свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 32 | Четверг, 27 марта 2008 г. | |
Ломать стереотипы сознания и учить рабочих нового поколения Н градообразующем предприятии Миасса состоялось знаковое событие. Генеральный директор ОАО «АЗ «УРАЛ» провёл встречу с директорами школ, средних и высших учебных заведений нашего города, а также представителями администрации и управления образования. Обсуждалась стратегия сотрудничества автозавода с образовательными учреждениями. Итогом серьёзного совещания стало совместное решение о соз-дании в Миассе своеобразного образовательного кластера, ориентированного на профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями Уральского автомобильного завода. Отом, что кадры решают всё, сказано немало и на всех мыслимых и немыслимых уровнях: страна пожинает плоды демографической «ямы» и сложившихся в последние десятилетия социальных стереотипов. Рынок труда перенасыщен юристами и экономистами, а вот рабочих — токарей, слесарей — катастрофически не хватает. Не идут ребята учиться на эти «непрестижные», как им кажется, специальности, да и всё тут! А между тем, крупные предприятия сегодня как никогда заинтересованы в пополнении рабочих резервов. Особенно — те, где существует солидная перспектива роста. Автомобильный завод «УРАЛ» — из числа тех, где чётко обозначена стратегическая цель и есть заделы для увеличения объёмов продукции, существуют перспективы карьерного роста и повышения как материального благосостояния, так и квалификации. Как сообщил первый руководитель автозавода Виктор Корман, стратегия развития «УРАЛа» до 2012 года предполагает удвоение количества выпуска машин. А это значит, что потребуются новые рабочие места и те самые пресловутые «кадры», причём «заточенные», как это сегодня принято говорить, под конкретные требования завода: газоэлектросварщики, токари, электрики, наладчики… Где их взять? Как обучить? Что для этого требуется? Об этом и шла речь на совещании. Участие в разговоре приняли директора школ центрального района города, директора и деканы миасских филиалов университетов и институтов, профессиональных училищ, техникумов и лицеев, заместитель главы администрации по социальным вопросам Николай Кощеев, начальник управления образования Михаил Энгельман, топ–менеджеры «УРАЛа». — Необходимо готовить рабочие кадры для решения будущих производственных задач уже сегодня, — так обозначил главную тему разговора Виктор Корман. — Мы вышли на министерство образования и науки Челябинской области с инициативой создания вертикально интегрированной системы обучения высококвалифицированных рабочих кадров. Мы предложили свою посильную помощь в реализации масштабного проекта «Рабочие нового поколения», который предполагает многоступенчатую и многоуровневую систему подготовки рабочих кадров — начиная со школьной скамьи. Кк пояснил Виктор Христофорович, проектом предусмотрено введение в учебный цикл школ, учреждений среднего профессионального образования и высших учебных заведений предметов, объясняющих принципы «бережливого производства». Но только лишь теорией дело не должно ограничиться: в планах — постепенное техническое переоснащение учебных баз в образовательных учреждениях, методическая помощь, консультации заводских специалистов, возрождение учебно–производственного комбината и многое другое. Педложения генерального директора завода дополнили в рамках своих докладов директор по развитию производственной системы Николай Крайнов и директор по персоналу ОАО «АЗ «УРАЛ» Виктория Бредихина. Виктория Валерьевна рассказала о действующих схемах взаимодействия завода и учебных заведений и озвучила перспективные направления развития сотрудничества. Нобходимо возобновить ранее существовавшую систему информирования о жизни завода — опять–таки, привлекая все учебные заведения. Визиты на производство и в музей, дни профориентации, участие подрастающего поколения в корпоративных праздниках автозавода — всё это важно. А ещё необходимо формировать первоначальные профессиональные навыки у молодёжи: обучать их основам производственной системы, проводить экскурсии на эталонные