Семь десятилетий назад был расформирован Миасский драматический театр
2019 год объявлен в России годом театра. С тем, что Миасс - город театральный, вряд ли кто поспорит. Драмкружки и студии есть практически во всех учреждениях культуры, и, когда объявляется очередная премьера, залы не могут вместить всех желающих. Вспомните хотя бы, как трудно приобрести билет на новые постановки театра-студии "Нарния" (режиссёр Сауле Кур).
Спектакль театра-студии "Нарния" "Безымянная звезда". Фото Сауле Кур
Столь живой и искренний интерес к театру - отнюдь не веяние нового века. Истоки его уходят в дореволюционные и первые послереволюционные годы, когда роль театрального центра в городе играло бывшее управление золотопромышленной компании (ныне контора МНЗ). С конца 1916-го и всю первую половину 1917-го года здесь выступал первый русский драматический кружок рабочих-напилочников.
Здание конторы МНЗ (слева)
Активист рабочей самодеятельности Александр Тозиков вспоминал на страницах газеты "Миасский рабочий" о забавном эпизоде, случившимся с ним во время показа гоголевской "Женитьбы": "У девчат не получалась роль старухи-свахи. Руководитель кружка Михаил Харитонов предложил стать свахой мне. На втором представлении получился конфуз. Расхваливая невесту перед женихами, я зацепился сарафаном за кресло, и из-под платья показались военные зеленые брюки и мужские сапоги!.. Зал долго грохотал от смеха. К счастью, публика тогда была непритязательная и прощала нам пробелы в игре".
Драматический (любительский) кружок при МНЗ
Драмкружок просуществовал недолго и после контрреволюционного переворота в мае 1918 года распался. Но в душах южноуральцев не угасала мечта о настоящем драматическом театре. В 1934 году на отчётно-перевыборных собраниях Миасского горсовета горожане не раз вносили предложения "построить драмтеатр или надстроить второй этаж над кино "Энергия". В 1935 году идея театра проникла на страницы "Рабочей газеты" через письма рабкоров: "Общественность требует создать в Миассе театр, тем более, что и возможности имеются. Помещением для театра прекрасно может служить бывшая Петропавловская церковь!".
Петропавловская церковь
Казалось бы, заведомо неосуществимая идея - открыть профессиональный драмтеатр в захолустном городишке! Но уже в марте 1936 года горисполком объявляет об организации театра, готовит смету на два месяца с учётом расходов на оборудование сцены, устройство гримёрок для артистов, набор труппы. Утверждается двухмесячный репертуар. Директором театра назначают Михалева и обязывают его "в наикратчайшие сроки открыть театр" и "полностью обеспечить артистов квартирами в частном секторе".
20 марта в "Энергии" состоялась премьера пьесы Погодина "Аристократы" в постановке Е.И. Прейса, которая сопровождалась "аншлагом на кассе, переполненным залом и той особой теплотой, с которой встречали зрители артистов, впервые выступающих в Миасском профессиональном театре".
Кинотеатр "Энергия"
"Рабочая газета", однако, смотрела на происходящее достаточно трезво. Одновременно с хвалебной рецензией на спектакль на её страницах появляется заметка иного, тревожного плана, исподволь предвещающего судьбу провинциального театра. "Зрительный зал не должен пустовать, - пишет журналист. - А угроза в этом направлении есть большая. Театр начал работу, а ни одна профсоюзная организация ещё не забронировала за собой целевые спектакли, не откупила мест для стахановцев, не организовала продажи билетов на производстве. Плохо налажена и помощь театру. В результате мы имеем убого оборудованную сцену и безобразную постановку работы в раздевалке".
Начиная с 20 марта, в оформлении афишы происходит изменение, свидетельствующее о чётком разделении двух видов искусства: в одной рамочке печатается то, что идет в ТЕАТРЕ "Энергия", в другой - то, что демонстрируется в КИНО "Энергия". Конечно, и "кино", и "театр" - это один и тот же зал, но фильмы в нём показывали в пять и семь часов вечера, а спектакли - в девять.
