свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 47 Уральский автомобиль Четверг, 1 мая 2008 г.

Что нам стоит цех построить

   30 апреля отметил свой юбилей отдел капитального строительства автомобильного завода «УРАЛ». Он был создан 65 лет назад для того, чтобы решать вопросы строительства объектов как внутри завода, так и на территории города.

   Шл 1943 год. Несмотря на то, что в то время на будущем автогиганте во главу угла были поставлены важнейшие производственные задачи, социальные и бытовые нужды работников ЗИСа также требовали своего решения. Вот строки одного из директорских приказов: «Приступить к приёмке в эксплуатацию от управления ОСМУ–4 жилых стандартных домов (кроме бараков) на посёлке при ЗИС, котельной, водопровода, канализации и столовой. Наряду с приёмкой перечисленных строений принять весь штат, всё имущество, относящееся к обслуживанию принимаемых объектов, как–то: мастерские, подсобные помещения, лошади с упряжью и весь необходимый инвентарь к транспорту, материалы, инструмент и другое». В 1943 году и был создан отдел капитального строительства (ОКС) для продолжения строительства и дальнейшего развития автозавода. А. Ф. Кузнецов, назначенный исполняющим обязанности созданной ещё в январе 1942 года ремонтно–строительной конторы, приступил к ремонту жилого фонда. И уже в августе в заводской посёлок переселили более половины мастеров цеха нормалей. Право на получение жилья в первую очередь было предоставлено пожилым людям, а также передовикам производства.

   Псле выпуска первого автомобиля в июле 1944 года возникла острая необходимость расширения производства. Для увеличения выпуска автомобилей были нужны новые здания и корпуса цехов, большинство которых возводилось в кратчайшие сроки даже в трудные военные годы.

   Н, вместе с тем рос и расширялся не только завод, но и заводской посёлок. Ежегодно сдавалось не менее 400 благоустроенных квартир. Уже к середине 1946 года было сдано под ключ более 20 тысяч квадратных метров жилья. Квартирный вопрос был решён для 15 тысяч работников предприятия. Так, постепенно, год за годом заводской посёлок превратился в настоящий город. В Миассе стали появляться новые микрорайоны, активно строилась центральная часть города. Главной её улицей стал проспект Автозаводцев, застроенный благоустроенными домами. У заводчан появилась своя больница. Для детей работников предприятия было построено 16 детских садов и яслей, а также детский комбинат.

   Всвязи с увеличением объёмов производства в начале 1980 года функций у ОКСа стало значительно больше. И называться он стал не отделом, а управлением капитального строительства. Объём работ, выполняемых инженерами–строителями УКСа, был весьма значителен. Ведь что такое завод? Комплекс производственных и административных зданий, объектов социально–бытового назначения и, конечно же, жилого сектора, в котором проживают те, кто трудится на производстве. Но всё это нужно было построить. А чтобы возвести какое–либо здание или, допустим, корпус цеха, необходимо выбрать место, подготовить проект и лишь после этого начинать строительство. Был разработан проект коренной реструктуризации завода. Управление капитального строительства внесло в строительство и становление завода и города огромный вклад. За 65 лет отдел возглавляли такие грамотные специалисты, мастера своего дела, как Николай Иванович Родионов, Виктор Георгиевич Мотовилов, Георгий Дмитриевич Ефименко, Николай Михеевич Плотников, Владимир Архипович Дьяченко, Александр Михайлович Селезнев, Виктор Васильевич Сушков, Евгений Иванович Шегуров и Георгий Ильич Бабкин. Заместителем директора завода по строительству был Аркадий Моисеевич Свищёв, которого впоследствии заменил главный инженер ОКСа Николай Васильевич Звездин. С момента образования ОКСа работала Фаина Николаевна Арсентьева, которая возглавляла архив отдела до 1980 года.

   В времена перестройки объёмы производства автомобилей, как и в целом по стране, существенно снизились. Уральский автозавод интенсивно начал строить жильё и объекты соцкультбыта. Начальником управления капитального строительства был Владимир Архипович Дьяченко, а заместителем генерального директора по капитальному строительству — Виктор Гаврилович Диненко. В состав управления по строительству тогда входил жилищный отдел под руководством Георгия Михайловича Жмаева.

