"Двойной" портрет бунтаря и императрицы оказался подделкой
Миасский экскурсовод Наталья Рожкова продолжает делиться с миасцами историями, произошедшими во время проводимых ею экскурсий.
Так вот… Однажды летом пришла в городской краеведческий музей петербурженка по имени Лариса. Рассказала ей экскурсовод о крестьянской войне под предводительством Пугачёва, пояснила, что сам Пугачёв в Миассе не был, а вот войска его к нам заходили. Подвела посетительницу к портрету Емельяна Пугачёва, где сквозь папаху проглядывают женские глаза (висела раньше в нашем музее такая картина), и познакомила с легендой о её появлении на свет.
"В одном из уральских городов, - рассказывала посетительнице Наталья Павловна, - остановился Пугачёв в богатом доме, где все стены были увешаны портретами хозяев и их именитых предков. Соратник крестьянского вожака ненароком обмолвился, что, мол, здесь только портрета Пугачёва не хватает. Емельяну затея понравилась, приказал он найти в городке художника. Привели к нему иконописца, а тот от страха трясётся весь: "Батюшка, да как же я напишу твой портрет, коль у меня нет холста?". А ему в ответ: "Снимай со стены любой и малюй сверху! И чтобы к утру портрет был готов!". Всю ночь трудился старик и успел-таки закончить работу к назначенному сроку. Мужицкий царь оценил труд по достоинству и пожаловал иконописцу 100 рублей за усердие. В советское время картину начали реставрировать, но когда стали снимать старую краску, то из-под папахи вдруг глянули на реставраторов женские глаза. Оказалось, что портрет Пугачёва был написан поверх Екатерины Второй. И специалисты оставили картину именно в таком виде - с глазами на папахе и отдельными фрагментами фигуры императрицы".
Посетительница, услышав эту историю, решила по возвращении в Санкт-Петербург непременно найти оригинал портрета (она как раз писала диссертацию о Пугачёве), но ни в музее-квартире Пушкина на Мойке, где он, якобы, хранился, ни в Русском музее его не нашла. Зато портрет отыскался в Историческом музее.
"А теперь самое интересное, - завершила рассказ Наталья Рожкова. - Несколько лет назад в СМИ появилась шокирующая информация следующего содержания: "Фальшивкой объявлен памятный нам всем по учебниками истории парный портрет Пугачёва и Екатерины Второй. На днях он убран из экспозиции Исторического музея". А дальше - ошеломляющее пояснение: во время технико-технологических исследований выяснилось, что портрет дамы написан в 17-18 веках, а Пугачёв - во второй половине 19 века. То есть портрет самозванца оказался подделкой. И возникла она в то самое время, когда в русском обществе интерес к историческому прошлому достиг наиболее высокой степени. Вот так российская история лишилась интереснейшего мифа. Как говорил американский писатель Джон Стейнбек, если вам попался бриллиант, не трите его слишком сильно, а то как бы не обнаружилась подделка...".
Обсуждение
2. журналисты | +   +46   – |
Житель Миасса, спасибо и вам за интерес к нашим публикациям. Обязательно расспросим миасских экскурсоводов на предмет занимательных историй!
| |
1. Житель Миасса | +   +65   – |
Очень интересно и познавательно.
Спасибо редакции и экскурсоводу Н. Рожковой. Ждём продолжения необычных историй. |
Ваше мнение