свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 138 Уральский автомобиль Четверг, 13 декабря 2007 г.

«Классик–лайн»: новые награды, или Что общего у балета с Перепечко?

   Кк вы относитесь к балету? Большинство ответит, что это классика, что это красиво — высокое искусство, где за точностью и чёткостью исполнения кроются часы тяжёлого труда. Оксана Тищенко, благодаря которой мы можем видеть балет на миасской сцене, с этим спорить точно не будет…

   Кнечно, в пять лет она ещё не знала, что будет руководителем студии классического танца «Классик–лайн» ДК автомобилестроителей и вести уроки танца в гимназии № 19 и школе № 26, но в том, что будет балериной, была уже уверена. Окончила хореографическое училище города Душанбе, три года работала там же в театре, потом переехала на Урал, выучилась на педагога–балетмейстера и сейчас работает с детьми. Но неужели не хотелось стать примой?

   — Нет, — улыбается Оксана. Очень эффектная и обаятельная женщина. Конечно же, изящная, и именно с той походкой, которая выдаст балерину за версту. — Чтобы этого добиться, или хотя бы попытаться, нужно пожертвовать всем. Заранее знать, что — никакой семьи и детей, что всю себя нужно отдать только танцу… Для того, чтобы в 35 лет уйти на пенсию. А я занимаюсь любимым делом, являюсь женой хорошего человека и матерью двоих сыновей. И ничуть не жалею, что моим именем не пестрят афиши театров всего мира.

   Итория миасского балета начиналась в 1992 году в гимназии, и за это время у нас зажглись несколько «звёздочек». Например, Ольга Быкова из Оксаниной студии «переехала» в Пермское хореографическое училище, сейчас она солистка Саратовского музыкального театра. Константин Нерослов совершил вояж «Миасс — Пермь — Ницца», где он сейчас полноправный участник труппы театра оперы и балета. И они такие не одни, многие из нынешних учеников готовятся связать свою жизнь с классическим танцем, имея для этого все данные. Классический танец — как раз та сфера, где пресловутые «данные» играют едва ли не главную роль, располагаясь даже выше, чем желание и упорство. Неужели для того, чтобы стать балериной, одного желания мало?

   — К сожалению, да. Например, соответствие фигуры рассчитывается по специальной формуле, плюс такие специфические моменты, как выворотность… Я всегда отсматриваю детей и отказываю тем, у кого не получится. И родителям объясняю, что потом они мне за это скажут спасибо — неужели хотят, чтобы их ребёнок, не выходя из репетиционного зала, так и не увидел сцены? Если набираю группу в 30 человек, до сцены доходят от силы десять. И это тяжёлая моральная травма — стараться изо дня в день выбиваться из сил, в результате ребёнок может полностью потерять веру в себя, причём надолго. Я убеждена, что нет неталантливых детей, просто нужно вовремя обнаружить ту область, где он себя проявит. Балет не может быть такой областью для всех.

   Сйчас у Оксаны 70 учеников, самым младшим — шесть лет, самой старшей — 31. И в последние годы, с тех пор, как студия активно задействована в мероприятиях дворца, желающих заниматься именно классическим танцем стало намного больше. Порой родители возят девочек на занятия в машгородок, и это достойно уважения — после тяжёлого трудового дня ехать на другой конец города ради того, чтобы дочь приблизилась к мечте.

   — Родители моих учеников оказывают огромную поддержку, в том числе и финансовую. Обучение у нас бесплатное, но иногда приходится самим шить костюмы. Плюс поездки на конкурсы — конечно, большую часть берут на себя автозавод и спонсоры, но и родительская доля немаленькая… Родителей трудно переоценить: часто бывает, что они являются инициаторами занятий своих детей, но я всегда спрашиваю, хотят ли они сами заниматься, понимают ли, что такое балет, видели ли его когда–нибудь. Обычно отвечают, что видели во дворце на новогоднем спектакле… Вообще, дворец, завод и гимназию я хочу поблагодарить за возможность работать, побеждать и радовать детей и тех, кто приходит на их выступления.

   П мнению Оксаны, самое сложное в её деятельности — это научить детей работать над собой и преодолевать «переломные» моменты. Первые три года — это координирование движений и «растяжка», потом — пуанты. А это страх, боль от стёртых ног — она, конечно, со временем проходит, но поначалу тяжело. Кто переборет себя — останется надолго, у старших отток очень маленький. Вообще от других видов танца балет отличается наличием многих моментов. Например, «привязка» к классической музыке — под современную балет не танцуют. Конечно, можно, но это будет уже стилизация или современный танец на основе классики. Благодаря этому элементу и концертмейстеру Наталье Кехлер юные танцовщицы «Классик–лайна» неплохо разбираются и в музыке. Костюмы тоже специфические — длинные прозрачные юбки — «шопенки», спортивный «сухопутный» купальник с короткой юбочкой — «тюник», знаменитые пачки… Причёска — гладко зачёсанные волосы и шишка со смешным названием «кичка», и нужно специально отращивать волосы, чтобы в эту шишку их можно было уложить — коротких стрижек балерины не носят. Яркая брюнетка Оксана, например, во время своей работы в театре носила длинные светлые волосы, с которыми её сложно сейчас даже представить…

