Школу на берегу озера Смолино я заканчивал в год 50-летия Советской власти, в 1967-м. И тема сочинения на выпускных экзаменах была соответствующей: "Ленин в произведениях Горького и Маяковского".
(Часть 2. Продолжение)
"Экзамен для меня всегда праздник, профессор"
Школу на берегу озера Смолино я заканчивал в год 50-летия Советской власти, в 1967-м. И тема сочинения на выпускных экзаменах была соответствующей: "Ленин в произведениях Горького и Маяковского". Алексея Максимовича Пешкова (он же Максим Горький) я не знал и не любил, зато Владимира Маяковского, да еще в те в мои молодые годы… "Довольно жить законом, данным Адамом и Евой…" - до сих пор помню. Написал целую тетрадь.
Потом пошли экзамены по другим предметам. Все одноклассники уже давно знали свои оценки за сочинение, а мне никто ни гу-гу. И только после последнего, английского, ситуация прояснилась. Оказалось, что школа поставила мне 5/5, то есть обе пятерки - по русскому и по литературе. Отправили в районо. Там "порекомендовали" по одному из предметов поставить четверку. У директора школы собрался консилиум. Решили, что не за что снижать оценку. Пересылка школа-районо и обратно снова повторилась, после чего мое сочинение неведомыми мне путями оказалось в гороно.
Мою классную руководительницу, которая даже в кабинет завуча заходила с трепетом, вызвали туда. Вернулась Антонина Петровна в каком-то возбужденном состоянии - ей в гороно пожали руку и поблагодарили за такого воспитанника. Она так расчувствовалась, едва не плакала. И тут вдруг обнаруживается, что у меня есть одна четверка за 9-й класс (никто об этом, похоже, даже не заморачивался). По биологии. Отправили пересдавать - на нашу школу, в кои-то веки, падала золотая медаль!
Я, как мог, подготовился и пришел на пересдачу. Училка, простая такая, посмотрела на меня и попросила вкрутить лампочку в плафоне кабинета биологии. С задачей я успешно справился, и она … поставила мне в аттестат пятерку. Вот с каким трудом даются отличные оценки!
Медаль свою я получил. Но только через год, на очередном выпускном. Мне как-то невнятно пояснили, что в разнарядке (или как там оно называлось?) на прошлый год золотых медалей на нашу школу не было предусмотрено. После вручения медали меня обступили "ребята с нашего двора": "Игорек, не, ну ты ваще, ты как это? Ты же всегда с нами, футбол, карты…" Но уважухи прибавилось.
***
Четвертая, золотая, в моей коллекции от дочери. Доброхоты еще не успели включить пластинку, что медаль за окончание лицея - это потому что папа глава, папа профессор, как дочери прилетело 100 баллов по ЕГЭ. Папа бы этого не смог.
***
Поступать я решил в МИФИ - Московский инженерно-физический. Отправил родственникам в Москву телеграмму: какой там профилирующий экзамен? (Для медалистов при поступлении достаточно было сдать профиль на "отлично"). Получил ответ - физика. Физику я знал, преподаватель в школе был хороший. Прилетаю, сдаю документы. Выясняется, что профиль математика, причем две - письменная и устная.
В комнате абитуриентского общежития со мной разместились два победителя всесоюзных олимпиад из Вологды, а в соседних комнатах - около десятка золотых медалистов-одноклассников (!) из Сан-Франциско (так они называли свой Ивано-Франковск и, вообще, приехали эти ребята не поступать, а просто поразвлекаться).
А потом нагрянул папа одного из моих соседей. "Вы с ума сошли! Хотите в 30 лет стать импотентами?!" (Ну да, МИФИ - это атомщики, а об остальном мы как-то не задумывались). Папа забрал из приемной комиссии документы сына, а у нас с другим товарищем были и свои причины для смены вуза.