   Здач, поставленных перед этим отделом, было немало: это и оформление рабочей документации, поиск подрядчиков, ну и, пожалуй, самое главное — строительство жилья. Строительство промышленных объектов обеспечивал производственный отдел под руководством квалифицированного специалиста Евгения Ивановича Шегурова. Технический отдел, руководил которым Георгий Ильич Бабкин, занимался организацией документации промышленного и жилищного направления. Также необходимо отметить работу отдела оборудования, занимающегося поставкой оборудования, как для жилых, так и для промышленных объектов. Была у УКСа и своя экономическая служба, которую возглавляли Тамара Алексеевна Лыгина, а впоследствии Раиса Валентиновна Власова. Вообще строительное производство в начале 90–х годов работало в крайне тяжёлых условиях: постоянное отсутствие оборотных средств, неплатежи, а также недостаточное материально–техническое снабжение создавали немало серьёзных проблем.

   Эо был так называемый период самстроев, когда каждое производство строило себе дом. В конце 80–х началась массовая застройка. Ежегодно сдавали по десять домов общей площадью 50 тысяч квадратных метров. Началось всё это при Юрии Ивановиче Горожанинове. В это время УКС стоял во главе всего этого процесса. Перед тем, как начать строительство, разработали проекты микрорайонов, привязки каждого дома. Сначала начали строить микрорайоны № 5 и № 3 («Комарово»). В 1993 году здесь уже было построено пять домов. Каждое производство для строительства жилья привлекало своих работников.

   Дма, недостроенные в лихие 90–е, в настоящее время обретают законченный внешний вид. Для решения сложных вопросов специалисты ОКСа привлекаются и сегодня. Велось также и строительство микрорайона № 1 (район вокзала), где было возведено шесть домов и в квартале 15а (за Дворцом) девять домов. В эти же годы появились инженерный корпус автозавода, а также главный корпус общей площадью 120 тысяч квадратных метров.

   Вчисле крупных объектов соцкультбыта, строительство которых велось в эти непростые годы, общеобразовательная школа в районе «Комарово», паталого–анатомический корпус ЦГБ № 2, школа патриотического воспитания. Была произведена реконструкция ТЭЦ и Дворца автомобилестроителей, ремонт поликлиники на улице Орловской, благоустроена Предзаводская площадь. Были введены в эксплуатацию центр профилактики и реабилитации, физкультурно–оздоровительный комплекс, лыжероллерная трасса, сборочный корпус «УралАЗ–ИВЕКО».

   Эа, по сути, грандиозная работа была проведена во многом благодаря высокой квалификации специалистов. Таких, как заместитель начальника УКСа Виталий Кирсанович Капустин, инженеры технадзора технического отдела Надежда Сергеевна Томилова, Наталья Юрьевна Патрашкина, Людмила Алексеевна Старченко, Валерий Петрович Ершов, Ирина Николаевна Солодилова, Алевтина Леонидовна Евлашевич, специалист–электрик Нина Николаевна Ловчикова. Много лет трудились в управлении капитального строительства инженеры технического надзора Виктор Васильевич Сушков, главный инженер УКСа Виктор Георгиевич Мотовилов, Анна Павловна Копытько. Большой вклад в строительство жилья для автозаводчан внесли Пётр Николаевич Майоров, Руфина Ивановна Силантьева и Нина Николаевна Нижникова, Наталья Ивановна Соколова, Малика Жмаева и инженер–геодезист Александр Дмитриевич Пятых, которые работали в жилищном отделе. Добросовестно, со знанием дела подходили к работе и специалист по вентиляции Лариса Александровна Метцлер, проработавшая более 20 лет, Василиса Ивановна Дятлова — электрик слаботочных установок, такие грамотные специалисты, как Юрий Семёнович Данилов, Галина Михайловна Кострыкина, специалист по сантехнике Людмила Викторовна Савельева и Александр Николаевич Чегодаев. Труд этих людей очень значим как для завода, так и для города в целом.

   Эо были тяжёлые времена: выдачу заработной платы стали задерживать, и часть людей ушла. Коллектив УКСа по численности значительно уменьшился, но костяк всё равно остался.

   Эими событиями завершилась полувековая история строительства Уральского автозавода. По сути это целая эпоха — сложная, противоречивая, многогранная. Но вернёмся к дню сегодняшнему. Сегодня ОКС — это небольшой коллектив, руководит которым Алексей Евлашевич.