   Идисциплина — этот пункт можно ставить вровень со стандартом фигуры. «Рабство в розах» — вот термин, которым Оксана характеризует балет. Педагога нужно слушать беспрекословно, нельзя опаздывать на занятия и, тем более, забывать дома детали концертных костюмов. Потому что если одна явилась на выступление без, допустим, диадемы, все остальные тоже оставляют свои в раздевалке. И с 10–11 лет пора начинать следить за фигурой — толстеть недопустимо, рекомендация даётся только одна: игнорировать сладости и просто меньше есть.

   Оычное занятие состоит из классического экзерсиса у станка, потом посередине зала (то же самое, только без опоры), аллегро — прыжки, пуанты — пальцевая техника… У старших занятия — пять раз в неделю по три часа, средняя группа занимается три раза в неделю по полтора часа, самые маленькие — два раза по полтора часа. Согласитесь, нелёгкий труд? Но и результаты впечатляют!

   Нпример, в ноябре «Классик–лайн» побывал в Сочи на международном фестивале хореографического искусства «В мире танца». 50 коллективов, около тысячи участников из всех регионов России, и наши — лучшие! Лауреаты первой степени в номинации «Классический танец. Большая форма» с номерами «Мистерия дриад» и «Престо браво». Лауреатом второй степени стала Екатерина Щетинкина с сольными номерами «Мелодия» ( Антон Рубинштейн) и «Пиццикато» (Лео Делиб, балет «Сильвия). В возрастной группе лауреатом первой степени стала Елена Гладкова с «Вариацией Раймонды» из одноимённого балета и номером «Привокзальное сиртаки» в постановке Сергея Севрюкова. Сама Оксана Тищенко как балетмейстер была отмечена путёвкой на следующий конкурс.

   — Конечно, мы в Сочи были не в первый раз, сцена казалась родной, но девчонки после выступления рыдали — им казалось, что могли станцевать намного лучше. Всё казалось большим праздником — и условия проживания: бассейны с морской водой, экскурсии; и наши награды. Но самым ярким моментом для девчонок оказалась случайная встреча в дендрарии с Перепечко (то есть Павлом Бессоновым, исполнителем роли Степана Перепечко в сериале «Кадетство). Он оказался самым обычным парнем, без звёздной болезни, со всеми фотографировался, автографы раздавал. Им–то всем, конечно, Макаров нужен, но и снимками с Перепечко в школе можно похвастаться…

   Н недолго. Впереди — новая работа. На подготовку одного полноценного номера, который после сохранится в репертуаре коллектива, требуется три месяца. Простой танец для использования в спектакле или концерте можно сделать и за неделю, а вот если речь идёт о конкурсе… Скоро предстоит поездка в Озёрск, на областной конкурс, и встреча с главными соперниками из Челябинска, что подстёгивает, даёт стимул — пока миасские девчонки их не опережали, разве что вдвоём на одном месте оказывались. Теперь будет шанс. А в апреле — снова Сочи. И между всеми этими событиями — дни упорного труда, преодоления себя… Согласитесь, не каждый выдержит…

   Вобще, с Оксаной Тищенко очень интересно беседовать — она открытый человек, обладающий даром слова и умеющий очень интересно рассказывать. Например, о том, что её старший сын несколько лет занимался балетом, но ушёл в спорт. Что младшему — ему пока четыре года — она тоже предложит встать к станку. Хотя бы потому, что это активно развивает мозговую деятельность: всё начинается в голове, а уже потом идёт в ноги и возвращается обратно, и занятия классическим танцем помогают детям лучше усваивать школьную программу. Что муж её — врач, умеющий ценить и любить искусство, да и вообще врачи педагогов понимают очень хорошо. Что мечтает она о постановке одноактного балета или о полноценной сцене из известного балета — с подходящими костюмами, декорациями…

    А потом она показала мне пуанты, предназначенные для новогоднего выступления во дворце, — тапочки из плотной ткани золотистого цвета, изготовленные вручную, с применением особого клея, и принимающие со временем форму стопы хозяйки, — вещь строго индивидуального пользования.

   Вт я и наведалась в мир классического танца — дверь милостиво приоткрылась, и я заглянула в страну, где шуршат пачки и звучит музыка, где работают у станка до седьмого пота… Всё ради того, чтобы нам с вами казалось, что это так легко — порхать по сцене… На новогодних праздниках в ДК автомобилестроителей — детских и взрослых — мы увидим «Классик–лайн» во всём его великолепии. И порадуемся, что у Миасса есть свои балерины.

   


Юлия КУШПИЛЬ



назад


Яндекс.Метрика