***
Летняя сессия на втором курсе выдалась у меня веселая: я сдавал экзамены за себя и за своих друзей в четырех институтах Челябинска. В филиал финансово-экономического приезжаем с моим одноклассником сдавать высшую математику. Я остаюсь в коридоре, Валера заходит в аудиторию. Через какое-то время из аудитории появляется девушка и спрашивает меня: "Это вы с Матвеевым?" Оскорбляюсь: "Нет, это он со мной". Быстренько решаю задачки, которые она мне передала, и тем же путем возвращаю их в аудиторию. Выходит сияющий Валера и говорит: "Препод спросил, где это я так нахватался?"
***
В торговый институт мы поехали с Фаридом. Предмет, который сдавали, я не помню. Фарид уже работал в торговой сфере и заранее упаковал свой дипломат бутылкой коньяка и палкой копченой колбасы. Вышел он из аудитории с пустым дипломатом и положительной оценкой в зачетке.
***
С тем же Фаридом мы как-то случайно пересеклись в Москве и пошли в знаменитый в то время ресторан "Жигули" на Арбате. Отстояли нехилую очередь, зашли, уселись за столик. Официант принес нам пиво, потом наклонился к моему товарищу и шепотом, на ушко, сказал ему, что у них есть "че-бар-куль-ские раки!" Выговорил ведь. Фарид в ответ расхохотался и объяснил, откуда мы сами. Потом открыл тот самый дипломат, вытащил оттуда две воблы (настоящих, не чебаркульских) и вручил их официанту…
***
А в педе учился мой дальний родственник. Звали его тоже Игорь. Он учился на заочном, и преподаватель, к которому Игорь взял направление на пересдачу, его не знал. Я с чужой зачеткой зашел, взял билет, сижу готовлюсь. Открывается дверь, и в аудиторию входит наш бывший сосед по дому, доцент этого же института, которого я называл дядя Миша. "Игорь, а ты что тут делаешь?" Он был уверен, что я учусь в ЧПИ. Я что-то бормочу в ответ, а препод смотрит в мою чужую зачетку. Фотография поди-ка разбери, а имя Игорь - вот оно. Сошлось. Теоремы я, естественно, все забыл, а задачки щелкал как орешки. Препод удивлялся-удивлялся, в итоге поставил мне тройку и отпустил. А родственник вместо "спасибо" (седьмой раз, по-моему, пересдавал) спросил: "А че так мало?"
Было еще что-то в родном политехе (но об этом лучше умолчу) и, кажется, даже в меде.
***
Времени на подготовку к своим экзаменам в такой ситуации катастрофически не хватало. Настал черед сдавать философию. В маленькой аудитории сидят три преподавателя, тишина, слышно как муха пролетит. Читаю свой билет: "Мораль и нравственность". Как-то умудряюсь сообщить об этом сидящей передо мной одногруппнице. И вижу: она поддергивает вверх свою юбку и из-под чулка, не глядя, отсчитывает и передает мне "шпору". Вот это, я понимаю, мораль! Вот это нравственность!
Следом за мной пошел сдавать мой друг, будущий генеральный одного из предприятий ОПК. Его упаковали заранее: за поясом маленький транзисторный радиоприемник, наушник под рукавом джемпера. А вот электрической розетки, чтобы включить передатчик, в соседней аудитории не нашлось. Поставили друг на друга парты, выкрутили лампочку и подключились.
И когда Коля выдал преподавателям марксовское определение труда, скрупулезно, до запятой, задавать ему вопросы никто не решился. Экзамен он сдал, а мог ведь запросто вылететь из института - два завала у него уже было. "Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем", - это из "Операции Ы". В нашем случае аппаратуры у профессоров не нашлось.
***
Где-то примерно через неделю после сдачи философии я днем позвал Колю посетить "Уральские пельмени" и пропить-проесть три рубля, которые я выиграл в карты. Долго уговаривать всегда голодного товарища не пришлось. Кафе располагалось еще в старом здании. Мы быстренько все подсчитали, заказали пельмени и графинчик портвейна. Коля отнес графинчик на стол, и мы оба стоим у стойки и ждем заказ. Когда нам выдали две двойных порции, приятная (еще бы!) девушка за стойкой в суете налила нам … еще один графинчик. Возмущаться и возражать мы не стали и с полными руками направились к своему столику, переговариваясь вполголоса.