участки, чтобы ребята смогли воочию убедиться в целесообразности применяемых на производстве принципов «lean production». Скратить период адаптации вчерашних выпускников призвана организация практики на рабочих местах, а сформировать чувство приверженности заводским традициям и идеям — участие молодёжи в научно–технических конференциях, семинарах, тренингах, общезаводских мероприятиях. Рзработана будет также система мотивации и для учебных заведений: проведение межшкольных конкурсов на лучшую профориентационную работу, конкурсов по лучшему выполнению заказа предприятия по подготовке кадров. Не останутся забытыми и такие формы, как оказание материальной помощи учебным заведениям и выделение премий генерального директора лучшим работникам образовательных учреждений. Совом, со своей стороны градообразующее предприятие чётко обозначило вехи сотрудничества. Ндо сказать, инициатива заводского руководства была активно поддержана руководителями заведений: в дополнение к сказанному топ–менеджерами «УРАЛа» они внесли немало предложений, которые первый руководитель предприятия взял, как говорится, «на карандаш». И по окончании встречи озвучил конкретные пути решения обозначенных проблем. Шефские отношения обязательно будут укрепляться. В учебных планах — в соответствии с договорённостью с миасским управлением образования — появятся дисциплины по изучению новых принципов управления и философии «бережливого производства». Виктор Христофорович отметил также, что градообразующее предприятие поддержит проект «Одарённые дети», лучшие учащиеся станут получать стипендии генерального директора, а образовательным учреждениям будет оказываться целевая помощь для решения конкретных задач. Михаил ЭНГЕЛЬМАН, начальник управления образования Миасса: — Думаю, все присутствующие согласятся со мной в том, что сегодня речь идёт о Его Величестве рабочем классе — рабочем нового поколения. Чтобы изменить сложившуюся сегодня в обществе ситуацию, необходимо переломить сознание — и не только у молодых ребят, но и у их родителей. Ведь зачастую мамы и папы говорят своим детям: поступай в институт, получай высшее образование — зачем тебе быть работягой?.. И ребята идут в десятый класс, потом на платной основе тянутся изо всех сил в вузе, получая то самое — ненужное им — высшее образование, чтобы стать потом никчёмным, невостребованным специалистом с неактуальной профессией. А надо бы сориентировать молодых ещё на школьной скамье на то, чтобы они становились высококлассными рабочими и получали хорошую зарплату. Для этого надо, конечно, усиливать профориентационную работу со школьниками, менять стереотипы восприятия работы на предприятии. Не секрет, что у многих бытует мнение: «Там работают по шею в масле, и станки 1913–го года». А ведь всё совершенно не так! И об этом надо чаще рассказывать, упоминая про техническое переоснащение «УРАЛа». И ещё, на мой взгляд, надо в СМИ вести цикл публикаций и передач о знаменитых заводских тружениках, о династиях, об их достижениях. Сегодня нам нужны герои — реальные, непридуманные, каких много на «УРАЛе». От руководства же завода мы ждём конкретных требований к потенциальным работникам — с тем, чтобы внести изменения в учебные программы, перестроить материально–техническое оснащение образовательных учреждений. И ещё. Нужно не агитировать молодёжь приходить учиться в то или иное образовательное заведение. Надо настраивать их так: приходите работать на завод! А для этого сначала выучитесь тем или иным специальностям в каком–либо учреждении. Думается, надо как можно скорее создать рабочую группу по выработке совместных решений, состоящую из топ–менеджеров завода и представителей образовательного звена. Борис БЕЛЯЦКИЙ, директор профлицея № 38: — Мы нужны автозаводу! И эта мысль, казалось бы, такая простая, доказана на деле поддержкой, которую предприятие оказывало нашему учебному заведению в непростые годы перестройки. В нашем лицее — единственном из всех в городе — сохранилась учебно–производственная база со всем оборудованием, действует система подготовки по всем заводским профессиям. Ребята наши по–прежнему востребованы на градообразующем предприятии. Сегодня 22 процента от числа всех рабочих «УРАЛа» — вы-пускники лицея № 38, а, например, в заводской «армии» электрогазосварщиков доля наших бывших учеников составляет 76 процентов. 