(Часть 4. Продолжение)
"А давайте вернем в Миасс одноглавую власть"
Что я там обещал? Вернуться непосредственно к Миассу? Тогда напомню, что к лету 2011-го, не отработав и года, ушел в отставку направленный к нам из области глава администрации (сити-менеджер) Александр Любимов. Получается, что губернатор Юревич оказался неплохим оракулом: сказал, что "его там сожрут" - и как в воду глядел.
На последовавшие затем вопросы областной власти "что теперь делать?" и "как теперь делать?" я ответил. А на главный вопрос, "кого теперь делать?", я назвал фамилию … Степовика. Кто бы сегодня мне сказал, чтоб я на такое сподобился, - расхохотался бы. А тогда… ну, что было, то было. Короче, получил Евгений Анатольевич приставку "и.о." и въехал в кабинет главы администрации. И, надо же, личные контакты с отдельными представителями областной власти он сумел быстренько наладить.
Зато в наших с ним отношениях все оказалось не так радужно. Как ни пытаюсь вспомнить хоть что-то заслуживающее внимания, будь то решенный вопрос или какой-нибудь интересный эпизод, связанный лично со Степовиком, никак не получается. Другое дело - общение с его "покровителями". Здесь есть о чем рассказать.
Вызывает меня как-то первый зам губернатора. Сидим у него в кабинете, пьем кофе, курим, ведем непринужденную беседу. И оба понимаем, что это всего лишь прелюдия к серьезной теме. Наконец он говорит (не дословно): "А давайте поменяем в Миассе систему власти. Вернемся к проверенной одноглавой. И уйдем тем самым от конфликтов между главой округа и главой администрации". Ура, свершилось! Да я же об этом только и мечтал. И не раз просил от области поддержки в этом вопросе. К обоюдному удовлетворению мы договорились на том, что вносим необходимые изменения в Устав МГО и объявляем выборы. Причем, выборы проводим не депутатами, а населением.
Ни греков, ни варягов
Тут надо понимать, что областная власть была готова всячески поддержать на выборах своего ставленника Степовика, а я… я не сомневался в своей победе. Довольный таким поворотом событий, я возвращаюсь в Миасс и здесь узнаю, что по действующему законодательству я должен перед выборами подать в отставку (да бог бы с ней, не вопрос). Интереснее другое: подавший в отставку глава не имеет права участвовать в предстоящих выборах. Вот так номер! Не могу утверждать, что проводивший со мной беседу зам губернатора об этом знал и держал меня за лоха, но в принципе - не исключаю.
Разобравшись в этом вопросе, я ставлю его в известность, что в такие игры я не играю. Что тут началось! На меня обрушились чуть ли не все областные (читай подконтрольные) СМИ. И ладно бы еще прошлись по моим возможным проколам при работе в городской власти, так нет же. Получив команду "фас", доморощенные "эксперты" - журналисты катком прошлись по моей докторской диссертации, не забыв при этом и моего членства в Международной академии открытого образования. Нравятся мне эти писатели! Про тему диссертации - роботы для Чернобыля - они знают даже больше, чем специалисты той еще, советской, школы, которые высоко оценили мою работу.
Вернемся, однако, к нашим … сити-менеджерам. Месяц проходит, за ним другой, потом еще полгода, а Степовик никак не решается избавиться от приставки "и.о.". Ему и так, и эдак говорят, что так нельзя, а он ни в какую не решается идти на выборы. Тут уж не выдержали депутаты: назначили дату. Да здравствует Миасс - кандидатов на должность главы администрации заявилось целых десять (!) человек. И все наши! Ни греков там, ни варягов.
"Ты че, блин?"
А помните, как в перестроечное время на TV появилась прикольная передача "На голубом глазу"? И главный персонаж там был Иван Тычеблин. Вот и я, что называется на голубом глазу, информирую своего старшего товарища о том, что областной закон запрещает Евгению Степовику занимать должность главы администрации. В законе были четко прописаны требования к кандидатам, одно из которых определяло необходимый опыт руководящей работы. Соответственно, ни старшие дворники, ни младшие сапожники, ни индивидуальные предприниматели не могли быть включены в состав кандидатов - комиссия бы не допустила. А Степовик был ИП.
