Я верю, что ничто не проходит бесследно, и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни.
Эти слова мне не принадлежат. Они написаны святой и великой рукой русской литературы - рукой Антона Павловича Чехова. Но вот ведь как сама жизнь подтвердила верность этих слов: всё, что он когда-то вверял перу и бумаге, теперь наше общее достояние. Моё и ваше. Да и всего мира. Безоговорочно принадлежит прошлому. И будущему, несомненно, тоже. И никаким и ничьим санкциям его слова неподвластны.
В том числе и эта, по-моему, просто идеально выраженная мысль: о высочайшей ценности мимолётного времени. И его мгновения, оставшиеся на фотографиях Александра Мизурова, ровно из того же ряда. Тогда он об этом явно не думал, но когда его палец заставлял срабатывать спусковой механизм фотокамеры, он останавливал мгновения жизни, тотчас придавая этой сиюминутности предвосхищение вечности. Почти как в гётевском "Фаусте". И теперь, словно "четвёртое измерение", эти фотографии вводят какой-то новый угол зрения на физическую реальность. На ту. И эту. Да ещё остаётся пространство и для новых смыслов будущим, принципиально недостижимым для нас, зрителям и читателям...
1995 год. Весна. Конец апреля. Предзаводская площадь. На автозаводе встречают высокого гостя - председателя правительства Российской Федерации, теперь уже легендарного и широко цитируемого в народе Виктора Черномырдина.
А в стране бессистемность и какая-то судорожность всей политики. И экономики. Пережиты август 91-го и октябрь 93-го...
Общественная жизнь всё ещё бурлит. В прессе фейерверки слов. На телевидении каскады красноречия. Потрясение основ уже свершилось. А куда плывём толком ещё так и не понимаем. Черномырдин уже побывал в заместителях у Гайдара. А Гайдар - в заместителях у Черномырдина. С этой должности он навсегда и покинул правительство. Высшую должность в котором, да и то в статусе И.О., Гайдар занимал всего 6 (шесть!) месяцев, а успел создать все главные государственные институты современной России: налоговую систему, таможенную, банковскую, основы финансового рынка. Минуло почти тридцать лет, а его всё ещё в чём только не обвиняют. Среди журналистов тогда в большинстве сторонники Гайдара и его реформ. Я уже брал у него интервью и для себя отмечал отважным политиком и смелым парнем. Бесстрашным реформатором и почти революционером: недаром в детстве он в своём доме встречал самого Эрнесто Че Гевару, когда тот приходил к его отцу-военкору газеты "Правда" на Кубе Тимуру Гайдару. Да и каким ещё должен быть внук автора "Р.В.С.", "Школы" и "Сказки о Мальчише-Кибальчише и его военной тайне". На фоне всеобщей сегодня трескотни о патриотизме Егор Гайдар для меня - самый настоящий из них. Его любовь к Родине не обернулась для него миллионами на счетах в швейцарских банках. Напротив - он сам отдал ей свою жизнь. А запущенный им экономический механизм страны работает и поныне. Хотя, вот, его имя, даже после жизни, словно вновь и вновь продолжают и продолжают выводить на эшафот. Но таковы уж люди. Своим неизменным поведением не первую сотню лет они неустанно подтверждают библейскую истину, что "не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём".
А Черномырдин тогда - ещё что-то непонятное. Но больше напоминает застой. Так казалось мне. Основательность, простота и честность - это да. Но всё-таки это основательность директора, простота сельского происхождения и честность вчерашнего коммуниста, а не прозорливость реального политика. Да, строго говоря, он им и не был.
Черномырдин прилетел в Миасс на вертолёте, что уже было большой редкостью. Облетал оборонщиков Южного Урала. Тогда шла речь о погашении задолженности перед ними и авансировании госзаказа. Но напрасно надеялись на это автозаводцы. И преждевременно улыбался - улыбается здесь на снимках - генеральный директор предприятия Юрий Горожанинов: обещания остались обещаниями и от внешнего, а затем и конкурсного управления УралАЗ не спасли. Да я тогда был и сейчас убеждён, что вовсе не это было главным в прилёте на Южный Урал премьера: главное было организовать предвыборный блок "Наш дом Россия" во главе с Черномырдиным - выборная-то кампания была уже вот-вот. А коммунисты Зюганова обещали взять реванш. Что у них в Госдуме тогда почти получилось.
