Во время пешей экскурсии по историческому центру Миасса можно узнать о перипетиях в жизни Миасского городского краеведческого музея
Сто лет назад Миасс был маленьким заштатным городком, затерянным в лесах Южного Урала в долине у Ильменских гор. По сведениям историков, в декабре 1919 года новые революционные власти приняли два решения: присвоения Миассу статуса города и вывода его из состава Троицкого уезда. Такие, не имевшие своего уезда города как раз и именовались заштатными. Последующие изменения территориального деления страны закрепили статус Миасса как уездного города, а потом и центра Миасского городского округа.
Напомним, что Миасс возник как селение вокруг медеплавильного завода. После истощения месторождения завод закрыли, но были обнаружены более ценные, чем медь, залежи россыпного золота. Почти век в долине реки Миасс велась промышленная добыча драгоценного металла. Были заложены десятки рудников, на приисках Миасского золотопромышленного товарищества работали старательские артели. Золотодобыча оставалась основным градообразующим производством вплоть до начала двадцатого века.
Вторым по значимости ресурсом для Миасса в те годы стал лес. Лесозаготовки были масштабными в северной части округа, в окрестностях озера Тургояк заготовлялись брёвна и дрова, спросом пользовался и древесный уголь.
На рубеже веков через Миасс прошла Транссибирская железнодорожная магистраль, в 1903 году по ней стартовало прямое железнодорожное сообщение Санкт-Петербург - Москва - Владивосток. В 1915 году из Риги в Миасс был эвакуирован пилозубный завод, уже через год состоялся пуск напилочного завода, который позже стал Миасским инструментальным заводом.
Такой краткий экскурс в историю необходим для понимания того, что именно представлял Миасс в те годы. Южная часть сегодняшнего Миасса во многом и сегодня сохраняет исторический облик. Здесь практически не велась многоэтажная застройка, можно встретить кирпичные купеческие особняки, не претерпела существенных изменений и планировка улиц. Оказавшись здесь, легко перенестись на 100 лет назад, в то время, когда в Миассе официально открылся городской краеведческий музей. Да, улицы уже не вымощены камнем, не грохочут по ним телеги, не звенят кандалами ссыльные и не "раздаётся в лесу топор дровосека". Но никуда не делся заводской пруд, та же узнаваемая на старых снимках центральная улица, те же горы вокруг.
Интересную пешеходную экскурсию по старгороду с частичным погружением сроком на век назад провела ведущий научный сотрудник городского краеведческого музея Нина Чухарева. Маршрут пролегал мимо тех зданий, где некогда располагался музей. Оказывается, это учреждение не раз меняло место дислокации. По различным на то причинам. Интересных фактов немало. Начнём с того, что дата основания миасского краеведческого музея - ноябрь 1920 года - оспаривается некоторыми краеведами. Официальных документов об его учреждении пока не найдено, есть только публикация в губернской газете "Советская Правда" о том, что ".. несколько дней назад в Миассе торжественно открылся музей местного края". Дело ещё и в том, что именно считать музеем. Бесспорно, что основу коллекции и выставочной экспозиции музея составили культурные ценности, оставленные в городе во время и после окончания военных действий гражданской войны: картины, художественное литьё, ценная мебель, чучела животных и птиц из мастерской Бардина. По решению исполкома все они были переданы в распоряжение уездного отдела народного образования, а дополненные собранными ранее коллекциями минералов и гербариями растений Ильменских гор, стали основой экспозиций музея.
Площадь Ленина, музей в 1933 г.
