свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 123 | Четверг, 8 ноября 2007 г. | |
Система менеджмента качества — современный инструмент управления предприятием Сстема менеджмента качества — это действенный инструмент в деле управления производством. Она необходима для поддержания комплексного порядка — в документах, на рабочих местах, в процессе изготовления продукции, при общении с поставщиками и потребителями. Эффективности управления, как отмечают специалисты, способствует чётко изложенные требования ко всем видам деятельности с точно поставленными целями в области качества. Накануне профессионального праздника — Дня качества — мы попросили рассказать начальника центра менеджмента качества и стандартизации ОАО «АЗ «Урал» Галину ГУЗИК о том, что сегодня необходимо для чёткой, как часы, работы огромного завода. — Мы вносим посильную лепту в повышение качества выпускаемой заводом продукции, — подчёркивает Галина Гузик. — Ежегодно на предприятии устанавливаются цели в области качества и разрабатываются планы работ в рамках системы менеджмента качества. (Кстати, сейчас готовится приказ № 1 на следующий год о программе «Качество–2008», предусматривающий целый комплекс программных документов для завода). В течение 12 месяцев происходит постоянный мониторинг достижения целей, а в конце года нашими специалистами анализируются полученные результаты. На их основе совет по качеству предприятия принимает комплексные решения, направленные на улучшение ситуации. Должна отметить, что за первое полугодие предприятие достигло хороших показателей в области качества, — и этот факт был отмечен на прошедшем в октябре заседании совета. Некоторых целей удалось достичь на 70–80 процентов уже в первом полугодии, несмотря на то, что цели–2007 — более высокого уровня, чем прошлогодние. Завод постоянно поднимает планку качества, и наша задача заключается в том, чтобы поддерживать порядок в этой глобальной системе: выявлять, анализировать проблемы, помогать в их устранении. На данный момент особого внимания требуют такие направления, как перевод производственных рабочих на самоконтроль, снижение затрат, оптимизация производственных процессов. Не снимается с повестки дня и вопрос качества выпускаемой продукции, и это — область приложения сил всех структур, относящихся к системе менеджмента качества. Наша служба постоянно проводит аудиты в подразделениях, аудиторы выявляют «болевые точки» и выдают рекомендации по их устранению. Вкачестве примера успешного взаимодействия Галина Алексеевна приводит производство гибких технологий (управляющий производством — Виталий Александрович Новичков, инженер по качеству — Любовь Фарафонова). Вянваре, во время проведения аудита, специалисты отдела менеджмента качества оформили 54 рекомендации по устранению недостатков в СМК, и сейчас 50 из них успешно выполнены. Сотрудниками этого подразделения была проведена большая работа, что, несомненно, свидетельствует о стремлении к совершенствованию производственного процесса. Иэто подразделение — не единственное, где к вопросам качества и соответствия стандартам подходят ответственно. Самое главное, как отмечает Г. Гузик, то, что у автозаводчан сформировалось понимание важности новых требований. — Мы, со своей стороны, управляем процессом разворачивания целей в области качества предприятия, как говорится, «во времени и пространстве», — рассказывает Галина Гузик. — Закрепляем их за подразделениями, следим за отражением в процессах системы качества и даже доводим до конкретных работников. Недавно мы провели два целевых аудита, один из которых касался управления документами всех видов. Наши специалисты проверили 33 подразделения, написали подробнейший отчёт, выявили 58 несоответствий. Для более эффективной работы по устранению проблем мы предложили создать группу помощи подразделениям по разработке нормативных документов — и некоторые подвижки в этом направлении уже появились. Есть и ещё одно направление деятельности завода, требующее наведения порядка. Всентябре–октябре сотрудники отдела менеджмента качества провели целевой (веерный) аудит, одновременно проверив все основные подразделения завода на предмет выполнения требований