А Юрия Ивановича Горожанинова, в кризисных условиях строившего тогда для автозаводцев целый район "Комарово", сдавшего жилья вдвое больше, чем в советские времена, поджидала впереди ещё своя, непредвиденная им, но предрешённая временем драма. Он ещё познакомится с Валерием Пановым, приведёт его на благословение внешним управляющим к губернатору Петру Сумину, а Панов "отблагодарит" старшего наставника и благодетеля... заявлением в прокуратуру на него, за, якобы, незаконное хранение огнестрельного оружия (которое, к слову, Горожанинову нередко лично дарили генералы Минобороны). А потом и вовсе приберёт автозавод к рукам и, уже как конкурсный управляющий, реализует... К власти приходило другое поколение. Их поэзией становилась предприимчивость. Где деньги тогда (а сейчас?), похоже, не очень рифмовались с совестью, дружбой и вообще моралью. Да-а-а... Вот даже и Гайдар, уже много позже, после отставки, говорил, что моральные политики, как правило, неэффективны. Но в кризисной ситуации, мол, необходимо быть только честным. Каким он и был. Примерно, как Черчилль, который в обращении к английскому народу после вступления в должность сказал: "Я не могу вам обещать ничего, кроме крови и слёз". А у нас теперь что ни новый губернатор - все обещают одно и то же. И - в бега. В Лондон. В Швейцарию.
А здесь, на замечательно чёрно-белых фото - у всех много ещё впереди. Многое и разное…
Улыбаются Игорь Войнов и Владимир Григориади.
Причины тоже разные. Игорь Войнов, в то время, сменив на посту Валентина Вертипрахова, уже глава администрации Миасса. И хотя проблем в городе много, а денег в бюджете мало, он всё равно в хорошем настроении. Во-первых, он ещё молод, полон сил и, думаю, в голове много планов и честолюбивых устремлений, достойных его неординарной личности. Выступления И.Войнова и сегодня всегда лаконичны, а предложения дельны, что всегда говорит о тщательности его подготовительной работы. А во-вторых, с работой справляется, команда отличная и, самое главное, научился сам за всё в городе нести ответственность. Когда не нужно каждый пустяк согласовывать с депутатами: получил опыт работы без них, которых знаменитым указом Ельцина за номером - точно помню, врезалось - 1400 распустили тогда даже и на местном уровне после осенних событий 1993 года. Позже, именно это время он будет вспоминать как лучшее и самое эффективное в работе исполнительной власти. Хорошо бы так - без депутатов - всегда. Но где же набрать в исполнители только безупречно честных и неподкупных чиновников? Чем-то надо уравновешивать. Контролировать от имени избирателей. Хотя, если нечистых на руку чиновников будут контролировать такой же природы депутаты - тоже проку мало. Впрочем, чего и кому пенять: так ли уж безупречны мы сами?..
Весел на фото и Владимир Григориади. Он здесь уже почти отбыв первый срок - депутатом Госдумы первого созыва. Тогда их избирали на два года. А сколько в той Думе было звёзд кроме Григориади: Бабурин, Глазьев, Станислав Говорухин и Наталья Гундарева, Хакамада, Чубайс и Явлинский. Даже Невзоров, Кашпировский и Мавроди были тогда депутатами в её составе! Григориади здесь тоже в хорошем настроении: депутат Госдумы, в народе популярен. Уверенно готовится к очередным декабрьским выборам. И он их выиграет. И ещё будет играть в сборной Госдумы по футболу в одной команде с будущим председателем Олимпийского комитета России и нынешним вице-премьером Александром Жуковым. Но у него ещё впереди своё Ватерлоо. В мае 2004-го... И даже Жуков не поможет.
Наполеон прославил бельгийскую деревню, Григориади - российский Миасс. Наполеон тогда был принуждён ко вторичному отречению от власти и навсегда вошёл в историю этого поселения. Григориади - к первому лишению власти. Но тоже - принуждён... И вот на этих фотографиях - на остановленных Александром Мизуровым мгновениях его жизни, да и в реальном её течении, Владимир Григориади теперь уже навсегда в истории Миасса. И его личность сегодня вряд ли стоит красить только одним цветом. Да и не получится верного портрета, если помнить в его работе и биографии только 12 мая 2004 года и при этом забыть о достоинствах, которые у него, вне всякого сомнения, тоже есть. Сохранились. И его реальную жизнь при помощи фотоаппарата не остановить: через два месяца после нынешнего Дня России В.Григориади будет уже 70...
