свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 119 Уральский автомобиль Суббота, 30 октября 2004 г.

Качество — понятие многогранное

   Сучилось недавно быть очевидицей разговора двух мужчин в троллейбусе. Один, более пожилой, возражал своему собеседнику, который уговаривал его не уходить на пенсию: «Да зачем я на работе нужен? Старый я уже! — Нет, Артём Иванович, не уходите: нам ваши знания очень нужны, мы без них никуда…» И диалог этот вспомнился мне при подготовке материала о бывшем работнике автозавода Николае Витальевиче Каблукове. На днях он отметил солидный юбилей — 75 лет со дня рождения. И из них сорок один год отдан труду на Уральском автомобильном заводе. На протяжении десятков лет его наработки были востребованы предприятием, к нему и сегодня обращаются за советом. Николай Витальевич никому не отказывает в помощи, охотно делясь накопленным опытом.

   — Даже после того, как я вышел на пенсию, мои мысли и практические советы в области качества и стандартизации оказались нужны и полезны, — рассказывает в интервью корреспонденту газеты юбиляр. — Я консультировал специалистов Курганской клиники Елизарова на предмет изготовления протезов в соответствии с международными стандартами ка-чества. Приглашал меня для сотрудничества ЧПИ, где я читал лекции. Был я и членом–корреспондентом Российской академии проблем качества, а в 2002 году стал академиком этой академии. Помогал Миасскому ДРСУ, другим фирмам…

   Пинципы организации производства — одинаковы, чего бы они ни касались, — комментирует Николай Витальевич. Будь то выпуск станков, или приборов, или чего–либо ещё. Главное — понять базовые основы, суть. И этому меня научила работа на Уральском автомобильном заводе, куда я пришёл в 1956 году, конструктором в отдел главного технолога.

   Нколай Каблуков сразу же занялся разработкой оригинальных конструкций станочных приспособлений для подготовки к производству автомобиля «УралЗИС–355 М». Спустя полтора года — новая должность и новые обязанности: внедрение модернизированной коробки скоростей с центральным тормозом в моторном цехе. Потом была разработка тех-процессов механосборочного производства и техзаданий, а также размещение заказов на изготовление специальных станков на станкозаводах бывшего СССР… На протяжении десятков лет в должностные обязанности Николая Витальевича входило множество ответственных и интересных поручений. Среди самых значимых — разработка и внедрение новых технологий и техпроцессов, а также реорганизация оргструктуры цеха запчастей в механосборочный цех № 1; создание на базе инструментального цеха инструментального производства, отработка совместных программ инструментальных цехов и служб объединения по заданиям Министерства автомобильной промышленности; разработка проектов цехов в составе главного корпуса… Николай Каблуков прошёл путь от конструктора до директора по качеству предприятия.

   — А что для вас было самым запоминающимся? — интересуется корреспондент.

   — И раньше, и сейчас самое запоминающееся — это общение с людьми, — признаётся Николай Витальевич. — Мне всегда везло на хороших людей и на выстраивание таких отношений, которые позволяли «расти» в производственном смысле. Это — самое ценное и самое главное. И не помню ни одного случая, чтобы я на кого–то обиделся, или человек какой–то обидел меня — всегда получалось находить общий язык с коллегами.

   — Вы участвовали в разработке проектов цехов, следили за тем, чтобы они работали без сучка, без задоринки. Наверное, иногда ночей не спали?..

   — Вы знаете, да, — улыбается собеседник. — Я прошёл почти всю производственную «школу» от А до Я, и нагрузки были колоссальными. Суббота и воскресенье, помню, проходили на заводе, и ночи бессонные случались из–за разных проблем. А иногда и ночевать на заводе оставался. Но главным для меня тогда было чувство ответственности за всё происходящее. Потому что это не просто работа, а по большому счёту — жизнь! Отмечу также, что чувство ответственности помогло мне при разработке программ внедрения системы качества по требованиям ИСО–9000 и комплекса мероприятий по подготовке программ сертификации качества выпускаемой заводом продукции.

   Вобще, само понятие качество все понимают по–разному. Для кого–то это штампик на изделии или отметка на документе, для другого — критерий для изготовления конкретной вещи, а для тех, кто смотрит на проблему шире, это — вопрос конкурентоспособности продукции и самого предприятия в конечном итоге. И то, что мне было поручено заниматься разработкой системы качества в соответствии с международными стандартами, для меня было очень важно. Сложность заключалась ещё и в том, что работа эта велась с чистого листа — прецедентов не было, специ-алистов и методик — тоже. Всё приходилось создавать с нуля, с большими усилиями, но, как показала жизнь, эта было стратегически верным решением. И когда мы разработали, внедрили и сертифицировали систему во взаимодействии с фирмой «Интерсертифика–TUV», мы убедились в том, что это — путёвка на международный рынок. Буквально вскоре после этого состоялся тендер на поставку автомобильной техники за рубеж, который мы выиграли. Так началось сотрудничество с Египтом в 1995 году, так стала развиваться торговля «Уралами» за пределами страны. И по сей день залогом успешности развития завода я считаю признанную на международном уровне сертифицированную систему менеджмента качества. Кстати, мы были пионерами в этом начинании — среди всех предприятий Челябинской области. И думаю, что начатое много лет назад дело будет и дальше развиваться.

   


Галина КИРЕЕВА

   

   • Медаль «За доблестный труд в ознаменование 100–летия со дня рождения В. И. Ленина» — апрель, 1970 год.

   • Почётная грамота Минавтопрома — 1971 год.

   • Почётная грамота Минавтопрома в честь 30–летия основания завода — ноябрь, 1971 год.

   • Почётная грамота Минавтопрома — 1973 год.

   • Знак «Победитель соцсоревнования» — дважды по группе начальников цехов — 1974, 1975 год.

   • Медаль «За трудовую доблесть» — март, 1976 год.

   • Орден «Трудового Красного Знамени» — май, 1986 год.

   • Почётный знак «Ветеран автомобильной промышленности» — октябрь, 1987 год.

   • Медаль «Ветеран труда» — 1988 год.

   • Почётный знак «Ветеран УралАЗ» — декабрь, 1989 год.

   • Дважды занесён на заводской Стенд почёта — 1976, 1982 год.

   • Около 25 поощрений в трудовой книжке на основании приказов по заводу.



назад


Яндекс.Метрика