Сельский учитель оставил интереснейшие материалы для изучения истории края.
Во время революции и гражданской войны будущий журналист, краевед и писатель Фёдор Ильич Горбунов, детство которого прошло в Новоандреевке и в Миасском заводе, работал на своей лошади: вывозил имущество сбежавших буржуев, потом - "требуху" от убоя скота для питания армии, зимой доставлял дрова в городские учреждения.
В декабре 1919-го Горбунов поступил инспектором в Челябинское отделение Военной рабоче-крестьянской инспекции Приуральского военного округа. Позднее на Переселенческом пункте заведовал изолятором, был счетоводом, бухгалтером, председателем "Первого Челябинского трудового товарищества огородников".
Все эти профессии не мешали Федору Ильичу заниматься журналистикой и краеведением: он был секретарём миасской газеты "Казак", членом Челябинского, Миасского и Златоустовского краеведческих обществ, членом-корреспондентом Уральского общества любителей естествознания, Омского, Тюменского и Свердловского краеведческих обществ. Записывал фенологические наблюдения, народные приметы, поговорки, сочинял стихи.
Возможно, Фёдор Ильич ещё не раз удивил бы современников новыми гранями своего самобытного таланта, если бы жизнь его не прервалась в 1936 году...
Необыкновенно увлекательно читать горбуновские записки, где автор рассказывает о зарождении Новоандреевки, об отношении сельчан к грамоте, о деревенском быте и традициях, среди которых - ненавистное ему пьянство.
***
"В конце первой половины 19 века, когда развилось золотое дело на левом берегу реки Миасс, при впадении в неё речки Натыилги, (…) была основана русская деревня.
Деревня расположилась в густом березовом лесу, в отлогой, почти ровной подошве западного склона Ильменского хребта, на проезжей дороге, по обеим сторонам которой двумя стройными шеренгами выстроились новые, чистые, из толстого леса избы и весело смотрели на дорогу и друг на друга.
Маленькая деревня терялась в окружающей лесной массе разных пород, взбегающей к востоку и западу высоко-высоко до самых вершин Ильменя и Урала и оттуда издали, как бы заглядывающей с любопытством на вновь появившуюся маленькую деревеньку, как бабушка на только что родившегося первенца - внучка.
(… ) Деревня заселялась ссыльными для отбывания обязательного труда на приисках за маловажные проступки рабочих из окрестных уральских горных заводов: Миасского, Златоустовского, Кусинского, Артинского и других. (…) Новым поселенцам отпускался из казенных дач весь необходимый лесной строительный материал, давались в помощь при постройке спецы по разным отраслям строительных работ. (…)
Избы и все надворные постройки рубились из толстого леса, крылись плотными тесовыми крышами и замыкались чисто выстроганными тесовыми воротами под маленькими крышками. Строилось все плотно, крепко, основательно.
В избах и во дворах было, как говорится, как в ящиках. Дворы содержались чисто. Полы в избах еженедельно мылись и протирались песком, а стены и полки к каждому большому празднику выскабливались ножами как восковые.
Чисто жил горнозаводской народ, представляя резкий контраст к окружающей грязи, среди которой, как роза, цвела Новая деревня, названная в отличие от Андреевской золотопромышленной дистанции "Ново-Андреевской".
// Ф. Горбунов "История Новоандреевки". 1923 год.
***
"Тихо катились дни и годы новой деревни. С раннего утра все трудовое население уходило на приисковые работы и возвращалось с работы вечером - усталое, измученное - и спало ночь. Спало как убитое.
Дома днём оставались лишь старики, дети и домашние хозяйки. Хозяйки управлялись с хозяйством, старики кряхтели на печах и полатях, или на завалинках, под окнами избы, рассказывали внукам сказки и были о своём житье-бытье в заводах (…).
Ребятишки слушали стариков разиня рот и ковыряя пальцами в носах, или, преобразив себя в лошадей и пастухов, нацепив на шеи колокольчики и бубенчики, табунами носились по улицам, по окрестным лесам, по огородам и пробивались сквозь густые кустарники к реке, шумно купались в ней, прыгая, как лягушки. Это летом, а зимой бегали с санками и катались с гор".
// Ф. Горбунов "История Новоандреевки". 1923 год.
***
"Деревня росла. (…) Появились лавки с бакалеей, галантереей, хлебом, мануфактурными, кожевенными железными товарами. Вслед за ними не замедлил появиться и неизбежный кабак с пёстрой вывеской "Распивочно и на вынос".
Появились пивные шинки. Торговля пошла вовсю. Развилось пьянство. Пьянство бесшабашное, беспробудное. Пьянство разнузданного сорвавшегося с крепостной цепи русского рабочего, работавшего ранее за гривну в день под плетью и ощутившего теперь в своем кармане никогда не бывавшего у него десятка, сотни, а иногда и тысячи рублей денег.