Тем не менее, по архивным данным ещё на сто лет ранее, в первой половине XIX века, коллекция минералов и палеонтологических находок, найденных во время работ на золотых приисках, выставлялась в "музеуме". Так, военный инженер генерал-лейтенант И. Ф. Бларамберг, описавший своё посещение в 1843 году золотых приисков в Миасском заводе пишет: "...Мы осмотрели дамбу, очень солидную, которая перегораживала реку и образовывала озеро, затем побывали в музее, где были выставлены замечательные образцы минералов и кристаллов. Мне как гостю предложили оставить запись в книге, где имелась и запись А. Гумбольдта, который останавливался здесь в 1830 году во время своего путешествия в Сибирь". По имеющимся сведениям, большая часть той коллекции была перевезена в Златоуст. Велась ли тогда научная работа? Но просветительская, судя по всему, велась точно. Если учитывать эти сведения, то возраст музея в Миассе можно увеличить ещё на сто лет.
Итак, отправной точкой экскурсии стало строение №1 по улице Пролетарской (бывшей улице Церковной). В этом доме, когда-то принадлежавшем купцу Популовскому, по решению партийных органов и был открыт Миасский городской краеведческий музей. Здесь с весны 1920 года шла работа учёту и классификации коллекций и музейных, по созданию экспозиций, была оборудована научная библиотека и лаборатория. Коллекция музея на тот момент состояла из 1195 предметов. Экспозиция содержала два отдела: исторический и природный. Экспонаты отдела природы, занимали пять комнат музея: чучел млекопитающих было выставлено 41, птиц - 105, в коллекции бабочек - 135, жуков - 424, растений - 95, минералов и горных пород - 400. Научная работа этим не ограничивалась - при музее были организованы метеорологические наблюдения: измерения температуры воздуха, атмосферного давления, толщины снежного покрова, времени вскрытия и замерзания рек и озер.
Дом купца Попыловского. Музей 1920-23 гг.
По имеющимся в архивах сведениям, только за первые месяцы музей посетило почти пять тысяч человек. Учитывая, что в Миассе на тот момент проживало около 20 тысяч человек, каждый четвёртый житель города ознакомился с экспозицией. Что, согласитесь, немало.
Заведующим созданного музея был утвержден Эммануил Иосифович Мали, усилиями которого учреждение стало одним из лучших на Урале. Тесноватые комнаты здания мало подходили для проведения экскурсий. Уже в 1923 году под музей был выделен гораздо более просторный особняк бывшего золотопромышленника Симонова. В этом двухэтажном, с мраморными лестницами, доме экспонатами было занято пять комнат на первом этаже и восемь на втором. Нашлись помещения и для мастерских, кладовых, канцелярии, библиотеки. Вот что писал в своей докладной записке 10 октября 1926 года заведующий отделом музеев Уральского отделения народного образования: "Большой неожиданностью было встретить в таком сравнительно захолустном месте как Миасс прекрасное музейное помещение. Музей занимает одно из лучших зданий в центре города - большой двухэтажный дом".
Симоновский особняк, музей 1923-28 гг. и с 1995 г.
К сожалению, через пять лет, в 1928 году, музею пришлось освободить занимаемые площади. В связи с переводом из Златоуста педагогического техникума экспозиция была перемещена в дом купца Жарова по улице Свердлова. Ныне здание рядом со швейной фабрикой занимает контора "Миасс Золото". И это стало второй точкой нашей пешей экскурсии.
Дом купца Жарова, музей в 1928 г.
Повествование становится печальным: с этого момента музей приходит в упадок. Заведующий музеем Э.И. Мали перешёл работать в педучилище, помещение оказалось вдвое меньшим, часть экспонатов были просто свалены в кучу. "Тёмные времена" для музейщиков на этом не закончились: по некоторым данным, с 1928 по 1934 год музей четыре раза менял своё местонахождение. Один год он даже размещался в здании Петро-Павловского храма.
Столь частые переезды музея из одного здания в другое, недостаточное финансирование на его содержание привели к полному развалу работы. "Мизерная ставка зав. музеем, - говорилось в докладной записке заведующего финансовой частью Миасского горсовета Рыкова, - могла привлечь только проходимца Брагина, который, пьянствуя, буквально опустошил музей". Более двух тысяч экспонатов, представляющих собой серебряные монеты, бронзовые статуэтки, редкие книги, бесследно исчезли. Минералогическая коллекция лишилась систематизации и потеряла научную ценность.
