В истории Миасского просвещения есть особенная школа. Она была создана на основе ЗФТШ (заочная физико-математическая школа) МФТИ (Московского физико-технического института). Тогда у ее истоков стояли сотрудники отделов кадров и техобучения КБ Машиностроения. Хочется вспомнить с огромной признательностью их имена, откуда "есть пошла", говоря словами русской летописи, эта уникальная школа. Вот они: Н.И. Савостьянов, А.М. Беленков, Л.П. Уткин, Т.И. Торопова.
С тех пор прошло почти 50 лет. И из двух групп ЗФТШ (9 и 10 классы) выросла Школа вузов, в которой выучились более 6000 учащихся с 1980 по 2014 год. Обычной школе на такое количество выпускников потребовалось бы сто лет. Причем каких выпускников! Способных преодолеть вступительный конкурс в вузы, когда платное обучение еще не существовало.
Фото из архива Дмитрия Краева
Городской отдел образования (используем современные тому времени названия) подвел итоги вливания "свежей крови": процент поступаемости в вузы подскочил (не сразу конечно) на 14% и выше. Скоро Школе вузов не нужна была и реклама, достаточно было объявления о наборе.
Абитуриенты могли выбрать отделение, нужные им предметы, сдать вступительные экзамены в Школу вузов. И только тогда они зачислялись в соответствующие их уровню группы.
В основу педагогического процесса были положены три принципа. Во-первых, у лучших учителей-предметников города школьники могли обучаться. Не всегда в школах ребенок мог найти химика, биолога, физика "высшей пробы", а здесь он сразу попадал к профессионалу, признанному авторитету в своей области.
Во-вторых, формирование групп по уровню знаний делало обучение соответствующим этому уровню. Получившие низкие баллы выделялись в группы с усиленным режимом обучения (3 часа в неделю по предмету) и давались самым опытным педагогам. К концу учебного года все выравнивались.
И, в-третьих, школьники попадали в новую среду, с продвинутыми товарищами, мотивированными на достижение цели, освобожденным от привычных ролей в обычной школе.
Фото из архива Дмитрия Краева
Но главное - это педагоги Школы вузов. Если всех только перечислить, то список был бы очень большим. Хотелось бы много добрых слов сказать им. Соратникам, друзьям, коллегам! З.Я. Коротыч, Г.Н. Бабкина, Э.М. Танаевских, М.И. Шевченко, Е.Н. Ануфриева, Л.С. Сибгатуллина, Л.С. Крюкова, Е.А. Ринк, Н.Д. Заболотнова, Ю.В. Грахов, С.Б. Егоров, И.А. Герштейн и многие другие.
Без них не было бы Школы вузов!
Ведение картотеки, учет текущих и контрольных оценок возлагался на секретариат. Педагоги занимались только учебным процессом. Такое разделение труда принесло свои плоды. Спасибо всем, кто смог эту рутинную работу превратить в индивидуальный учет роста каждого ребенка. Эти люди тоже золотыми буквами вписаны в историю Школы вузов. Н.Фетисова, О.Пимшина, Л.Глазкова внесли свой вклад. Душой Школы была Н.Д. Заболотнова. К ней всегда можно было обратиться с любыми проблемами, она осуществляла связь педагогов с родителями.
Общее руководство Школы для вузов, готовящих кадры по заказу предприятия, было возложено сначала на отдел техобучения КБМ, затем на ДКиТ "Прометей", потом на ДЮЦ "Надежда". И наконец она стала Учебным центром предвузовской подготовки при филиале ЮУрГУ в Миассе.
Благодаря поддержке всех звеньев городского отдела образования, пониманию необходимости такой Школы для города со стороны завгороно Большакова, Н.Н. Цветковой, Л.М. Васильевой, Школа вузов получила лицензию на проведение всесторонней учебной деятельности. Облегчали нашу работу единые программы, единые критерии оценок, единые государственные стандарты, даже один режим каникулярного и учебного времени, сменность например. Таким образом, можно было организовать общегородские мероприятия, слеты, творческие вечера, профориентационную работу. Все это делало миасских школьников некой общностью, которая сохранялась и во время учебы в вузах.
Фото из архива Дмитрия Краева
Профориентация проводилась в соответствии с договорами с вузами: МФТИ, БГТУ (Санкт-Петербург), УГАТУ (Уфа), ЧПИ (сейчас ЮУрГУ), ТГУ (Томск), УрГУ (Екатеринбург), ЧИК (Челябинск). В каникулы десятки школовузовцев организованно отправлялись на семинары, спецкурсы, лектории, дни открытых дверей, встречи со студентами и преподавателями интересующих их вузов.
В результате к весенним каникулам абитуриентами школовузовцы уже становились настоящими. В марте-апреле практически все выпускники сдавали вступительные экзамены выездным приемным комиссиям вузов, которые перечислены в предыдущем абзаце. Это была серьезная первая проба сил для поступления в конкретный вуз, и оценки засчитывались как полученные на вступительных экзаменах. Частенько школьнику приходилось доучиваться четвертую четверть и сдавать экзамены на аттестат зрелости, будучи уже допущенным к конкурсу.
А если что не устраивало, так оставался еще один шанс - прямые приемные экзамены в вузы с 15 июля. И готовится еще можно было несколько месяцев.
Фото из архива Дмитрия Краева
Но тут пришел ЕГЭ! Что случилось с образованием, мы все хорошо знаем.
И все же Радостная школа в Миассе была, была тридцать лет и три года, и светлой полосой прошла через юность многих миассцев.
Ольга Краева
Обсуждение
3. Вячеслав Гусев | +   -6   – |
Школа Вузов это системная подготовка выпускников школ к поступлению в ВУЗ, профессиональный уровень преподавателей в этой школе соответствовали требованиям ВУЗа, уровень подготовки школьников определялся выпускными экзаменами в школе. в соответствии с этим приемная комиссия ВУЗа рекомендовала абитуриенту наилучший выбор специальностей ВУЗа!!! Системная подготовка школьников к поступлению в ВУЗ в нашем городе отсутствует!!! Были мастер-классы лабораторных занятий для школьников 9-10 классов города, где они активно участвовали в проведении заинтересованных работ в лабораториях ВУЗа!!!
| |
2. Галина | +   +8   – |
Уважаемая, дорогая Ольга ( отчество забыла) Краева! Как же Вы всколыхнули воспоминания о том прекрасном времени, о том прекрасном процессе обучения, о необыкновенном отношении и уважении Вашего преподавательского коллектива к учащимся и лично Вашего! Мои дети прошли через Ваши руки и успешно поступили в ВУЗы. Замечательный был вариант подготовки выпускников с очень высоким уровнем. Я горжусь моим знакомством и общением с Вами! СПАСИБО за добро!!!
| |
1. Вячеслав Гусев | +   +30   – |
Убежден, что отсутствие Школы Вузов в настоящее время привело к ликвидации осмысленной подготовке абитуриентов!!! Потеряна связь ВУЗов со школами города!!! В 2023 году ЮУрГУ в Миассе прекратило прием абитуриентов на востребованную предприятиями города специальность Электроэнергетика, не смотря на имеющуюся мощную, во многих отношениях, уникальную лабораторную базу!!! Профессиональная осведомленность школьников, в возможностях ВУЗов в городе отсутствует!!!
|
Ваше мнение