Выпускник Васильковской школы Константин Елисеев оставил воспоминания о своей учёбе.
Думаем, нашим читателям будет любопытно узнать, как готовили механиков для обслуживания боевых самолетов в небольшом уральском городке, до той поры и не видевшего живьём летательных аппаратов.
В погонах цвета неба
"1943 год. На площади Труда по команде "смирно" замерли две роты с погонами голубого цвета. Это курсанты Васильковской военной авиационной школы механиков, эвакуированной во время войны с Украины на Урал, в город Миасс. Перед строем - начальник школы инженер-полковник Суслин.
- Товарищи курсанты! - обращается Суслин к строю. - Фронту нужны механики для обслуживания боевых машин. Вы получите у нас эту специальность. Школа располагает самолётным и моторным циклом, в котором установлены все приборы, агрегаты и вооружение самолётов. Имеются учебный аэродром для отработки навыков подготовки самолётов к боевому вылету и фронтовой аэродром для произведения ремонтов в полевых условиях. Товарищи курсанты, на вас надеты погоны цвета голубого неба, овладевайте военной техникой, высоко несите честь советской авиации!".
За "неуд" - двое суток ареста
"И мы несли эту честь ежедневно, занимаясь в классах по десять часов. Курс теории самолётов читал автор учебника военный инженер 2-го ранга Водяной, теорию двигателей - инженер-полковник Агарков.
Школа васильковцев располагалась в клубе МНЗ.
Занятия проводили военные инженеры, эвакуированные с Украины. Дисциплина была очень строгой. За "двойку" по любому предмету полагалось двое суток ареста.
Питались строго нормированно: на обед - 200 г хлеба, а щей да каши - полная тарелка на четверых. Мяса и котлет никогда не давали. Трудно было, но никто не роптал".
Всё как на фронте
"Со второго полугодия начались практические занятия на аэродромах.
Каждый понедельник два классных отделения в полном снаряжении, то есть с полевыми сумками, противогазами, карабинами, лопатами, гранатной сумкой, отправлялись на практику.
Как бы соревнуясь, отделения пели авиационные марши, а город завороженно слушал. Пройдя здание техучилища, одно отделение поворачивало вправо, на учебный аэродром. Длинными рядами там стояли горбатые штурмовики, а напротив них - пикирующие бомбардировщики. В землянках располагались общежития, столовая, пожарная и другие помещения.
Второе отделение маршировало дальше в лес (сейчас там ветлечебница), где в капонирах, покрытых маскировочными сетками, рассредоточено стояли скоростные бомбардировщики СБ, были вырыты окопы, траншеи.
Здесь всё было как на фронте. Курсанты проводили ремонт в боевых условиях: соблюдая светомаскировку, сверлили, пилили, строгали, паяли, лудили и даже шили, торопясь заделать пулевые и осколочные пробоины, проделанные инструктором. И всё это делалось на время.
А ночью, бывало, приходилось занимать оборону - в траншеях были установлены пулемёты. Инженер-капитан оценивал работу по времени и качеству и ставил отметку "отработано".
На взлётный режим
"На учебном аэродроме лазали по кабинам, копались в моторах, снимали и снова ставили элероны. Наверное, здесь было, на первый взгляд, полегче, но ночью неожиданно начинала выть сирена, звучала команда дневального "боевая тревога" - и всё приходило в движение.
Из землянок, застёгивая на ходу технические куртки, выбегали курсанты и бросались к самолётам, стоящим в длинных рядах на линейке. Летели в сторону чехлы с мощных моторов, пушек и пулемётов.
В бронированные кабины садились будущие механики, тут и там слышались отрывистые команды "от винта", винты медленно поворачивались, из глушителей рвались длинные языки пламени и начинали лизать броню.
Всё быстрее вращаются винты, уже не видно лопастей - они слились в четырёхметровые диски. Обороты моторов растут, превращаясь в сплошной рёв, а позади самолётов - ураган, вырывающий из земли всё, что плохо держится.
Сотрясая воздух, воют моторы пикирующих бомбардировщиков вперемежку с коротким, но мощным рыканьем штурмовиков. Сектора газа переводятся на "взлётный режим", самолёты подпрыгивают и готовы начать разбег, но взлёта не будет: это проба двигателей.
Васильковцы, получившие в Миассе хорошую подготовку, легко "тянули свою лямку" на фронте".
А старушки плакали…
"Постепенно винты останавливаются, открываются бронированные люки, начинается осмотр мотора. Завыл сжатый воздух, слышится лязг затвора - это перезаряжают пушки и пулемёты.
Механики объединяются по трое, поднимают и навешивают на замки бомбы. И это ещё не всё. Восемь реактивных снарядов дополняют боевой комплект.
Теперь осталось только завернуть взрыватели в бомбы и в реактивные снаряды, хотя и команды не было.
А механики опять бегут, теперь уже от самолётов к центру рулёжной дорожки, и, вытянувшись, приложив руку к шлемофону, докладывают: "Самолёт № 47 к боевому вылету готов!".
Приняв доклады, инструкторы осмотрят каждый самолёт, сделают замечания и поставят отметку в журнале.
После этого всё надо сделать в обратном порядке, а на следующей неделе "тревогу сыграют" другому классному отделению.
На этих аэродромах самолёты никогда не садились и не взлетали - их привозили в разобранном виде и собирали для изучения.
После тренировок курсанты шли строем под оркестр по городу, а старушки на обочине плакали: "Опять сыночков на фронт отправляют!".
"Лямка" тянулась легко
"Проучившись год, мы были отправлены на фронт в 1944 году в Белоруссию. Инженер-полковник штурмовой дивизии № 300 встретил нас со слезами: "Дорогие мои васильковцы, как мы вас ждали! Авиамехаников на фронте не хватает!".
Мы, привыкшие к более жёстким требованиям, легко потянули свою "лямку". Впоследствии я встречал на фронте наших выпускников, которые обслуживали транспортно-десантный самолет "Зибель".
Победу я встретил на боевом аэродроме под Берлином. И еще пять лет после войны служил в Германии на разных аэродромах. Уволился в запас в 1950 году и вернулся на Родину".
Крепнет флот воздушный…
"Хотя школа называлась Васильковской, выпускники военного периода город Васильков никогда не видели, зато хорошо запомнили Миасс.
Клуб напилочного завода занимала столовая, в школе № 1 находился моторный цикл, в Доме пионеров - самолётный цикл, а на швейной фабрике и в прилегающих к ней магазинах - технологический цикл.
Начальник школы жил в доме в пер. Широком. Каждое утро стройный, высокий полковник Суслин шёл в штаб. Поздороваться с ним считал за честь каждый житель Миасса.
Дочь полковника Наташа была в городе единственной певицей и часто выступала на концертах в авиашколе.
Не имея аэродрома, наш город видел и слышал авиацию. Под звон меди военного оркестра маршировали роты курсантов с голубыми погонами, и запевала старательно выводил: "Мы сознаём, как крепнет флот воздушный, наш первый в мире пролетарский флот".
Из Миасса выпускников школы было всего двое, остальные - приезжие.
В 1983 году на клубе МНЗ была установлена памятная доска, и мне выпала честь сдернуть с неё покрывало на торжественном митинге".
Ваше мнение