В нынешнем году всё внимание приковано ко дню рождения Миасса: ещё бы, нашему городу исполнилось целых 250 лет! Всё это время он рос, развивался, прирастал новыми районами, предприятиями, учреждениями... Всё больше жителей трудилось на заводах Миасса, а, как известно, не хлебом единым жив человек - после трудового дня душа тянется к прекрасному. Казалось бы, построены дома культуры, в них проходят яркие мероприятия - чего ещё не хватает? А не хватало художественной галереи. И вот она появилась…
Всё началось с небольшого отдела по продаже постеров в недавно открывшемся торговом комплексе "Восток". Когда речь зашла о выборе места, свободный уголок нашёлся на третьем этаже: в месте не самом проходном, зато светлом и уютном. Соседние площади пустовали, и у хозяйки отдела Анастасии Карцевой родилась идея: что если организовать выставочное пространство и назвать его Картинная галерея? Сказано - сделано: предложение нашло поддержку у руководства ТК, и из Челябинска привезли работы художника Игоря Гончарова. Потом экспозиция сменилась снимками ещё одной гостьи из южноуральской столицы - Анны Размышкиной. Новое творческое пространство вызвало интерес и у зрителей, и у художников: третьей стала групповая выставка миасских фотографов.
В одиночку вести проект было непросто: кроме обычной работы магазинчика теперь требовалось продумывать концепции новых выставок, договариваться с их участниками, развешивать работы, проводить вернисажи... Нужна была поддержка единомышленников. Так в работу влилась коллега по работе в летнем лагере и хорошая подруга Анастасии - Юлия Килязова, на долгие годы ставшая арт-директором и, можно сказать, лицом галереи. Тогда же присоединился и Александр Башлыков, с тех пор неизменно создающий для посетителей продуманные экспозиции. В то же время появились первые мастер-классы: любознательные девушки изучали новые креативные техники и показывали их посетителям. Как-то раз одна из энтузиастов, участвовавших в работе галереи, София Чернышева, приобрела модную в те времена книгу Бетти Эдвардс "Открой в себе художника": идея правополушарного рисования так её увлекла, что просто не было сил не поделиться открытиями. Можно сказать, так и родилась студия при галерее. Скрапбукинг, декупаж, роспись по стеклу... Всё это требовало разных материалов, поэтому мало-помалу отдел постеров пополнил ассортимент товарами для творчества, а те в свою очередь привлекли ещё больше любителей рисовать, рукодельничать и просто любоваться мастерски выполненными работами.
Новая галерея заняла свою нишу в художественной жизни Миасса и стала местом встречи художников, фотографов, людей, интересующихся искусством и благодарных зрителей. Вернисажи украшали творческие номера местных музыкантов, звучали стихи поэтов и мнения знатоков искусства, а как-то даже состоялся спектакль! На эту творческую орбиту подтянулись и другие города Челябинской области. Особенно тесная и плодотворная дружба сложилась с представителями Златоуста. Художники из соседнего города были рады приглашениям миасской выставочной площадки.
Несколько лет два города объединяла студия живописи Надежды Русиновой "Настроение" - златоустовская художница продолжила вести занятия, когда София Чернышева переехала в Челябинск. Ученики вместе занимались, путешествовали и делились итогами пленэра на совместных выставках. Студия "Настроение" подарила Миассу несколько новых имён: картины её вчерашних участников сегодня то и дело встречаются в коллективных экспозициях рядом с работами признанных мастеров кисти, а кое-кто уже может похвастаться и персональными выставками.
Работы и профессионалов, и любителей ежегодно встречаются в общих экспозициях. "Осенние встречи" стали традиционным подведением итогов очередного творческого года, а летние "Образы Тургояка" со временем дополнились видами города Миасса.
Не остались не у дел и любители рукоделия и ремёсел: пусть их творчество и нельзя развесить по стенам, как картины, зато его можно показать на handmade-ярмарках! Поначалу такие мероприятия проводились в преддверии праздников, чтобы помочь встретиться мастерам и покупателям, ищущим оригинальные подарки. Но, как известно, нет ничего дороже человеческого общения: ярмарки превратились в творческий мини-фестиваль, где участники рады встретиться с единомышленниками и обсудить насущные вопросы.
Любопытно проследить, как за годы проведения ярмарок менялся ассортимент. Если поначалу спросом пользовались по большей части милые сувениры, то теперь большой интерес вызывают практичные гончарные изделия, украшения, мыло, косметика ручной работы, текстильные предметы... А вот "мода" на кукол и игрушки в годами не устаревает.
Возвращаясь от вопросов предпочтения зрителей к основному профилю галереи, живописи и графике, интересно узнать: классика или авангард привлекают миасцев? Кто-то предположит, что в богатом природными красотами краю сам Бог велел ценить реалистическую живопись... И будет прав лишь отчасти. Конечно, абстрактные композиции и инсталляции далеко не всегда встречают понимание, но в целом публика чаще встречала эксперименты благосклонно. В конце концов, что есть творчество, как не бесконечный поиск?
Искушённые зрители знают, что впечатление от выставки создают не только сами картины, но то, как они сформированы в экспозицию. Казалось бы, развесил картины - и дело с концом? Однако размещение, грамотная компоновка, удачное соседство, внутренняя логика и порядок осмотра, в конце концов, например, от мрачных сюжетов к оптимистичным или наоборот, могут полностью изменить складывающийся образ.
