Десять самых популярных трюков маркетологов, которые заставляют нас тратиться на то, что мы покупать вовсе не собирались.
Поход в магазин, особенно продуктовый, привычное дело для каждого из нас. Цены берут новые вершины, а торговые сети придумывают всё новые способы сравнительно честного отъёма денег у населения. Придумано многое, многое известно всем и каждому. И тем не менее мы упорно попадаемся на эти уловки.
Пробуждение аппетита
Самые активные союзники маркетологов - это наши с вами органы чувств. Уж сколько раз твердили миру: "Не ходите в магазины голодными!", ведь чем сильнее вы хотите есть, тем больше ненужного накупите. Но даже если вы не голодны, у супермаркетов в запасе целый ряд способов разбудить ваш аппетит.
Например, прекрасно зарекомендовал себя запах свежей выпечки: он соблазняет покупателя потратить более крупную сумму. Хорошо работает правильно выставленная подсветка: продукты на витрине выглядят по-праздничному ярко, сочно и возбуждающе.
Но один из наиболее мощных способов вызвать слюноотделение, а значит и желание срочно купить что-нибудь пожевать - бесплатные дегустационные образцы. Во-первых, они пахнут, манят и вам хочется их приобрести. Во-вторых, бесплатно попробовав кусочек или парочку таковых, вы начинаете чувствовать себя обязанным отблагодарить магазин. Не попадись вам эта колбаса на дегустации, вы бы о ней даже не вспомнили. А теперь она у вас в корзине. И, разумеется, в чеке.
Гипноз музыкой
Если вы услышали в супермаркете бодрую музыку, немедленно включайте внимательность на максимум. Мелодии в быстром темпе запускают там, где важно повысить количество продаж. Исследования доказывают, что энергичная музыка провоцирует покупателей на спонтанные покупки. Неосознанно подстраиваясь под драйвовый темп, мы складываем в тележку более дорогие товары, да ещё и в большем количестве.
С другой стороны, медленная музыка - это тоже уловка. Магазины специально подбирают композиции с ритмом, который намного медленнее средней частоты сердцебиения. Это заставляет людей дольше задерживаться у полок, больше времени проводить в торговом зале и, как следствие, больше покупать. Причём больше почти на 30% - так, в частности, уверяет американский консультант по маркетингу и автор книги "Вынос мозга! Как маркетологи манипулируют нашим сознанием и заставляют нас покупать то, что им хочется" Мартин Линдстром.
Чтобы обезопасить себя от подобного влияния музыки, ходите по магазинам в наушниках.
Цветовое оформление
Люди "втягиваются" в магазины, стены и вход которых с внешней стороны окрашены в тёплые тона: красный, оранжевый, жёлтый. А вот внутри цветовая ситуация меняется: холодные оттенки в интерьере - голубой и зелёный - заставляют покупателей тратить больше. CNN утверждает, что в магазинах, оформленных в сине-зелёных оттенках, клиенты оставляют на 15% больше денег, чем в тех, чьи стены и стеллажи окрашены в тёплые цвета.
Дисконтные карты и программы лояльности
Вы думаете, что дисконтные карты созданы для вашей экономии? Отчасти так оно и есть, конечно. Но для магазина выгоды от неё куда больше, чем вам.
Магазин экономит на обладателях карт лояльности гораздо больше по целому ряду причин. Во-первых, дисконтная карта привязывает вас к конкретному супермаркету. Выбирая между двумя абсолютно идентичными магазинами, вы наверняка пойдёте в тот, где у вас действует программа лояльности.
Во-вторых, карта "следит за вами", то есть даёт магазину информацию о ваших покупательских привычках. Мясо какой ценовой категории вы предпочитаете? Как часто покупаете корм для собак? Любите шоколад или, например, кисломолочные десерты? Благодаря карте супермаркет знает о ваших расходах всё и получает возможность на них влиять. Если вам когда-либо поступали индивидуальные предложения типа "Купите шоколад на 300 рублей и получите скидку 15%", вы понимаете, о чём речь. Разумеется, предложение кажется выгодным. Но выгодно оно прежде всего магазину, который раскрутил вас на покупку большего объёма сладостей, чем вы привыкли.
В-третьих, карта провоцирует вас тратить больше. Многие супермаркеты начисляют баллы за каждый потраченный в их сети рубль. Позже эти баллы можно перевести в деньги, расплатившись накопленным на кассе. Выгодно? С одной стороны, да. С другой - вы сами не замечаете, как магазин заставляет вас тратить больше, чтобы накопить побольше заветных начислений.
Товары-приманки
"Купи 10 штук всего за 100 рублей!" - старая добрая маркетинговая уловка. Многие клюют на такое предложение, в итоге закупая больше продуктов, чем им необходимо.
