свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 48 Уральский автомобиль Вторник, 6 мая 2008 г.

«Для несчастных пожарных случаев…»

   Члябинск возник в 1736 году и представлял собой небольшую казачью крепость. В 1954 году приказом губернатора в крепости Челяба было положено начало созданию городского пожарного обоза, на средства жителей приобретена первая заливная труба с пожарными рукавами. В 1836 году городской Думой «приобретено на устройство пожарной части города Челябы заливных труб три штуки, так как имевшиеся в наличии пожарные трубы к употреблению не способны». Тогда же в общественном собрании было предложено «завести для имевшихся в городе пожарных машин, с содержанием в наём трёх рабочих».

   Онако купцы и мещане порешили, что «и содержание особых пожарных лошадей является весьма обременительным, а посему следует отменить с заменою оных наймом или доставкой их по очереди натурою». С жителей города в те времена взыскивались «печной сбор» — налог с каждой печи, который был отменён лишь в 1927 году по жалобе жителей. Наибольшие расходы по приобретению пожарных машин и инструментов несло купечество, которое добивалось от Думы их покупки за счёт городских доходов.

   10 января 1850 года при городской управе была создана первая профессиональная пожарная команда из восьми человек, которые были обязаны находиться на восьми пожарных лошадях и следить за исправностью пожарных инструментов. Каждому пожарному служителю был положен оклад — 35 рублей в год, а на пожарную лошадь выделялось из городского дохода 13 рублей 50 копеек серебром каждый месяц. При найме пожарные давали подписку неотлучно и в трезвом виде находиться при лошадях и пожарных инструментах. Приёмом и увольнением ведал городничий.

   Архивные данные свидетельствуют, что по–прежнему «для несчастных пожарных случаев» в городе имелись три медные огнегасильные машины, четыре медных трубы, багры с железными цепями, крюки и две бочки на дрогах и колёсах. Одновременно вплоть до конца XIX века, городские обыватели несли натуральную пожарную повинность. В случае беды в ответ на колокола при пожарном сарае к месту пожара стекался простой народ со своим инструментом и бочками на повозках.

   Рсторопность обывателей прилично поощрялась: первый, кто доставлял на пожар бочку с водой, получал рубль, а все остальные — 20 копеек. В 1892 году в Челябинске насчитывалось до 20 тысяч жителей, пятьсот каменных, полукаменных домов и около пяти тысяч деревянных.

   Тлько в 1901 году было закончено строительство пожарного сарая с каменной каланчой для двух пожарных частей. Штат состоял из трёх сторожей на каланче, шести постоянных пожарных служителей при обозе, нескольких дополнительных (на весенний период) служителей, 12 лошадей и управлялись брандмейстером пожарной команды.

   З первое десятилетие XX века Челябинской городской управой при активной помощи городского Вольного пожарного общества было построено четыре пожарных депо для караулов. А сразу после гражданской войны назрела необходимость создать гарнизон пожарной охраны города.

   


К. СТЕПАНОВ,

   инспектор ПЧ–16.



назад


Яндекс.Метрика