При хороших заработках пили неделями. Тесный, душный, грязный кабак день, ночь, будни, праздники был набит народом. Трещал и стонал от пьяного крика, песен и пляски с гиком, криком и присвистом под игру гармоники или балалайки, которую в этом адском шуме никто не слыхал.
Плясали крепко, тяжело, отчаянно, припрыгивая, изгибаясь и падая от чрезмерного опьянения. Падая, засыпали на полу грязном, заплеванном и залитом вином, засыпали мёртвым сном пьяного. Заснувших заталкивали под лавки или выбрасывали на улицу.
(…) Пили не одни мужики, а и бабы. Пили семьями, пили малые ребята, первым удовольствием которых было тереться около кабака, где их поили старшие и дико хохотали над пьяными мальчуганами, заставляли их бороться, плясать и матькаться.
В воздухе над деревней висел гул от игры гармоней, балалаек, диких песен, выкриков и присвистов, от визга пьяных баб, топота массы пляшущих ног…".
//Ф. Горбунов. "История Ново-Андреевки". 1923 год
***
"Пьянство зимой сравнительно затихает. Пьянствуя, люди православные строго блюли посты и не работали по праздникам.
Праздники встречались и проводились в кабаке. Особенно торжественно в кабаке встречалась Пасха. Кабатчик Илья имел небольшую пушку и к Пасхе всегда заготавливал фунт пороха.
Мужики с вечера собирались к кабаку чистить пушку, приготавливали патроны и пыжи. И в 12 часов ночи разводили костёр, жиганами поджигали порох в пушке, и открывалась стрельба.
Кабак стоял запертым, и никто не пил. Палили из пушки часов до 8-9 утра, когда, наконец, открывали кабак, и тут начиналась море разливанное. Пили, поздравляли друг друга с праздником, христосовались и пили"…
***
"За грамотой не гнались. "Мы вот неграмотные, да живем, - рассуждали мужики, - и ребята наши проживут". И не учили ребят грамоте.
Кто видел выгоду в учении, отдавал своих ребят учиться грамоте к Васильевне. Васильевна была большая грамотница. Поминальники по родительским дням читала, по покойникам ходила псалтырь читать, ребят новорожденных слабых погружала до приезда попа, который из Миасского завода наезжал в деревню два раза в год. Исповедовал и причащал больных, отпевал всех скопом умерших за период его приезда и крестил родившихся, погружая их в квашню кабатчицы, т. к. он всегда квартировал у кабатчицы как у самого видного, почётного прихожанина.
Как бы ни смотрели отрицательно на грамотность мужики, все же в грамоте всё больше и больше выявлялась необходимость. Грамота требовалась при расчёте с конторой и с артелью, лавочниками и при исполнении общественных должностей.
Кажется, в 70-х годах стали в деревне появляться отставные пропойцы-солдаты, которые стали учить грамоте ребят, поочередно переходя из избы в избу тех мужиков, дети коих учились, получая там готовый стол и по двухгривенному с ученика.
Такие учителя долго не задерживались, не каждый выдерживал целый учебный сезон. А при первой же хорошей получке запивал и скрывался.
Ребята, начинавшие было разбираться в азбуке, будучи оставленные учителем на половине, забывали все до нового учителя и начинали снова. И никак не могли выучиться.
Дело не шло. Тогда по настоянию и инициативе кабатчика Ильи в начале 80-х годов была обществом выстроена изба-школа, она же и сельское правление. Был приглашен специальный учитель и открыта школа грамоты, которая позднее была реформирована в церковно-приходскую школу.
По инициативе и настоянию того же кабатчика Ильи была выстроена небольшая деревянная часовня, и открыт еженедельный по субботам базарный день. Часовня в 1892 г. была освящена на церковь в память кабатчика Ильи и в честь его небесного тёзки названа Пророко-Ильинской. Появился в деревне свой постоянный поп со всем полагающимся клиром.
Так росла и прогрессировала Новая деревня, угождая богу и чёрту, и Момоне. В жизни деревни этой большую роль играл кабатчик Илья".
//Ф. Горбунов "История Ново-Андреевки", 1923 год.
Обсуждение
2. Елена | +   +66   – |
Где можно почитать полную версию?
| |
1. Николаев | +   -26   – |
Прекрасный материал "Истории строка..." Жаль, о самом Фёдоре Ильиче мало известно. Илья- кабатчик, благодетель села, прогрессивный, по всей видимости человек, не отец ли Федора Горбунова? Спасибо!
|
Ваше мнение