Во время нашего разговора со старшим товарищем в его кабинете присутствовал один из его замов. Мы договорились, что разговор этот носит конфиденциальный характер. И состоялся он в какую-то среду. А уже с утра в четверг на сессию Заксобрания было внесено изменение в тот самый закон: главой исполнительной власти теперь можно быть и ИПшнику, если в его ИП было хотя бы с десяток человек. Всем областным депутатам было по барабану - закон слету приняли. Я не спросил товарища: "Ты че, блин, творишь?", но закусился по-серьезному. Вот так меня в первый раз кинули свои.
"Я только поснимаю"
В состав комиссии по отбору (читай по отсеву ненужных) кандидатов от области были включены два зама - один от губернатора, другой от председателя ЗСО - и кто-то из местных депутатов. Собрались в моем кабинете, расселись по местам. Тут заходит еще один человек, наш, миасский, встает к стене, достает телефон и говорит: "Я буду снимать работу комиссии". Приехавшие замы слегка офонарели и попытались убедить его покинуть помещение. А он в ответ: "Никто мне не запрещает здесь находиться". Не помню, пригрозили ли ему вызвать полицию, но нежданный гость твердо стоял на своем: "Я вам мешать не буду. Только поснимаю".
Уверен, что ни с чем подобным высоким гостям сталкиваться не приходилось. На всех других территориях местные чиновники разве что по стойке "смирно" не вставали. Но это же Миасс! А я молчу себе в тряпочку - пусть сами разбираются. Поняв безнадежность своих увещеваний, замы обратили свой взор на меня: "Ну скажи ты ему". Работа комиссии срывалась, назревал скандал, и я обратился к земляку: "Если ты меня уважаешь…". Он нехотя убрал телефон и вышел из кабинета. Минут через 5-10, когда уже начали заслушивать кого-то из кандидатов, мне позвонил первый зам губернатора: "Что там у вас происходит?" (Ага, успели нажаловаться). Я успокоил его, заверил, что у нас, как всегда, все в порядке.
Запомнилось выступление Станислава Третьякова. (Я ему перед этим сказал, что шансов у него никаких, поэтому главная задача - засветиться. И мы еще немного поговорили). А для прибывших замов задача заключалась в том, чтобы "ненужному" кандидату задать такие вопросы, на которые тот не смог бы ответить. И тем самым "обоснованно" не допустить его до выборов.
Вот зампред и спрашивает Станислава Валерьевича: "А сколько в Миассе многоквартирных домов?" Вопрос на засыпку. Третьяков называет ему точную цифру, даже не округляет ее и не говорит "примерно". Ошарашенный зам смотрит на меня: "Твоя работа?" На следующий вопрос с подвохом кандидат отвечает в том смысле, что теперь он знает, где найти ответ и в будущей работе обязательно этим воспользуется. Браво! Свою задачу Третьяков выполнил - засветился и запомнился. Замы тоже выполнили свою задачу: Станислава Валерьевича на выборы не допустили.
Две "первых скрипки"
Но "первая скрипка" была, конечно, не у Третьякова. Вы не поверите, но "первых скрипок" в нашем оркестре оказалось сразу две! Кроме понятного "скрипача" Евгения Степовика там появился еще и Виктор Ардабьевский, два года назад отправленный Собранием в отставку. Прошла информация, что он тоже заручился поддержкой губернатора. Ну где такое еще могло быть, кроме Миасса?!
С Виктором Георгиевичем мы до этого несколько раз повстречались и обменялись мнениями. И когда он, закончив свое выступление на комиссии, выходил из кабинета, я громко при всех присутствующих сказал: "Я вас поддержу!" Для многих, по-моему, это стало неожиданностью. Попробую объяснить свою позицию по выбору "первой скрипки". Виктор Ардабьевский в своей жизни сумел практически "с нуля" создать предприятие машиностроительного профиля и успешно руководил им в течение ряда лет. А Евгений Степовик организовал ИП "Бюрократ". Выберите, пожалуйста, сами, кого бы вы поддержали на должность главы исполнительной власти города. И когда несколько руководителей крупных городских предприятий во времена и.о. Степовика подошли ко мне с вопросом: "Ну что ты так с молодым-то?", я встречно спросил: "А вы его к себе кем бы взяли?" И вопрос сразу же был снят с повестки.