   — Сейчас в нашем отделе работает семь человек, — говорит Алексей Станиславович. — Пять работников с высшим строительным образованием. Коллектив квалифицированный, с большим опытом работы, поэтому с поставленными перед отделом задачами справляется качественно и оперативно. С 2002 по 2007 год мы занимались не только капитальным строительством, но также организацией и проведением капитального ремонта. Раньше это было в ведении отдела главного архитектора, который и осуществлял технический надзор за состоянием зданий и сооружений.

   Сгодня в ОКСе работают такие высококвалифицированные специалис-ты, как ведущий инженер технического надзора Александр Александрович Мишин (стаж работы более 20 лет), Лидия Васильевна Устюжанинова, ведущий инженер технической группы. На заводе — уже 43 года. Внутри отдела есть техническая группа, в которую входят три человека. Контроль за выполнением строительно–монтажных работ осуществляет ведущий инженер Елена Анатольевна Тарасова и инженер второй категории Марина Евгеньевна Рожкова. Инженер второй категории Наталья Дмитриевна Меркушева и техник первой категории Светлана Николаевна Вахрушева также работают в технической группе. Наталья Дмитриевна ведёт архив рабочей документации с1983 года. Сметно–договорную работу грамотно выполняет ведущий инженер Елена Витальевна Копанцева.

   Пмимо капитального строительства, с 2003 года ОКС занимается объектами реструктуризации и капитальным ремонтом совместно с технологическими службами завода. В план реструктуризации входил перевод всей номенклатуры отливок литейного цеха № 1 (цех ковкого чугуна) в литейные цеха № 2 и 3, деревообрабатывающего цеха и швейной мастерской в главный и модельный корпус, термический цех, находящийся в двух корпусах, — в цех нормалей и в автоматный корпус. В начале 90–х, когда объём производства упал, освободились площади внутри цехов, появилось излишнее оборудование. Эти корпуса отдел капитального строительства окончательно освобождает от ненужного оборудования, металлоконструкций и перегородок с дальнейшим размещением там новых производств. Имеется ввиду литейный цех № 1 и термический цех № 1. В 2004–2005 годах был выполнен большой объём работ по переводу отдела сбыта на территорию завода, в 2005 году шасси «переехал» в агрегатный корпус.

   В2005 году к ОКСу присоединили отдел главного архитектора, и он стал называться отделом капитального строительства и ремонта. С 2006 года при непосредственном участии ОКСа происходит выделение северной и западной территорий автозавода. Большая работа будет проведена и в литейном производстве. К примеру, установка двух импортных стержневых машин в литейных цехах № 3 и 4. В скором времени планируется уникальная работа по замене и установке нового импортного блока линии Георг Фишер в литейном цехе № 3, а также нового десятитонного магнитно–грейферного крана в шихтовом дворе литейного цеха № 4. Большой объём работ в прошлом году и в нынешнем проведён с целью обеспечения пожарной безопасности. В 2008 году будут спроектированы и оснащены автоматическими системами пожаротушения прессовый цех № 1, агрегатный корпус и модельный цех. За последнее время поступило много оборудования, в том числе по линии производства дорожников. Так, в прошлом году запустили четыре обрабатывающих центра в цехе универсальных технологий. Под комплектацию машин и сбытовую сеть планируется построить два корпуса площадью 2000 квадратных метров каждый.

   — В этом году планируем установить ещё три импортных обрабатывающих центра, — отметил Алексей Станиславович. — На сегодняшний день уже установили оборудование для плазменной резки в прессовом № 1, лазерно–гибочный комплекс в центре универсальных технологий, новый шиномонтажный комплекс на участке сборки колёс, диагностический комплекс в сдаточном цехе автосборочного производства. В начале 2008 года генеральным директором ОАО «АЗ «УРАЛ» Виктором Христофоровичем Корманом перед техническими службами и отделом капитального строительства поставлена задача строительства учебно–методического центра, который будет расположен рядом с инженерным корпусом. Уже в этом году будет разработан проект и начато строительство. Планируется построить также корпус базового автоцентра.

   Большой и разноплановый объём работ отдела капитального строительства требует и привлечения специалистов в основном строительных специальностей: электриков, сантехнических работников, специалистов по вентиляции, строителей и технологов. Но грамотных специалистов такого профиля найти непросто. Три года назад в Миасском филиале ЮУрГУ открыли кафедру строительства. А это значит, что потенциал есть, и строить заводские строители будут с привлечением современных прогрессивных технологий. Но самое главное: можно с уверенностью сказать, что предприятие в ближайшие десятилетия без строителей не останется.

   


Юлия ПАПУЛОВА



назад


Яндекс.Метрика