но просто писать таблички и плакаты было скучно. Дали как-то задание написать лозунг "Слава КПСС", а я взял да Ленина там же нарисовал. Потом ещё и стены на фабрике разрисовывал всякими панно. Писал гуашью, покрывал лаком - и смотрелось как масло!
Ваше мнение