80 процентов всех наших выпускников — это рабочие, имеющие повышенный разряд. С гордостью скажу, что мы не только выполняем, но и перевыполняем план договора с ОАО «АЗ «УРАЛ»: недавно начали готовить наладчиков, все наши ученики получают смежные профессии, в учебный курс мы вводим «Основы «бережливого производства». Срочного решения требуют две проблемы. Первая — надо принимать меры по мотивации преподавательского звена, чтобы удержать педагогов–стажистов и привлечь молодых наставников. Вторая — повышать статус профессионально–технического образования. Чтобы вчерашний школьник считал более престижным выбирать для себя среднее специальное, а не высшее образование. Иван КАРПОВ, директор электромеханического техникума: — Сейчас мы готовим четвёртый выпуск ребят по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электромеханического оборудования» — в соответствии с просьбой, высказанной руководством ОАО «АЗ «УРАЛ». И у меня просьба к вам, Виктор Христофорович: более активно задействовать наших выпускников в работе, в производствах. Валерий ИВАНОВ, директор профлицея № 89: — На мой взгляд, ситуация сейчас такова, что каждый «рекламирует» в школах только своё образовательное учреждение, а надо бы изменить концепцию и «рекламировать» автозавод. Но и этого недостаточно: нужно совместно проводить профориентационную работу, настраивать учащихся на сотрудничество и долгосрочную перспективу в работе. Кроме того, сегодня мы готовим специалистов по устаревшим технологиям и учебным программам, на старом оборудовании, руководствуемся выходящими из современного употребления стандартами. С этой точки зрения неоценимой окажется любая помощь автозавода: методическая, материальная… Недавно на базе нашего профлицея открылся ресурсный центр по металлообработке, что позволило установить новые учебные станки. Но если бы «УРАЛ» направлял к нам на уроки своих специалистов — уверен, качество подготовки наших ребят заметно бы выросло. Сергей ОРЛЕНКО, директор школы № 21: — Огромная заслуга автозавода заключается в том, что и в самые тяжёлые годы он не отказался от социальной поддержки образовательных учреждений. Поэтому наша общая задача заключается в том, чтобы помочь предприятию — а заодно самим себе, изменив концепцию образования и сориентировав подрастающее поколение на новые, важные ценности. Наталья СТАРЦЕВА, директор школы № 29: — Спасибо заводу за ту огромную поддержку и помощь, которую он оказывает нашей школе на протяжении многих лет. Благодаря постоянному контакту с предприятием реализуются многие образовательные программы; при школе существуют объединения по интересам, работают кружки — например, «Юный автомобилист». Уверена, что сотрудничество надо продолжать. А новые предметы — по «бережливому производству» — в учебный цикл обязательно вводить. Вячеслав МИРОНОВ, директор школы № 17: — Главная сегодня проблема заключается в том, что из двух выпускных классов только один человек поступает в среднее учебное заведение, а остальные — в институты, названий которых многие даже толком и не знают. Почему так происходит? Потому что вузы предлагают высокие технологии обучения, связанные с компьютерами, и ребята с современной техникой «на ты», потому и не боятся. А про завод они ничего не знают, производство знакомо им по старым станкам в школьных мастерских. Вот над чем надо работать! И с этой точки зрения очень важным и полезным был недавно проведённый в нашей школе день профориентации. Многие ребята потом признавались, что поменяли своё мнение о заводе и пойдут туда работать. Надо рассказывать о профессиях, пропагандировать само звание рабочего человека, возродить работу учебно–производственных комплексов. Имеет смысл ввести стипендии генерального директора, выдавать активным учащимся путёвки в лагерь, на занятия в ФОК, поощрять участие детей в заводских корпоративных мероприятиях и так далее.
Галина КИРЕЕВА
|
назад |