На сессию, понятное дело, допустили только двоих, не считая еще одного - технического. Ардабьевский победил с минимальным преимуществом. И замом по имуществу взял Третьякова. Так мы договорились. И я посчитал, что такое назначение будет серьезным сдерживающим фактором в "лукавых" операциях с землей и недвижимостью. В политике нередко приходится идти на компромиссы. Вот только предательства не терплю…
Несколько слов о нашем депутатском корпусе. Веселенький был составчик. Зубастенький. Да и урвать что-то совсем не дураки. Однажды к Ардабьевскому зашел один из депутатов и заявил, что готов привлечь без малого полтора десятка своих коллег для … борьбы с Войновым. И передал ему смету, где было указано, сколько стоит каждый из этих депутатов. Ежемесячно. (Как там говорят в Одессе? "Жора, подержи мой макинтош?") Мне об этом рассказал сам Виктор Георгиевич.
Надо сказать, что связка Ардабьевский-Третьяков поначалу работала вполне прилично. Но спустя какое-то время глава администрации сначала лишил своего заместителя части полномочий, а потом и вовсе его уволил. Третьяков через суд восстановился, доказав незаконность своего увольнения, но уже на следующий день подал заявление по собственному.
А примерно в это же время Ардабьевскому прилетела "нежданка" с предприятия, где он (как и в "Кедре") являлся главным акционером. Выяснилось, что Виктор Георгиевич в своей декларации не указал якобы взятый им кредит на 10 миллионов рублей. Закон в таких случаях предусматривает увольнение служащего. Сам же Ардабьевский отреагировал примерно так: "Для кого-то 10 миллионов - это деньги, а я просто забыл". Но областная власть, которая могла выступить инициатором его увольнения, просто закрыла на это глаза. В нашей системе такое случается.
Но закон парных случаев никто не отменял - следом за первой прилетела и вторая "нежданка". Теперь уже в мой адрес. Группа депутатов отправила губернатору короткое, на полторы странички, открытое письмо ("телегу", "маляву", кляузу - подберите сами подходящее слово), в которой было написано, что Войнов "раскачивает" лодку, то есть ситуацию. И больше ни-че-го! Ни одного факта, ни одной конкретной претензии в мой адрес. Чего испугались-то? Что выпадут из лодки? Что плавать не умеют? Или попытались таким образом перевести удар с Ардабьевского на меня?
Стоп, ребята! Разве не вы за два года отправили в отставку того же Ардабьевского, потом Любимова, а следом еще и Степовика? (У главы округа таких полномочий нет, у него, как у любого рядового депутата, всего один голос при голосовании). Вынужден повториться: работать с депутатским корпусом Виктор Георгиевич умел.
Не знаю, что сделали с этой петицией в области - выбросили в урну или аккуратно сложили в папочку "до лучших времен" - но меня по этому поводу никто не беспокоил. Как говорится в старой шутке, не успела еще первая бригада выполнить план, как уже и вторая не успела…
"Что это Миасс себе позволяет?"
Зато историю с провалом Степовика мне не забыли. Сидим мы как-то на совещании в областной администрации. Идет оно ни шатко ни валко. И вдруг, уже в самом конце совещания, зачем-то меняется состав президиума (как выяснилось, для показательной порки) и звучит резкий вопрос начальника одного из управлений: "Что это там Миасс себе позволяет?!" Силюсь понять, в чем дело. Оказалось, что Собрание депутатов и администрация города отдельно (так было всегда) направили в область справки о количестве муниципальных служащих в этих структурах. А область якобы отправила в Москву только данные по аппарату Собрания (это раз в 10 меньше, чем в администрации).
Ардабьевский толкает меня в бок: "Это я виноват". С чего бы это? И я спрашиваю докладчика, чем они думали, когда решили, что на весь Миасс всего полтора десятка муниципалов? И почему не догадались сложить две цифры? И вообще, зачем нужно такое управление, которое вместо того, чтобы вовремя нас поправить (если надо), только через три месяца после такого мелкого события вытаскивает этот вопрос на экзекуцию? Президиум быстренько ухватил, что дело высосано из пальца, оно даже яйца выеденного не стоит, и ни слова не сказал в наш адрес. Так мы и уехали.
А вскоре Ардабьевского задержали. И ни один из подписантов открытого письма за него не вступился…
(Продолжение следует)
Игорь Войнов
Обсуждение
1. Леди ин блэк | +   +10   – |
Обожаю!!! Невероятно интересно читать, а еще интереснее слушать!!! И, да, отличные фото!!! Спасибо за Проект!!! Где еще я могла узнать об этом?! Превосходный рассказчик, очень интересный, мудрый, VIP- Игорь Вячеславович!
|
Ваше мнение