Здесь же, среди сопровождающих Виктора Черномырдина, Вадим Соловьёв - первый глава администрации Челябинской области.
В августе 1991 года открыто выступивший против ГКЧП, вскоре после провала путча он был назначен на эту должность лично Борисом Ельциным. А Соловьёв, в свою очередь, первым главой администрации Миасса назначил Валентина Вертипрахова. В феврале нынешнего года В. Соловьёва не стало. Они одногодки с моим товарищем и коллегой Валерой Кузнецовым. Вспомнил, как однажды в Челябинске, тогда в областной Думе, брал у Соловьёва интервью… на лестничной площадке. Мы с телеоператором "Экран-ТВ" Андреем Суворовым в один из перерывов депутатских заседаний вышли покурить. Андрей не выпускал из рук камеры. Какой-то запасный выход. Полумрак. Вдруг открывается дверь и перед нами - Соловьёв. Мы, шутя, мол, именно вас здесь ждём. Мы из Миасса. Хотим взять интервью.
- Прямо здесь?
- А почему нет - здесь тихо.
- Тогда давайте знакомиться, - протягивает Суворову руку: - Вадим.
Вот это "Вадим", произнесённое губернатором, и его протянутую руку в полумраке на той лестничной площадке Андрей будет потом часто вспоминать.
Вадим Соловьёв, Андрей Суворов, Валерий Кузнецов - все сегодня уже в недостижимой дали…
А ещё я только на этих фотографиях увидел, что везде на них оказываюсь рядом с черноволосым парнем - председателем Комитета по делам ГО и ЧС. Впрочем, тогда вот только назначенным руководителем нового министерства - по чрезвычайным ситуациям. Это - Сергей Шойгу.
Но нам он тогда не так интересен - что там ГО - все взоры на Черномырдина: как подобраться и взять интервью у него. Знать бы, кем станет потом этот Шойгу. Впрочем, об этом он тогда и сам ничего не знал. До рыбалки министра обороны С.Шойгу с президентом России В.Путиным на Телецком озере было ещё двадцать лет…
А интервью у Виктора Черномырдина мы тогда всё-таки взяли. Здесь, на фотографиях Александра Мизурова, иногда виден парень с телекамерой на плече - это телеоператор Константин Никонов. Когда служба охраны автозавода и даже его руководители не смогли договориться с охраной Черномырдина (наверное, из ФСО) на предмет нашего с ним интервью и предложили нам действовать самостоятельно, то мы с Костей оперативно придумали свой план. Довольно рискованный. И даже по-провинциальному наглый. Но оказавшийся успешным. Договорились так. Микрофон на коротком шнуре подсоединяем к камере. Подбираемся в толпе как можно ближе к премьеру, я резко толкаю плечом телохранителя, шагаю к Черномырдину с микрофоном наперевес, Костя с камерой вслед за мной. Мол, если что, там рядом Юрий Иванович Горожанинов, он нас хорошо знает, думаем, что поддержит. Всё так и вышло. Только после того, как я толкнул телохранителя и шагнул к Черномырдину, с микрофона, прямо под ноги премьера, слетела металлическая сеточка, которая часто у нас слетала с него и прежде. И я инстинктивно бросился под ноги Виктору Степановичу её поднимать. Можете представить, что привиделось в этом моём шараханье телохранителям?! Они тоже бросились за мной, но сеточка уже была у меня в руке, и я поднялся, почти живот в живот, перед председателем правительства Российской Федерации. Увидел хохочущего Черномырдина и улыбающегося Юрия Ивановича Горожанинова: "Виктор Степанович, это свои!". Угадали - не подвёл гендиректор автозавода. Поддержал. Интервью состоялось. Хорошо, что террористов тогда ещё не боялись, и никто не начал стрелять…
Но из всех представленных здесь фотографий больше других полюбилась мне одна. Та, на которой двое пацанов, тоже как-то сумевших подобраться вплотную к Черномырдину, стоят и снизу вверх смотрят на всех этих дяденек. На одном свитерок, вытянутый ворот. На вид им лет 9-10.