Каждую неделю труппа показывала новый спектакль. Не все они пользовалось успехом. 1 и 2 мая театр дал, видимо, свои последние спектакли, после чего объявления о постановках исчезли со страниц газеты. Что случилось? Да ничего особенного: просто прошло два месяца, труппа выполнила свои обязательства, артисты разъехались по домам.
В 1937 году в местной печати началось обсуждение вопроса, нужен ли Миассу оперный театр. Рабочие, служащие, интеллигенция - все настаивали на открытии театра, оперного или драматического. И снова не обошли вниманием Петропавловскую церковь. "Вношу предложение на месте Петропавловской церкви выстроить театр, использовав фундамент, кирпичи и другие материалы ликвидируемой церкви", - предлагал известный миасский геолог Николай Кураев.
Два года спустя (в 1939 году) вопрос об открытии театра в Миассе поднимается вновь. В письме, опубликованном "Рабочей газетой" в начале января, работники МНЗ заявили: "В редком городе нашего Союза нет драматического или другого театра. Но в Миассе, кроме кино "Энергия" и клуба имени Силкина, нет других мест для культурных развлечений. Миассу необходим постоянный театр или, в крайнем случае, надо пригласить профессиональную труппу артистов".
Очередная веха в "театрализации" Миасса наступила в 1944 году. Как вспоминал позже бывший директор "Энергии" В. А. Рязанский, "кинотеатр тогда был единственным очагом культуры в городе, но многие миасцы горели желанием воплотить героическую борьбу с фашистами в сценических образах. Члены горкома партии приняли активное участие в решении вопроса о создании самодеятельного драматического коллектива. И он был создан при… редакции "Рабочей газеты". Режиссёром был назначен литсотрудник газеты, эвакуированный из Ленинграда актер театра миниатюр И. Ларин, а директором горисполком утвердил Софью Манн, руководившую в то время самодеятельным оперным ансамблем треста "Миассзолото".
Сцена из оперы "Аида". В роли Аиды - Софья Артуровна Манн
Софье Артуровне достаточно легко удалось собрать коллектив будущего театра: самодеятельные артисты мечтали выйти на театральные подмостки. Второй задачей стало изыскание средств. И с ней директор справилась, организовав концерт, сборы от которого поступили в кассу театра. "Конечно, я выполняла обязанности не только директора, - вспоминала С.А. Манн много лет спустя, - но и администратора, бухгалтера, реквизитора, оформляла спектакли, а подчас была просто разнорабочим. И коллектив работал, не считаясь со временем. Любовь к искусству мобилизовала нас на изобретательство, что давало большую экономию".
Миасский рабочий театр открылся 2 июня 1944 года спектаклем "Не было ни гроша, да вдруг алтын". "Рабочая газета" посвятила этому событию целую полосу, поместив фотографии артистов З. Г. Фурман, В. В. Воробьева, И. А. Ланина, З. К. Грачевой, Г. И. Хазанова.
Софья Манн и её артисты
Уже 11 июня на адрес редакции пришла телеграмма из МХАТа за подписью его директора, знаменитого актёра и режиссёра Ивана Москвина: "МХАТ сердечно приветствует новый Миасский рабочий театр, видя в нём новый очаг советской культуры Урала. Москвин".
В декабре театру отвели нижний этаж клуба Силкина, на ремонт которого областной отдел культуры отпустил 100 тысяч рублей.
Клуб МНЗ имени Силкина
"Несколько позже, - рассказывала Софья Манн, - нам было предоставлено приспособленное под клуб помещение бывшего магазина "Золотоскупка".
Артисты, трудившиеся на ниве искусства бесплатно, без отрыва от основной работы, сумели поставить за вторую половину 1944 года семь пьес.
Афиша Миасского Рабочего театра
В первую годовщину театра "Рабочая газета" с гордостью перечислила на своих страницах имена актёров, "составляющих лучшие силы художественной самодеятельности города": С. Фурман (педагог), В. Рязанский (работник горкома), Будзиманова (педагог), Кольцова (врач), П. Макарова (бухгалтер), Г. Бергер (педагог), Е. Брыкова (воспитатель), И. Левакин (мастер ремесленного училища), Т. Шумаков (студент), И. Осипова (счетовод), Б. Аникеев (студент), И. Боброва (педагог), А. Купцова (служащая), П. Фетисова и Т. Растворова (студентки).
