Позади остаётся первый месяц очередного учебного года. Первоклашки отправляются на свои первые каникулы, а ребятам постарше часто не до отдыха даже тогда, когда он полагается - в погоне за знаниями (или всё-таки за оценками?) старшие школьники "грызут гранит науки" едва ли без сна и отдыха. Но так ли важны именно те знания, которые предусмотрены школьной программой, и кому пригождаются полученные оценки после выпускного?
Мы все когда-то ходили в школу. Помните, каким трогательным и волнительным было поступление в первый класс? Школьная форма, огромный букет для первой учительницы - и с гордо поднятой головой мы отправлялись навстречу знаниям.
Школа в нашем понимании была чем-то новым, неизведанным, а от того - безумно интересным. Усаживаясь за школьную парту, мы прощались с детством и начинали нелёгкий путь во взрослую жизнь. Родители радовались не меньше нас, ведь именно школа должна была заложить основной фундамент знаний, необходимый нам в будущем. При этом мало кто задумывался, что система школьного образования не сохраняет у детей интерес к знаниям и не учит самостоятельности. Зато отлично формирует зависимость: от оценок, от общественного мнения - от чего угодно, только не от жажды к знаниям.
Так, "отсидев свой срок" за школьными партами, мы ещё на пять лет идем в ВУЗы. И получив долгожданный диплом об образовании, выходим на свободу… Что дальше? А дальше мы с разочарованием осознаём, что большая часть наших знаний не применима в жизни. Оценки, которые совсем недавно были смыслом жизни, теперь никому, кроме нас самих, не интересны. А ведь чтобы их заслужить, мы потратили полтора десятка лет. Постепенно с помощью проб и ошибок мы становимся мудрее, обретаем уверенность в себе и готовы преодолеть очередную порцию препятствий. При этом редко кто задумывается, что многих жизненных трудностей могло и не быть, если бы о них нам рассказывали в школе.
Чему же нас учат в школе?
Мы, взрослые люди, как часто пользуемся знаниями, полученными в школе или университете? Да, мы изучили много разных предметов, написали сотни контрольных работ, сдали десятки экзаменов. Однако мало кто сегодня - спустя 5, 10, 15, 20 лет после окончания школы - сможет доказать теорему, решить задачу по химии, назвать столицу Мадагаскара или свободно говорить на иностранном языке. А математика - это вообще отдельная тема. Для многих людей логарифмы и интегралы так и остались загадкой, словно древние письмена индейцев майя.
По мнению большинства, изучение математики способствует развитию логического и абстрактного мышления. Поэтому данному предмету отдают огромное количество часов учебной программы. Безусловно, умножение, решение уравнений и задач заставляет мозг работать. Но разве только точные науки развивают гибкость ума? Чем не подходят рисование, музыка, литература? Художник мысленно представляет рисунок, просчитывает пропорции и расстояния, силу нажима кисти и насыщенность цвета. Музыкант, синхронизируя композицию с текстом, помнит ноты, аккорды, выдерживает необходимые паузы и одновременно регулирует силу нажима на инструмент. Поэт в своих стихах создает яркие образы, которые лишь намекают на отдельные качества реальных объектов. В своей деятельности эти люди не используют математических вычислений. Однако добиваются отличных результатов. В реальной жизни много ситуаций, которые требуют поиска решений и анализа, но не относятся к точным наукам.
Ошибочное мнение, а клеймо на всю жизнь
У каждого из нас в классе были "заучки" и "неучи". Зачастую такое клеймо приклеивается ещё в младших классах и от него очень трудно избавиться. Нередко учителя полагают, если ребенок успешен в математике, то и остальные предметы ему легко даются. И наоборот, ученика, получившего пару раз плохую оценку, считают ленивым или не способным к обучению. Такое явление называется гало-эффект. Иными словами - ошибочное первое впечатление одного человека о другом или о какой-то ситуации. Например, люди ошибаются, думая, что талантливый певец сможет также хорошо руководить предприятием, а известный спортсмен станет замечательным политиком. Это вполне естественно и природно - быть успешным в одном и хуже разбираться в другом. И если мы хотим чему-то научиться, то и нужно этому учиться, развивая свои способности - петь, рисовать, свободно владеть иностранными языками. И школьная математика, якобы развивающая абстрактное мышление, в этом точно не поможет.
Получается, что мы вынуждены считать логарифмы, лишь потому, что они прописаны в школьной программе... А не потому что это поможет нам выучить китайский или стать режиссёром. Отсюда вопрос - каким образом эти математические вычисления пригодятся нам в повседневной жизни?
Зачем мы ходим в школу?
