свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 140 Уральский автомобиль Вторник, 18 декабря 2007 г.

Михаил ЭНГЕЛЬМАН: «Возвращение зданий детским садам — требование губернатора»

   Поблемы дошкольного образования в нашем городе, да и по всей стране известны практически каждому. Мест в детских садах катастрофически не хватает, очереди расписаны на несколько лет вперёд, и наш город в этом отношении — не исключение. О том, как сейчас обстоят дела, какие проблемы стоят перед управлением образования, мы беседуем с его начальником Михаилом Энгельманом.

   — В первую очередь коснёмся темы детского сада в Комарово — этот вопрос очень волнует жителей этого района. Так вот, трестом «Уралавтострой» был разработан проект современного детского сада, деньги на его строительство выделены, и сейчас проект находится на экспертизе. Ориентировочные даты начала и окончания строительства — 2008–2009 годы, но всё зависит от комитета по строительству, мы можем только держать ситуацию на контроле. Стоимость нового учреждения — около 300 млн. рублей, область принимает активное участие в финансировании.

   — Но ведь новый детский сад полностью не решит проблему? Что–то ещё предпринимается в этом отношении?

   — До конца этого года будет дополнительно введено 320 мест за счёт реконструкции детского сада № 61 — эти работы к концу декабря будут закончены, средства на восстановление — около 11 млн. рублей — выделялись областью и городом. Плюс дополнительные места в детских садах, которые мы получаем в результате ремонта помещений, использованных не по назначению. Например, роль актового и спортивного залов по проекту должно выполнять одно помещение, но в 90–е годы детские сады пустовали, потому что у родителей не было работы или возможности платить за детский сад — с детьми сидели бабушки–дедушки. Дошкольные учреждения консервировались и передавались другим организациям, мы пытались их сохранить — делали с помощью заинтересованных родителей перепланировки, чтобы не было незадействованных помещений. Теперь переоборудуем «вторые» залы в полноценные группы, места в которых получат очередники. Причём сразу, по мере готовности групп, не дожидаясь весеннего распределения путёвок на следующий год.

    Но тут другая проблема — не всем родителям идея с одним залом нравится. Из одного садика пытались жалобы писать, что ухудшаются условия пребывания детей. Я же на это отвечаю резко: не нравится — уходите и сидите дома, а я ваши места отдам тем, кто их ждёт. Потому что мы ничего не нарушаем и не ухудшаем, просто приводим в соответствие с утверждёнными нормами, что, кстати, намного дешевле, чем строить новые детские сады — такой возможности у города нет. Хотя, бесспорно, средства город и область выделили приличные — нужно заново оборудовать санузлы, закупать новую мебель, всё делается на конкурсной основе.

   — В каких районах нашего города дефицит мест в детских дошкольных учреждениях ощущается наиболее остро?

   — Однозначно это автозавод и старая часть. В посёлке Строителей очередь тоже есть, но не такая большая. В машгородке её пока нет, но будет, если мы не предпримем никаких мер к возврату зданий детских садов, используемых не по назначению. Пока ситуация в машгородке такая, что очередь формируется из тех родителей, кто по различным причинам хочет получить место в определённом детском саду, а не там, где мы готовы его предоставить.

   — Назовёте конкретные здания, которые могут быть возвращены в обозримом будущем?

   — У нас есть предложения в адрес администрации города по нескольким объектам, причём не только в машгородке, но и в центральной части города — решение должны принимать глава администрации и городское Собрание депутатов. Но всё это очень болезненно, поскольку здания бывших детских садов занимают какие–то учреждения, структуры. Начинаем любого двигать — сыплются жалобы в область, мы с областью вступаем в эпистолярные отношения. Хотя, в принципе возвращение зданий детским садам является прямым требованием губернатора, которое активно приветствуется населением и руководителями всех уровней.

   Ве понимают, что сейчас невозможно строить столько новых зданий образовательных учреждений, сколько строили в советские времена по всей стране за счёт государства. Бюджет нашего города это точно не потянет — великое счастье, если город получит новый детский сад до 2010 года. Невозможно государственные программы реализовывать только одному муниципалитету, нет у небольших городов таких средств. И когда федеральная власть говорит о новой демографической политике, она должна подумать и о финансовых вложениях в неё — то есть о доступности цен на жильё для молодых семей, и о детских садах, и о возможности получения детьми качественного образования… А это огромные деньги.

   — Можно ли сказать, что все эти проблемы, в частности, с детскими садами, возникли из–за того, что стало рождаться больше детей?