При всём при том, сколько невидимого труда вложено в этот тихий зал с умиротворяющей атмосферой, вход на выставку и участие в ярмарках были и остаются бесплатными. Посвящённые в тонкости оргвопросов домочадцы время от времени спрашивают Анастасию Владимировну: может быть, достаточно подвижнического труда? Но стоит лишь допустить такую мысль, как тотчас рождается множество аргументов за то, чтобы продолжать. "Мы понимаем, что для художников очень важна возможность показать свою работу и получить живой отклик. Надо понимать, что если человек писал картину в течение некоторого времени - посвятил месяц или два, - то выставка из 25-30 работ - это целый пласт его жизни! Представьте, какой объём эмоционального труда человек вложил, чтобы создать эти картины или из тысяч фотоснимков выбрать именно эти кадры, - рассуждает Анастасия. - А ведь творческие люди очень необычные и очень разные. То же можно сказать и о их зрителях. В чём-то творческое пространство галереи - это принятие уникальности каждого человека, и возможность свою уникальность нести в мир. И потом, к нам приходят разные люди, от детей до пенсионеров. В крупных городах есть целые досуговые центры для возрастных людей. В Миассе это направление пока не так хорошо развито, и выставка для них - это возможность вспомнить, увидеть, почувствовать, взглянуть на знакомые вещи по-новому".
За годы работы галереи случались выставки не только ныне здравствующих авторов, но и тех, кого уже нет на свете. Вернисажи стали поводом отдать дань памяти людям и их талантам, ещё раз увидеть тот след, который они оставили после себя.
В юбилейный для Миасса год нельзя не добавить, что выставка - это возможность продемонстрировать таланты нашего города. "Мне всегда казалось, что Миасс - это высокоинтеллектуальный, интеллигентный город. Чувствуется, что здесь очень много талантливых, творческих людей, и это мне всегда очень нравилось. Миасс - хороший город для жизни. Здесь есть благодатная почва для развития, например, хорошие школы, заинтересованные педагоги, - считает Анастасия. - У нас, к сожалению, кроме Екатеринбурга и отчасти Златоуста (причём Златоуста 70-80-х годов), в уральской горнозаводской зоне было немного крупных центров художественной культуры. И очень хочется, чтобы такие точки развития появлялись; были люди, которые хотят, чтобы творчества было больше. Я думаю, что постепенно наш город может стать культурным центром. Кто-то из мудрецов прошлого сказал: если нет культуры, то нет и общества. То есть, общество появляется тогда, когда появляется культура, а потерять культуру - это потерять все основные ниточки, потерять себя".
Полезно видеть картины и детям, обучающимся изящным искусствам, убеждена хозяйка галереи. Подобно тому, как будущие музыканты учатся, посещая концерты опытных исполнителей, педагогу-художнику удобнее показать ученикам как "работает" тот или иной приём на настоящей картине, а не на её репродукции. А уж сколько радости доставляет детям возможность увидеть свою работу на выставке! Это очень мотивирует продолжать заниматься творчеством.
Кстати, именно детская выставка - недавняя экспозиция учеников изостудии "Тала" Натальи и Олега Бронниковых долго время была самой массовой за всю историю работы галереи. Порядка 130 работ едва-едва удалось уместить в зале! Правилами размещения работ, конечно, пришлось пренебречь, но зато стараниями галеристов, каждый юный художник смог найти на стене собственное творение проникнуться гордостью. Кстати, на сегодняшний день этот рекорд побит выставкой "Наши современники", где представлено 175 фотографий. В противовес им, самыми малочисленными были две "выставки одной картины" художника Игоря Попкова.
Интересно, что, зародившись как побочная активность при коммерческом отделе, сейчас, с развитием маркетплейсов, выставочная деятельность стала, пожалуй, основной причиной продолжать работать. Однажды постоянная клиентка, прощаясь, сказала: "Какое счастье, что вы есть! Мы знаем точно, что в любое время может прийти сюда - и что-то увидеть, окунуться в другую атмосферу". Поэтому, как бы ни был порой велик соблазн в трудные времена поставить истории миасской галереи финальный штрих, "Дирижаблю" и его команде остаётся лишь держаться, какие бы житейские бури не разыгрывались вокруг.
В этом году галерея отмечает 18-летие - дата не круглая, но уже весьма солидная. Даже в сложные времена залитый светом зал остаётся местом, где можно на время забыть о проблемах, погрузиться в размышления об искусстве, раствориться в атмосфере творчества, зарядить душевные батарейки - и спуститься из этого "мира горнего" в "мир дольний" обновлённым, с новыми силами вернувшись к повседневным делам.
Обсуждение
1. Ирина Геннадьевна Малкова | +   +40   – |
День добрый, ДИРИЖАБЛЬ!
С каким удовольствием прочитала статью, несколько раз просмотрела все снимки. Молодцы! Настя и Саша, держитесь, крепитесь и пусть солнечные радостные дни придут. И выстроится очередь желающих попасть в Вашу галерею. Счастлива, что знакома с Вами. |
Ваше мнение