Что самое главное в системе образования? Получить оценку! Хорошую оценку, конечно. Вот только оценку эту ставят за единственно правильный ответ (особенно в современном тестировании), а не за знания. При этом в современном мире просто нереально выжить, имея один вариант решения проблемы. Ученики настолько увлекаются гонкой за оценками, что уже после выпускного не могут ответить на элементарные вопросы из школьной программы.
Конечно, школа и университет являются важной частью жизни человека. Однако мы получаем знания актуальные, в лучшем случае, для прошлого века, но не для современности. Школа учит нас жить в несуществующем мире. Сегодня нам не нужны оценки. Нам необходимы ответы на вопросы о трудностях и обстоятельствах современной жизни. Теоретические знания, которыми забивают наши головы, не применимы на практике примерно в 80% случаев. В результате мы видим массу несчастных людей, которые не могут правильно организовать свою жизнь, потому что их этому не учили.
Несмотря на понимание всего этого, в обучении кардинально ничего не меняется. Да, строят новые школы, принимают на работу талантливых педагогов, уменьшают количество детей в классах, но это не приносит нужных результатов. Поскольку сама система образования остается неправильной. В итоге и ученики забиты этой системой и учителя, которым также регулярно устраивают проверку знаний и переаттестацию. Перед контрольными и экзаменами дети пребывают в стрессовом состоянии, так как боятся получить плохую оценку. Так зачем им этот стресс? Или попорченные нервы кому-то помогают в реальной жизни?
Какие знания были бы полезны?
Мир меняется очень быстро, поэтому и знания должны соответствовать действительности. У каждого человека при рождении есть свой творческий потенциал, который школы и университеты расходуют впустую, уравнивая всех по интересам. Ведь для того, чтобы жить полноценной жизнью, совсем не обязательно помнить наизусть материал из школьной программы. Есть более важные вещи, которые действительно пригодятся в жизни. Насколько бы полезнее было ходить в школу, если бы там решались жизненные задачи.
Например, на математике можно посчитать реальную зарплату, которую получает человек. А ведь некоторые ученики наивно полагают, что зарабатывая в месяц 20 тысяч в месяц, за пять месяцев можно скопить уже 100 тысяч. Если вычесть налог, расходы на транспорт и обед, то получится скопить в лучшем случае сумму равную половине месячного дохода. Нас не учат как считать сдачу в магазине, как планировать бюджет, оплачивая коммуналку и так далее.
А ещё нужно говорить о правах и обязанностях человека, об уплате налогов, о том, как получить юридическую помощь и разбираться в законах. Рассказать об оформлении документов и получении различных справок. Учить детей грамотно выражать свои мысли: как написать деловое письмо, заявление, как правильно общаться по телефону, вести переговоры, вступать в дискуссию.
Список навыков, которым не учат в школе, можно продолжать и дальше. С одной стороны - это мелочи жизни, а с другой, они так необходимы, чтобы выжить в современном мире. Соответственно рассчитывать остаётся только на себя...
Знания - наше главное богатство, которое приведёт к успеху. Поэтому важно уделять внимание саморазвитию и приучать к этому своих детей: читать книги, заниматься спортом, учиться на чужом и собственном опыте. Каждый ребёнок имеет право, пользуясь возможностями и знаниями современного общества, вырасти счастливым человеком. Но система образования, к сожалению, этому не научит.
Обсуждение
5. Карабас Барабас в ответ пользователю Вопрос [показать] | +   -69   – |
Вопрос, ребенок хочет чего-нибудь вкусненького и мультики или комп на целый день. Короче, как Митрофанушка: не хочу учиться, а хочу жениться.
|
|
4. Вопрос в ответ пользователю Angry [показать] | +   +92   – |
Angry, "хотите что бы ваш ребенок..." - а кто-нибудь спрашивал чего хочет ребенок? Или все и всегда за него решаете? Боюсь тогда его и точные науки не спасут...
|
|
3. ZloiDigger | +   -118   – |
Идет отбор, те 20% которым пригодиться школьная программа, далее ВУЗ и аспирантура и т.д. Двигают мир вперед. Если не давать знания всем, пропустят и этих людей.
| |
2. Вася | +   -40   – |
Получение умений считать налоги не зная математику - это как? Предмет будет называться - "Заполнение налоговой декларации в ритме танго"...
| |
1. Angry | +   -26   – |
Как заметил автор статьи мир меняется, технологи появляются и устаревают. Но законы математики вечны, они есть основа на которой все строится. Хотите чтобы ваш ребенок стал менеджером по продажам в пятерочке или копирайтером на подобном сайте, тогда разрешите ему не учить точные науки.
|
Ваше мнение