В том же 1946 году были выделены средства на ремонт дома купца Бакакина (магазин "Золотоскупка"), где квартировал театр. Ремонт затянулся надолго, приостановив деятельность труппы.
Магазин "Золотоскупка" - дом Бакакина
"Все работы вели пленные немцы, - вспоминал позже Борис Миронов, автор книги "Война была еще вчера". - После ремонта здание выглядело как яичко к Христову дню. Внутренние помещения сверкали и переливались, все потолки были украшены лепниной". К этому времени Софья Артуровна оставила театр, так как не считала себя достаточно компетентной для выполнения обязанностей директора.
18 июля 1947 года газета радостно сообщила: "Сегодня Миасский городской драматический театр поднимет свой занавес в новом переоборудованном помещении. На днях здесь закончились отделочные и малярные работы. В здании, помимо капитального ремонта и установки центрального парового отопления, проведены большие работы по электрооборудованию сцены, освещению фойе, зрительного зала, вестибюля, на сцене сделан поворотный круг. Сегодня это помещение - одно из лучших в городе".
Сцена из спектакля
За вторую половину 1947 года театром было поставлено 54 спектакля. 1948 год принёс еще ряд премьер, только вот в перечне актёров, исполнявших роли в новых спектаклях, мелькали почему-то совсем иные фамилии, нежели ранее… Куда же делись "лучшие силы художественной самодеятельности города"? Ответ нашёлся в газетной заметке от 01.05.1948 года. "В первомайские дни первого послевоенного года население Миасса смотрело первые пьесы самодеятельного рабочего театра, - писал Д. Островский, новый директор драмтеатра. - В то время это было большим достижением, хотя театр не имел постоянного квалифицированного состава артистов и даже собственного помещения. Но этот театр вскоре уже не смог удовлетворить непрерывно возрастающие культурные запросы трудящихся. Пришла необходимость в создании настоящего профессионального театра. Такой театр был организован в июле 1947 года". То есть театр, начавшись как самодеятельный, уже через год пополнился приглашёнными артистами и стал профессиональным.
Как же шли дела у новой труппы?
Если верить результатам ревизии финансовой и хозяйственной деятельности Миасского драмтеатра, которые хранятся в городском архиве, то отнюдь не гладко. План по спектаклям за 1947 год, например, был выполнен только наполовину (54,9%), а по количеству зрителей - вообще на одну треть (34,4%). На итоговой сессии горсовета депутаты высказывались о театре с одобрением: "Мы имеем свой театр, красивый, уютный. Театр любят и не представляют, как можно без него жить".
Однако после похвалы началась критика. "В нём ещё много недостатков: отсутствие курительной комнаты, малый размер сцены, - сетовал народный избранник. - Основной же недостаток - редкая постановка новых пьес. Ошибка театра - допущение танцев в антрактах, что возмущает серьёзного зрителя. Давать танцы после драмы - значит убить то впечатление, то настроение, которое получено от пьесы. От этого театру пора отказаться. Я знаю: театру нужны деньги, но тогда надо давать концерты и соединять их с танцами".
"Театр сейчас находится в тяжёлом экономическом положении", - подытожил докладчик и пояснил причину: "За последние годы он получал государственную дотацию в размере 220 тысяч рублей, а сейчас многие театры Союза повсеместно сняты с дотации. Снят и наш театр. А театр новый, растущий. У него нет запаса декораций, костюмов, париков. Нужно всё приобретать заново. Безусловно, театру будет трудно справиться".
Перед началом зимнего творческого сезона 1949 года драмтеатр был полон новых планов. Но за нерентабельностью он был расформирован, а "культурное обслуживание" Миасса возложили на Челябинск и Златоуст. И вот уже три поколения миассцев приобщаются к театральному искусству посещая либо редкие гастрольные спектакли, либо выезжая за пределы Миасса.
Ваше мнение