Начало учебного года - это не только уроки в школах и занятия в детских садах. Это ещё и начало творческого года в различных кружках и секции. Многие родители именно в эти дни планируют нагрузку своих детей не только основным, но и дополнительным образованием. И если с основным всё понятно - нагрузка диктуется нам "догмами" сверху, то допобразование зависит всё чаще исключительно от родителей. По каким критериям стоит составлять график занятий? Чем опасно для ребенка отсутствие времени на игру и прогулки? Почему возникают перегрузки и как их избежать?
Безусловно, дополнительное образование даёт детям знания, умения и навыки, которых в рамках школьной программы не получить, и которые могут сильно пригодиться в жизни и даже определить судьбу маленького человека. Поэтому у родителей часто возникает множество вопросов, связанных с выбором кружков, секций и студий. И, согласитесь, порой так хочется объять необъятное: развивать ребёнка и в спорте, и в музыке, и в изобразительном искусстве, и в лингвистике…
Стремление дать своему ребёнку всё самое лучшее (если это конечно не желание насильно реализовать в чаде то, что не удалось сделать в детстве сами) - весьма похвально. Однако всегда нужно помнить, что кружки и секции - это не просто удовольствие, это работа, которая требует и сил, и времени. Поэтому главное - не переусердствовать. И, конечно, опираться на желания своего ребёнка, а не своё собственное видение. Ключевое правило: не давить на ребёнка, а помогать ему!
А есть ли у ребёнка детство?
Пожалуй, однозначного ответа на этот вопрос нет. Ведь всё зависит от того, чего родители хотят от своего ребёнка: гордиться им, задавая высокую планку и получая чувство собственного удовлетворения, или чтобы он был счастливым, независимо от уровня достигнутой им планки.
Психологи считают, что здесь многие родители впадают в крайности - и в случае "гордости" и в варианте "счастливого детства". Одни таскают своё чадо на всевозможные кружки и секции, буквально не дают ему вырваться из окружения многочисленных учителей, педагогов и тренеров. Зачем? Чтобы был самым умным, вырос чемпионом, мог изъясняться на всех языках мира (нужное подчеркнуть), да и чтобы времени на всякие глупости у ребёнка не оставалось. Каким вырастет такой ребёнок? Наверное, везде будет бегать с телефонами и ноутбуками. Даже в отпуске. Ведь его не учили отдыхать, расслабляться, получать удовольствие. А что он будет вспоминать о своём детстве? И было ли у ребёнка это детство?
Другие родители впадают в противоположную крайность - относятся к своим детям как к тепличным растениям: велосипед - опасно, коньки - ужасно, с горки - упадёшь, рисование - красками надышишься, программирование - зрение испортишь… А что в итоге? Вырастает замкнутый, капризный, избалованный неумеха, не приспособленный к жизни.
Мнение ребёнка - важно
Безусловно, современный мир предъявляет к человеку повышенные требования: чтобы хорошо устроиться в жизни, нужно получить качественное образование, быть всесторонне развитой личностью. Но в любом случае необходимо соблюдать два важных момента: прислушиваться к пожеланиям ребёнка при выборе кружков и секций, а также оставить чаду время на отдых, не "забивать" детский график бесконечными занятиями.
"Ежедневно у ребёнка должно быть 3-4 часа свободного времени для занятий тем, что ему действительно интересно. Это нужно для формирования и выбора собственных, а не навязанных интересов и увлечений, и гармоничного развития личности", - советуют педагоги-психологи.
Важно прислушиваться к пожеланиям ребенка. Если он не хочет заниматься, к примеру, танцами или хоккеем - не настаивайте. Вместе выберите тот вид спорта, который понравится сыну или дочери. Ведь занятия должны приносить не только какую-то пользу, но и психологическое удовлетворение ребёнку. Ему должно нравиться то, чем он занят.
Нагружать или не нагружать?
Никому кроме родителей нельзя передоверить ответ на этот вопрос. Однако всегда надо помнить, что нагрузка для ребёнка должна быть посильной. Вы никогда не обращали внимание на то, что у многих детей время, которое они проводят, обучаясь в школе, кружках и студиях, часто превышает нормы рабочего времени взрослых! "Музыкалка" в первую смену, школа - во вторую, иностранный язык и бассейн по вечерам, потом домашние задания и спать... Зашкаливающая нагрузка приводит к стрессу, болезням, апатии. Дети не хотят ничего делать, в школу идут без настроения, бросают кружки и готовы часами сидеть перед компьютером или телевизором, безучастно наблюдая за происходящим на экране. Просто потому, что они устали от всего.
Если же у ребёнка есть свободное время для прогулок, игр с друзьями и просто свое "личное пространство", если его мнение учитывается при выборе кружков и секций, то ребёнок будет с охотой заниматься. А значит, у него появится привычка учиться, умение анализировать и запоминать новую информацию, а также стимул узнавать новое.
Дети и усталость: что будет дальше?
Детство перестало быть временем праздности, и мысль о том, что взрослым-то он ещё побудет, а вот ребёнком - уже никогда, посещает далеко не всех родителей, к сожалению.
Игра и чтение книг перестали быть самодостаточными нормальными детскими занятиями. И последствия этого станут заметны лет через 15-20, когда на рынок труда выйдет поколение, недобравшее праздности в детстве.
Смогут ли они, вынужденные с детских лет функционировать с перегрузкой и почти лишённые периода нормальной детской праздности, работать лучше нас? Используют ли выросшие дети предоставленную родителями "фору"? Форсированное обучение и развитие - а стоит ли игра свеч?
Ответы на эти вопросы сможет дать только сама жизнь. А пока многие из нас ставят на собственных детях, занимая их сверх меры, эксперимент с пока ещё неясным прогнозом.
Поэтому, уважаемые родители, не спешите загружать своего ребенка многочисленными развивающими занятиями. Много - не всегда хорошо. Важно, чтобы дополнительная интеллектуальная или физическая нагрузка приносила пользу и удовлетворение. А если у вашего ребенка уже сейчас очень насыщенный график, поговорите с ним по душам - так ли это ему нравится. Может быть, пользы для развития будет больше, если исключить какой-то кружок, а освободившее время провести вместе? Например, почитать, порисовать, погулять… Не делегируйте обучение ваших детей исключительно другим людям, пусть даже профессионалам. Вкладывайте в детей свою душу, энергию и знания! Будьте уверены - это принесет положительный результат.
Обсуждение
2. Реалист | +   +46   – |
Все эти кружки - выкачивание денег. Это бизнес на детях.
| |
1. Родитель | +   +48   – |
Пусть лучше занимаются полезным, чем в компьютере сидят
|
Ваше мнение