к производству продукции. Внимательно изучали, как выполняются требования технологии, как изготавливается продукция, в порядке ли тара, идентифицирована ли она, как «поживают» ярлыки, в каком состоянии оснастка, много ли лишних перемещений… Претензий было немало. Например, часто в процессе производства используется инструмент, который по технологии не должен быть задействован; не вся продукция снабжена ярлыками. Сейчас к решению всех выявленных проблем подключились логисты, так что приемлемый вариант устранения недостатков будет, несомненно, найден. Еть у центра менеджмента качества и стандартизации и ещё одно «горячее» направление в работе. В настоящее время специалисты центра, совместно с метрологами, технологами, конструкторами и другими специалистами работают над внедрением нового стандарта качества, обязательного для предприятий автопрома — ИСО/ТУ 16949. Все изложенные в нём требования направлены на повышение качества производства и продукции, а стало быть, в конечном счёте, на то, как выстоять в конкурентной борьбе, удержаться на рынке. Нвый стандарт, как пояснила Галина Гузик, это пять новых методик, все они основаны на статистике, на анализе большого объёма данных. Речь идёт о статистическом управлении процессами, анализе видов и последствий потенциальных дефектов, анализе измерительных систем и других методиках. Ндо отметить, что столь значительный объём работ выполняет отнюдь не большой коллектив. «Берём не количеством, а качеством», шутят специалисты центра, примеряя все стандарты в первую очередь по отношению к самим себе. Всего в отделе менеджмента качества трудится 17 человек и в бюро стандартизации — девять человек. Как отмечает руководство, коллектив хороший, грамотный, многие работают на заводе годами, знают процессы досконально. Все они, без преувеличения, корифеи в своей области. График работы подразделения достаточно жёсткий и напряжённый: сотрудники проводят аудиты в подразделениях предприятия, обучают заводской персонал, занимаются разработкой нормативной документации, проводят анализ работы системы качества. Вподразделениях завода основное бремя нагрузки несут инженеры по качеству, ответственные за функционирование системы качества в подразделениях, а также контролёры, метрологи, работники отдела рекламаций. — Они — первые наши помощники, — говорит начальник центра, — спасибо им за профессионализм. Кроме того, в канун Дня качества хочется особо отметить и поблагодарить специалистов центра Марину Сергеевну Бокову, Александра Владимировича Горшкова, Людмилу Леонидовну Лукьянову, Владимира Ивановича Петриди, Людмилу Александровну Аникину, Геннадия Ивановича Булучевского, Наталью Николаевну Саевскую, Нину Викторовну Попову, Александра Соломоновича Эпштейна, Валентину Ивановну Минину, Лидию Фёдоровну Кочкину. Оенивая в целом результаты работы в области качества, можно отметить положительную динамику во многих направлениях деятельности. Например, хорошую оценку деятельности завода дала комиссия по присуждению премии качества Правительства РФ, побывавшая на «Урале» нынешней осенью. Вфеврале 2007 года органом сертификации TUV CERT был проведён второй наблюдательный аудит СМК на соответствие требованиям DIN EN ISO 9001:2000, принято решение о подтверждении действия сертификата ещё на один год. В2007 году актуализировано и введено в действие 47 документов СМК, в том числе методологических инструкций по качеству — МИК, рабочих инструкций — РИ, документов на процессы — ДП и стандартов предприятия — СТП. Рзработана и введена в действие программа «Качество–2007» (приказ от 15.01.2007 № 1). Мероприятия, предусмотренные программой, выполняются в основном в установленные сроки. Поведено 47 аудитов СМК, в том числе четыре аудита СМК предприятий–поставщиков. Выполнены 8 этапов (из 22) работ по внедрению ИСО/ТУ 16949: — проведена оценка соответствия действующей СМК требованиям ИСО/ТУ 169494; — проведены семинары для топ–менеджеров (18 человек), для управляющих производствами и главных инженеров (49 человек), для специалистов (48 человек), семинар по специальным методикам (25 человек). Седняя результативность процессов СМК составила 98,41 процента.
Беседовала Галина КИРЕЕВА.
|
назад |