свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 7 | Вторник, 22 января 2008 г. | |
И был горячим снег Пбеда в Великой Отечественной войне во многом была достигнута тесным союзом фронта и тыла. Причём бывали и такие ситуации, когда лозунг военного времени «В тылу как на фронте!» реализовывался буквально. Одна из них — железнодорожная трагедия января 1944 года, которая сопровождалась большими человеческими жертвами. Остоятельства трагедии долго хранились в секрете. Что характерно, до сих пор точно не известны ни дата, когда это произошло, ни количество погибших. Хотя цифры наверняка есть в архивах соответствующих служб. Более того, даже люди, которые жили в то время и были очевидцами случившегося, не могут вспомнить и прийти к единому мнению — точно ли зимой это произошло или поздней осенью. Ожелезнодорожной катастрофе впервые сообщила наша газета в заметке «Заводская трагедия», опубликованной в июне 1991 года, в разгар очередной демократической оттепели. Её автор — ветеран завода Вера Георгиевна Романова, которая в то далёкое теперь от нас время работала курьером в заводоуправлении. В заметке, затем перекочевавшей в книгу А. Манина «Завод у подножия Ильмен», она рассказала о том, как всё это произошло. Поскольку жилья поблизости от строящегося завода ещё не было, люди квартировали в домах коренных жителей — в старом городе, на Мелентьевке и в других районах патриархального в то время нашего города. До работы и домой добирались с пересадками. Бывало, ловили грузовые попутки. Потом старый город и новостройку соединил мотовоз, а затем — паровоз, который заводчане назвали «кукушкой». Ктастрофа произошла из–за трагического стечения обстоятельств. Завод испытывал острую нехватку угля. Начальник железнодорожного цеха Абрам Оскарович Хейман ждал телефонного звонка. Ему должны были сообщить о прибытии состава с топливом. Как только сигнал поступил, он дал команду отправить поезд. Диспетчер сказал, что, согласно расписанию, по этому же пути отходит состав с рабочими. А. Хейман надеялся задержать рабочий поезд, но не успел. Выбежав на дорогу, он поймал первую попавшуюся машину, доехал до мелентьевского переезда и понял, что опоздал. Можно представить себе, какой шок от случившегося испытал этот человек. Ещё не зная наверняка, что произошло на переезде, он нашёл директора завода Григория Сергеевича Хламова, который в то время был на партсобрании, и сообщил ему о столкновении грузового поезда с пассажирским. Кк потом выяснилось, машинист поезда с рабочими увидел в сумерках искры, летящие от грузового поезда, и заметив, что он движется по тому же пути, стал снижать скорость. Однако в районе переезда поезда столкнулись. Пассажиры, ехавшие в последних вагонах, стали прыгать в снег. Зрелище было ужасным. Крыша первого вагона оказалась на третьем. Полтора вагона были раздавлены. Первый четырёхосный вагон с углём стал вертикально. Как предполагает автор этой заметки в заводской многотиражке, если бы поезда столкнулись на полном ходу, последствия могли быть ещё хуже, под откосом оказались бы все шесть вагонов. Ситуацию смягчили умелые действия машиниста пассажирского состава. Г Хламов тут же стал звонить в больницы. На спасение пострадавших в железнодорожной катастрофе были направлены все медицинские работники города. Веру Георгиевну от гибели спасло только чудо. В этот день она задержалась на работе и успела на ходу запрыгнуть в последний вагон, хотя всегда ездила только в первом. Всю ночь, по словам очевидицы, у места аварии горели костры, уцелевшие и пришедшие на помощь люди собирали останки погибших. Снег был красным от крови. Жертвы аварии были похоронены в общей могиле на старом городском кладбище, где впоследствии рабочие модельного цеха соорудили деревянный памятник, который до наших дней не сохранился, и обнесли могилу цепями. Начальник железнодорожного цеха был осуждён на десять лет. Нсколько лет назад неподалёку от места трагедии, рядом с автошколой РОСТО–ДОСААФ, был сооружён скромный памятник погибшим автозаводцам. В этом году патриотические организации города решили провести акцию в память о жертвах железнодорожной катастрофы. Ни одной из страниц нашей истории не должно быть забыто, в том числе и трагических.
Ольга БЕЛЯКОВА
|
назад |