Вдруг слышим сбоку чей-то голос: "Ну, ребята, если она ошиблась, то не надо же все употреблять!" Оборачиваемся - сидит наш замдекана, который по физкультуре. Ага, как же, разбежались! На обратной дороге, от пельменной до общаги, я чуть ли не на себе тащил Колю, с трудом обходя лужи, и цитировал ему Остапа Бендера: "Разве можно так напиваться на рубль?" В ответ счастливый Коля вспоминал дворника Тихона: "М-можно".
***
Теоретические занятия по военке проходили у нас в классах военного факультета. Вели их, как правило, старшие офицеры - полковники и подполковники, но изредка заносило к нам и капитанов. Один такой посетил нас всего разок, но запомнился. Похоже, он был не наш, не ракетчик. Наверное, танкист. И решил он нас проверить. Спрашивает: "Что такое СПГ?" (Это сегодня все знают, что СПГ - это сжиженный природный газ, а в те времена и обычный-то газ был редкостью). Но ребята у нас подобрались нахватанные и четко отвечают: "Станковый противотанковый гранатомет!" (Зачем это ракетчикам?) Капитан с сожалением посмотрел на нас, потом махнул рукой: "Эх, вы! (пауза) СПГ - это сто пятьдесят грамм!" Танкист, однако.
***
Другой капитан был свой, ракетный. На плацу, во дворике института, он демонстрировал нам небольшой макет ракеты, в котором поворотом ручек можно было устанавливать необходимые углы стартового положения ракеты. Вверх-вниз, вправо-влево, полетели. И когда наш капитан ненадолго встал спиной к этому макету, мой товарищ решил на практике освоить полученные навыки. Он навел ракету чуть пониже спины капитана, закрыл глаза (от удовольствия?) и тихонько произнес: "Бабах! Бабах!"
В этой позиции его и застал повернувшийся капитан. "Ты что, дурак?!" - заорал капитан. Я не уверен, что мой товарищ когда-то читал "Похождения бравого солдата Швейка", но ответил он прямо по классике. Вытянулся во фрунт, набрал полную грудь воздуха и выпалил: "Так точно, дур-рак!" Капитан, похоже, тоже не очень был знаком со Швейком. Он растерялся, подошел к "наводчику" и совсем другим тоном вымолвил: "Ты чего, Коля (имя ведь вспомнил!), ты на меня не это…" (В смысле не обижайся. И начальству моему не спеши докладывать, а то ведь неизвестно, как все может обернуться). Вот так мы осваивали азы ракетной науки.
Фото ЦБС Миасса
***
Но и старших офицеров иногда клинило. Однажды на перемене в класс заходит подполковник. А студент Вася сидит … на столе. Непорядок! Надо срочно поставить студента на место! И чтоб другим неповадно было. И подполковник громко начинает выговаривать: "Расселся тут …" Потом он долго и напряженно размышляет, как бы так мощно закончить фразу, чтобы все запомнили. И наконец выдает: "… своим костюмом!" Васю мы еще долго потом подкалывали: "Расселся тут … своим костюмом".
***
Из нашей группы, которая поначалу насчитывала стандартных 25 человек, до финиша добралось меньше трети, всего 8. Зато, надо отметить, что медали за школу в те времена просто так не вручали. В этой восьмерке оказались все 4 медалиста (все золотые) и одна девушка с красным дипломом после техникума.
(Продолжение следует)
Игорь Войнов
Обсуждение
1. ольга | +   +11   – |
Игорь Вячеславович, вы необыкновенно талантливый человек, и книга получается великолепная! Добавлю, что мой муж учился с вами на одном потоке, но в другой группе. Удивила его подробностями из прочитанного)
|
Ваше мнение