   — Нет. Изменились санитарные нормы, например, ограничилась наполняемость групп. За последние 20 лет многие здания детских садов — не только у нас, а по всей стране — отошли в разряд ветхоаварийных. В старых районах Миасса и других городов в качестве садиков зачастую используются деревянные двухэтажные избушки, которые приходится списывать, потому что они изжили своё и для детей больше не годятся. А нового ничего не сделано. Плюс в 90–е годы резко снизилась рождаемость и обеспеченность людей работой, женщины сидели с детьми до трёх лет, часто просто вынужденно. Сейчас у мам отпуск по уходу за ребёнком «вышел из моды» — как только появляется возможность как–то пристроить ребёнка, мама бежит на работу.

   Я конечно, считаю это неправильным с педагогической точки зрения — надо бы, чтобы до трёх–четырёх лет малыш воспитывался индивидуально. У маленьких детей не очень крепкая иммунная система, а тут зимой их на санках рано утром везут в садик, начинаются простудные заболевания… Но в большинстве случаев в садик ведут не потому, что просто хочется на работу, а потому, что нужда заставляет. Парадокс: не было работы у людей — и садики пустые стояли, есть работа — мест нет… Рождаемость, кстати, вот только увеличилась, ещё не отразилась на наших показателях.

   — Дефицит острый. Тем, кто стоит в очереди сейчас, реально получить путёвки в детский сад весной и начать посещать его осенью?

   — Это абсолютно невозможно. В очереди сейчас формально стоит около 2500 человек, неформально — около двух. Пятьсот — это те, кому к осени садик ещё не пригодится по возрасту, но на очередь родители встали. У нас тут смеются иногда, что скоро записываться в очередь на детский сад будут со… справками о двухнедельной беременности. С одной стороны, это вызывает улыбку, а с другой — очень грустно от такой предусмотрительности. Думаю, к осени места получат порядка тысячи ребятишек. Плюс 320 мест, которые мы введём сейчас. Около семисот человек получат отказ. Сейчас мы уменьшим очередь, но в следующем году должны ввести не меньше новых мест, а к 2010 году население снова прибавится. Конечно, девушки, которым в 2010 году понадобится вести ребёнка в садик, сейчас только выходят замуж или планируют свадьбы, но мы должны учитывать перспективу… Хорошо, что сейчас во власти соблюдается преемственность, значит, социально значимые программы будут реализованы.

   — Какие эмоции вызывает у вас упомянутое вами словосочетание «демографическая политика»? Лично у меня — улыбку. Потому что вопрос «сколько иметь детей» каждая женщина для себя решает сама. Власть в таком деле не указ…

   — Это защитная реакция любого государства — говорить о демографии, когда не хватает населения, а удержать огромные территории надо. Повлиять на решение женщин власть может. Вот возьмём западные страны — там помногу не рожают. Но у каждого государства свои проблемы, и пути их решения тоже должны быть свои. А у нас что главное? Проблема жилья. Как её решить? Можно, если элементарно побудить нормальные — не асоциальные — семьи рожать детей. Вот если бы власть сказала: мы даём кредит, ту же ипотеку, с условием, что при рождении первого ребёнка списываем 30 процентов ссуды (государство берёт её на себя), второго — 60 процентов, третьего — полностью погашает. Грубо говоря — рожай троих и получай на всех квартиру. Но пока дальше обсуждений этой темы дело не идёт. И тогда семьи рабочих и служащих (пьяницам и прочим «проблемным» банк ипотеку не оформит), стремящихся к жизни на основе вечных ценностей, задумаются. Потому что желание иметь семью, воспитывать детей имеют все, оно естественно для каждого человека. Вопрос только в том, что многие боятся, что не смогут содержать, прокормить, выучить, «дать старт».

   — Если вернуться к планам более близким, то в коллективном договоре нашего предприятия есть пункт, в котором руководство обязывается оказывать помощь в обеспечении местами в детских садах детей автозаводчан. Как мы понимаем, речь идёт о сотрудничестве завода и МУ МГО «Образование?»

   — Этот вопрос будет решаться в ближайшие месяцы, пока жду конкретных предложений. И, вопреки муссируемым слухам, я от сотрудничества не отказываюсь, готов все предложения рассмотреть и обсудить. Просто пока ничего конкретного сказать не смогу, но к этому вопросу мы ещё сможем вернуться.

   — Если у наших читателей возникнут вопросы, будет ли у них возможность пообщаться с вами лично?

   — Каждый понедельник я веду приём как раз по личным вопросам, принимаю всех желающих, достаточно просто позвонить по телефону 56–05–33, и записаться у секретаря.

   Звод составляет списки

   Кк сообщила юрист профсоюзного комитета Анна Чинёнова, в настоящее время на заводе формируются списки детей сотрудников предприятия, нуждающихся в следующем году в детских дошкольных учреждениях. Запись ведётся председателями профкомов производств, так что все желающие могут обращаться к ним. Предполагается, что окончательный вариант «заводского списка» будет готов и передан в МУ МГО «Образование» в феврале–марте.

   


Юлия КУШПИЛЬ



назад


Яндекс.Метрика