16 января 1934 года состоялось специальное заседание президиума Миасского райсовета, и было решено перевести музей из храма в новое помещение. Всего через три дня музей занял одноэтажное здание с цокольным этажом по улице Октябрьской, 7 - дом купца Лесина. Благодаря неиссякаемой энергии нового директора И. Т. Черных, были увеличены фонды музея до семи тысяч экспонатов, заново созданы научная библиотека, архив и химлаборатория. Во дворе в клетках и вольерах работал даже живой уголок: за волчицей, косулей, орлом и другими животные ухаживали юннаты. Полный штат музея на тот момент составлял три научных работника и четыре технических. Экспозиция пользовались большой популярностью, росло количество посетителей. К примеру, за 1939 год музей посетило 22 тысячи человек. Расцвет музея прервала Великая Отечественная война. Уже в самом начале войны пришлось уплотняться: здесь был размещен эвакуированный из Харькова проектный институт, а случившийся в феврале 1942 года пожар нанёс серьёзный ущерб фондам музея. Из семи тысяч экспонатов осталось менее трёх тысяч, почти полностью были уничтожены источники по истории Миасса.
Дом купца Лесина, музей 1934-95 гг.
Работа музея вновь стала налаживаться в послевоенный период, были возвращены площади для экспозиций, большую помощь в пополнении фондов музея оказал Ильменский государственный заповедник. В результате совместной работы был организован отдел природы, который по своему богатству и разнообразию превзошел все музеи Челябинской области. К концу 1945 года в музее создан отдел истории с технической выставкой УралЗИСа и выставками по темам: происхождение человека, Пугачёвское восстание, события Великой Отечественной войны.
Развитие музея и увеличение экспозиции сдерживалось теснотой и нехваткой экспозиционных площадей. Со временем здание ветшало и требовало капитального ремонта, деревянный пристрой из материалов бывшего амбара строился без какого-либо плана. Печное отопление несло постоянную угрозу пожара.
В июле 1979 года исполком горсовета депутатов трудящихся, учитывая просьбу городского отдела культуры, принял решение о выделении для музея дополнительного здания - бывшего дома купца Кузнецова (улица Ленина, 12). К сожалению, в ходе реставрационных работ зданию был причинён непоправимый ущерб, а переезд музея в новое здание не состоялся.
В 80-е годы всерьёз рассматривался вопрос о переносе краеведческого музея в строящееся здание музея Ильменского заповедника и проектировании нового здания в черте города (на XII пятилетку). Этим планам не суждено было сбыться.
В январе 1988 года музей постигла новая беда: из-за прорыва труб отопления помещения оказались затоплены кипятком. Фонды, расположенные в цокольном этаже, вновь серьёзно пострадали. Эта авария фактически парализовала работу музея, и снова настали "тёмные времена".
Только 4 июля 1995 года состоялся очередной переезд: музей вернулся в особняк золотопромышленника Е. М. Симонова, где и размещается до настоящего времени. Круг практически замкнулся: в 20-х годах прошлого века именно здесь начинался расцвет краеведческого музея. Сейчас в его экспозиционных залах оформлены выставки, рассказывающие об истории края, истории золотодобычи в Миасской долине, о жизни обывателей Миасского завода: их занятиях, быте, духовной культуре. В настоящее время собрание музея насчитывает более 51 тысячи экспонатов и ему вновь становится тесно в старом особняке: в постоянной экспозиции можно увидеть менее трёх процентов фондов. Но расширение площадей или строительство специально оборудованного для музейных экспозиций здания - вопрос не близкого будущего.
Но кто знает, может быть достаточно скоро маршрут экскурсии по местам размещения Миасского городского краеведческого музея станет длиннее.
Ваше мнение