свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 2 Уральский автомобиль Четверг, 10 января 2008 г.

Знать и защищать свои права

   Зоровье, как известно, не купишь ни за какие деньги. И тем более не имеет смысла пытаться его покупать, если на руках у каждого из нас есть гарантия бесплатного получения широкого спектра медицинских услуг — полис обязательного медицинского страхования. Но, к сожалению, нередки случаи, когда владельцы полисов, приходя в больницу или поликлинику, платят за процедуры из собственного кармана. В то время как средства за это уже перечисляются страхователем.

   Иработающим, и безработным гражданам России — владельцам полиса обязательного медицинского страхования (ОМС) — государство гарантирует получение большого перечня бесплатных услуг. Среди которых значатся, например, и экстренная хирургическая помощь, и пресловутые шприцы, которые ненавязчиво предлагают приобретать за свой счёт, и целый перечень лекарственных препаратов, которых тоже катастрофически не хватает в стационаре… Список можно продолжать.

   Н на самом деле, как поясняет директор Миасского филиала Фонда обязательного медицинского страхования Валентина Карпова, никто не имеет права заставить вас оплатить ту услугу, которая финансируется из налоговых поступлений предприятия, на котором вы работаете, муниципального или областного бюджетов.

   — Существуют ежегодно составляемые территориальные программы государственных гарантий бесплатной помощи гражданам РФ, которые утверждаются правительствами регионов, — рассказывает Валентина Николаевна. — Разумеется, такой документ действует и на территории Челябинской области. На 2008 год он утверждён областным правительством. В этом документе чётко прописаны основополагающие моменты, которыми должны руководствоваться все стороны процесса: страхователь (предприятие или бюджет), страховщик (страховая медицинская организация, выдающая полисы), лечебные учреждения, входящие в систему ОМС и имеющие право оказывать услуги в соответствии с лицензией, а также ФОМС, эти услуги оплачивающий. На территории Миасса медпомощь по полису ОМС могут оказывать городские больницы № 1, 2, 3, 4 и стоматологическая поликлиника.

   Чо это означает для нас с вами? То, что, обратившись с полисом в одно из указанных учреждений, вы вправе требовать оказания бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий, прописанных в территориальной программе.

   — А что входит в этот список бесплатных услуг? Где с ним можно ознакомиться?

   — Полностью перечень услуг был опубликован в газете «Южноуральская панорама», в номере за 4 августа 2007 года; выложен текст и в Интернете. Совсем скоро информация о территориальной программе будет оформлена на стендах в поликлиниках и стационарах.

   — Есть ли у миасцев право выбора — например, обратиться за помощью не в ту больницу, что ближе, а в ту, что лучше? Буквально в середине декабря в областном центре было узаконено право выбора пациентом того учреждения, где ему удобнее получать обслуживание.

   — В законе РФ «О медицинском страховании» такое право предусмотрено, но механизм его реализации необходимо разработать. В 2008 году, возможно, он будет «запущен» и в нашей области. Более того, в скором будущем будет составлен рейтинг бюджетных лечебных учреждений, пользующихся наибольшей популярностью у пациентов и оказывающих наиболее качественные услуги. На основании этого рейтинга и будет происходить распределение финансовых потоков. Но уже сегодня, в рамках национального проекта «Здоровье», медицинские учреждения получают значительные денежные средства, позволяющие не вынуждать пациентов раскошеливаться. Конечно, денежные «вливания» стали постоянными только в течение последних двух лет. До этого отечественная медицина находилась в положении бедной родственницы, прозябая без дорогостоящих медикаментов и оборудования. И понятно, что сейчас стационары укомплектованы далеко не на сто процентов. Тем не менее, пациент не обязан расплачиваться за это.

   — А есть ли какой–то механизм воздействия на медиков в подобных случаях?

   — Да, безусловно. Свои права надо знать и обязательно их отстаивать, но делать это следует, заручившись документальными свидетельствами.

   Кк пояснила Валентина Карпова, просят вас, например, в больнице купить те или иные лекарства или настаивают на оплате хирургического вмешательства, проследите, чтобы запись об этом появилась в карточке или истории болезни! Сохраняйте чеки за купленные вами лекарства или оплаченную операцию. И ни в коем случае не поддавайтесь соблазну передавать купюры из рук в руки. Иначе невозможно будет доказать факт получения врачом денег, а порочный круг, таким образом, никогда не прервётся. Не забывайте о том, что в этом случае вы сами провоцируете нарушение собственных прав.

   Ксожалению, очень часто люди боятся отказать врачу: дескать, не получилось бы хуже! И совершенно напрасно. В любом случае, законом предусмотрена защита ваших законных интересов страховой медицинской компанией. Если вам отказали в приёме у того или иного врача, в какой–либо поликлинике или больнице, заставили выкупить медикаменты — смело обращайтесь в страховую компанию, выдавшую вам медицинский полис. По вашему заявлению (или самостоятельно) она имеет право проверить, как именно была оказана услуга, верным ли было назначение, грамотно ли проводилось лечение, не был ли причинён вред здоровью; соблюдались ли медицинские, юридические, экономические требования, предъявляемые к процессу лечения. В тех случаях, когда фиксируются нарушения, компания берётся отстаивать интересы владельца полиса вплоть до суда.

   А ещё, как напомнила директор Миасского филиала ФОМСа, каждый застрахованный имеет право не только на защиту своих прав, но и на выбор страховой медицинской организации. На территории Челябинской области действует семь подобных компаний, выигравших конкурсы на право работы на этом рынке услуг.

   ВМиассе, на базе горбольниц № 2 и 4, функционирует представительство ООО «Астра–Металл». По всем «горячим» вопросам можно обращаться по телефонам: 57–34–52 и 8–800–200–0071 (звонок бесплатный из любой точки Челябинской области). 55–19–65 — это телефон Миасского филиала ФОМСа. Неработающему гражданину «Астра–Металл» выдаёт полис в течение 15–30 минут, для работающих оформление документа осуществляется в течение трёх дней.

   — А какие обязанности налагает на гражданина полис?

   — Нужно своевременно извещать страховую организацию о любых изменениях, — комментирует Валентина Карпова, — в социальном статусе, смене места жительства и работы. Если что–то из этих пунктов в вашей «биографии» изменилось, нужно обязательно поменять полис — ведь это второй паспорт! А бывает так, что гражданин увольняется с прежнего места работы, устраивается на новое, не поменяв, как положено, полис, обращается в поликлинику — и там ему вынужденно отказывают в оказании услуги. Добавлю также, что полис необходимо иметь при себе всегда, во всех поездках по территории России. Тогда вы гарантированно сможете получить полный объём качественных бесплатных медицинских услуг, входящих в программу государственных гарантий и в тех лечебных учреждениях, которые входят в систему ОМС.

   


Галина КИРЕЕВА



назад


Яндекс.Метрика