И ведать не ведают, что за люди перед ними. Какую роль играют в стране. И вот о них и их будущем, кто они такие, и о том, как сложилась их жизнь, мне ничего неизвестно. Об этом можно только фантазировать. Сегодня они, должно быть, в том возрасте, в каком был я на этих фотографиях. А под плащом на поясе у меня тогда висел пейджер от миасской компании "Радиотелефон-М" - новинка мобильной связи. Сегодня эти парни над таким средством связи посмеялись бы. Сегодня - их время. Сегодня они - новое поколение. Но Родина у нас с ними одна и та же. И День России у нас с ними общий. Условия для его возникновения создали именно вот те люди, на которых они тогда с любопытством смотрели снизу вверх. Результаты их деятельности они теперь хорошо знают. Ведь тогда они определяли их будущее - сегодняшнее настоящее. А вот итоги своей жизни и результаты сделанного в стране их, новым, поколением окончательно подводить ещё рано. Об этом расскажут уже другие фотографии. Цветные. И не плёнка. Цифра. А, может, и вообще что-то новое…
А за эти фотографии, Саша, за мгновения жизни и память большое тебе спасибо. С Днём России!
Обсуждение
9. Ольга Белякова | +   -18   – |
Очень интересные воспоминания, Миша. И стиль здесь твой неповторимый. Сашины снимки тоже блеск! Настоящий профессионал светописи со своим творческим почерком. Кадры для истории города. Знаю, Мишель, что у тебя в запасе немало подобных историй. Пиши, пожалуйста, будем читать.
| |
8. Борис в ответ пользователю Компания [показать] | +   -69   – |
Да, кстати: Компания, когда выговорите: "С выводами Михаила не соглашусь, тогда пилили наследие СССР, не задумываясь о моральных принципах" - вы этим не противоречите автору, а именно соглашаетесь с ним: ведь говоря об особенностях взаимоотношений Горожанинова и Панова он, по-моему, ровно об этом же. Но здесь речь не о выводах - здесь речь о фотографиях, воспоминаниях, о времени и - настроение. А "изъятие ножа у Горожанинова" - это, видимо, речь всё о том же подарочном оружии. Ну, не бандит же почётный житель Миасса Юрий Горожанинов, в самом-то деле, не пытался самолёт угнать?
|
|
7. Борис в ответ пользователю Компания [показать] | +   -15   – |
Компания, какие всё-таки разные мысли и воспоминания оживили фотографии Александра Мизурова. Может и верно: ничто не проходит бесследно, как напоминает Михаил. Совершая какие-то поступки сегодня, надо помнить и о том, как и чем они обернуться и откликнутся для вас в будущем... В этом-то с ним, пожалуй, можно и согласиться.
|
|
6. Компания | +   -8   – |
Положа руку на сердце, Горожанинов был всегда таким избалованным ребенком. Часто не видел берегов, не понимая, что можно, а что нельзя. Один случай изъятия ножа в самолете чего стоит. Зачастую был высокомерен, разговаривая со многими как с навозом.
В общем, как ни крути, ангельских крылышек ему не приделать. А развал и продажа завода, это вообще отдельная история. КАМАЗ не продали, ибо там были люди, что не мерили все сиюминутной прибылью. С выводами Михаила не соглашусь, тогда пилили наследие СССР, не задумываясь о моральных принципах, некоторые причастные есть на фото | |
5. Борис в ответ пользователю guest [показать] | +   -103   – |
guest, а если напечатать вашу... ваше лицо: так ли уж оно будет любезно всем вашим знакомым? Хотя, спустя годы, возможно, - и ваша персона станет исторической. Хотя бы на фотографиях эпохи. Но с этим - к Александру Мизурову:)
|
|
4. Ольга в ответ пользователю guest [показать] | +   -18   – |
guest, как ни крути, это история наша с вами. при чем история не сто-двести-летней давности, а весьма обозримого прошлого...
|
|
3. guest | +   -8   – |
как только рука ЭТИ рожи удосужилась напечатать!!!
| |
2. Сергей Петрович | +   +14   – |
Замечательная история. Прекрасное изложение. С большим удовольствием прочитал.
| |
1. Ольга | +   +101   – |
Спасибо, Михаил Анатольевич, за подробные воспоминания. Спасибо, Александр Алексеевич, за фотокарточки. Эта память бесценна!
|
Ваше мнение