Есть и более тонкие манипуляции. Магазин предлагает некий популярный товар по действительно хорошей цене. Например, мясо в сезон шашлыков или большую пачку подгузников известной марки. Это приманка.
Выгодный товар активно рекламируется, чтобы заставить покупателей заглянуть в конкретный супермаркет. Но если уж зашёл в торговый зал за мясом или подгузниками, почему бы не купить что-то ещё? Вот на этих сопутствующих покупках магазин и делает кассу.
Выгода, которую он теряет на приманке, окупается теми дополнительными деньгами, которые покупатели оставляют в супермаркете.
Дополняющие товары
Вы заходите в магазин за пачкой любимых крекеров для вашего ребёнка. А рядом на том же стеллаже обнаруживаете детский шоколад и зефирки. "О, как в тему!" - думаете вы и бросаете все три товара в корзину. Так работают подобные комбинации.
Некоторые комбо-сочетания очевидны, например шампунь и бальзам-ополаскиватель. Некоторые - более тонкие, например одноразовые пластиковые тарелки и красивые бумажные салфетки. Нам кажется, будто салфетки мы решили купить самостоятельно. На самом деле ваша якобы спонтанная покупка была заранее спрогнозирована.
Упаковка, в которой продукты быстро портятся
Свежий хлеб часто продают в бумажном пакете. Красиво? Факт. Но не практично: хлеб в такой упаковке быстро засохнет, а вам придётся снова идти в магазин. Это тоже является одной из маркетинговых уловок. Поэтому после возвращения из супермаркета постарайтесь перепаковать покупки так, чтобы они сохранили свежесть как можно дольше.
Товары с дополнительной ценностью
Супермаркеты играют с ценами, поднимая на уровень глаз те продукты, которые особенно хочется продать, и опуская почти на уровень пола невыгодные для магазина недорогие товары.
Широко распространён эффект "магической девятки", когда продукт с ценой 199 рублей кажется покупателям более выгодной покупкой, чем продукт за 200 рублей.
Хорошо расходятся товары, объясняющие покупателям, почему их стоит взять. Например, продукт может быть помечен значком "Выращен в нашем районе, а значит, принесёт прибыль нашим фермерам". Как показывают исследования, за подобные товары покупатели готовы платить до 25% больше.
Другой вариант - продукты с рецептами блюд, которые можно из них приготовить. Они кажутся покупателям более практичными, а потому и уровень их продаж выше.
Многоразовые брендированные экосумки
Многоразовые экологичные сумки вместо пакетов - гениальная маркетинговая уловка! Во-первых, они брендированные: торговые сети размещают на них свои логотипы, превращая покупателей в ходячую рекламу. Во-вторых, они заставляют клиентов проникаться доверием к супермаркету: "Ну надо же, он заботится об окружающей среде!" А в-третьих, они увеличивают сумму среднего чека.
Исследования показывают, что покупатели с брендированными экосумками тратят больше. Проникаясь заботой о природе, они сначала отдают предпочтение более дорогим натуральным и органическим продуктам, а затем, уже на кассе, запасаются нездоровыми продуктами - в качестве награды за собственную добродетельность.
Стойки у касс
На кассах маркетологи размещают дорогие и не всегда нужные мелочи: шоколадки, желейные конфеты в ярких упаковках, мороженое, влажные салфетки, дезинфицирующие гели для рук, презервативы и так далее. Расчёт делается на то, что вы, устав от принятия решений в торговом зале, на кассе расслабитесь и купите себе (или не менее уставшему, чем вы, ребёнку) награду. И это работает.
Мелочи на стойках у кассовых лент можно посчитать заботой магазина о покупателе: так бы вы, может, и забыли о том, что вам нужны влажные салфетки, а тут - вот они! Но если бы вы вернулись назад в торговый зал, вы бы обнаружили аналогичные салфетки по цене в полтора раза ниже. Возвращаться неудобно, поэтому вы покупаете товар по завышенной цене, в очередной раз становясь поставщиком "золотого руна" для магазинов.
Обсуждение
2. вася | +   -32   – |
Записки животного!
| |
1. Покупашка | +   -11   – |
Забыли ключевой фактор - время! Задача - задержать вас в магазине, где то читал даже что подсчитывают, проведённая 1 минута вами в магазине приносит ему 60 рублей. Для этого даже продукты первой необходимости (хлеб, молочка) всегда в дальнем углу, пока идёте туда-обратно что нибудь "зацепите".
Не ходить голодным, иметь список покупок, не слоняться по магазину без цели, по возможности не брать с собой детей (всё хотят, отвлекаются и вас отвлекают. |
Ваше мнение