свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 116 Уральский автомобиль Суббота, 20 октября 2007 г.

Ноу–хау автозаводчан

   Автомобильный завод «Урал» «Группы ГАЗ» снова в лидерах по инновационным разработкам. Второй раз наше предприятие становится дипломантом престижного российского научно–технического форума «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции.» На прошедшей в Северной столице ХII Международной выставке–конгрессе ОАО «АЗ «Урал» занял второе место и получил серебряную медаль в номинации «Лучший инновационный проект и лучшая научно–техническая разработка года» (раздел «Машиностроение»).

   Н конгрессе в Санкт–Петербурге наш автозавод представлял работу «Метод идентификации источников внутреннего и внешнего шума автомобиля». Она предназначена для выявления источников внешнего и внутреннего шума с целью их ранжирования по степени вклада и последующего рационального снижения при акустической доводке автомобиля. Разработкой этого проекта около трёх лет занимался творческий коллектив экспериментально–исследовательского производства в составе Сергея Баженова, Николая Кошелева и Владимира Челнокова. Каждый внёс в проект весомый личный вклад. Результатом труда стала оригинальная методическая разработка, защищённая патентами РФ на изобретения. Это означает, что данное техническое решение обладает мировой новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью.

   Кк рассказал корреспонденту газеты «Уральский автомобиль» Сергей Баженов, ведущий инженер–конструктор, выставка продолжалась в течение четырёх дней. Но даже за столь короткое время разработка успела заинтересовать специалистов крупных российских компаний, поскольку ценность миасской разработки очевидна для всех, чья деятельность так или иначе связана с автопромом.

   Вратце, суть метода такова. Предварительно рассчитываются «зубцовые» частоты шестерён узлов и механизмов автомобиля, частоты следования выхлопов двигателя, оборотные частоты и их гармоники. Затем проводятся измерения внешнего или внутреннего шума автомобиля в режиме разгона, проводится спектральная обработка шума и получается спектрограмма. На эту спектрограмму наносят предварительно рассчитанные частоты и при их совпадении с интенсивно окрашенными участками идентифицируют источники шума и проводят их ранжирование.

   Мтод этот универсален и может использоваться для всех типов автомобилей, мотоциклов и других колёсных транспортных средств.

   Коме этого, он позволяет проводить акустическую диагностику отдельных узлов и механизмов автомобиля (редукторов мостов, коробок передач и т. д.) в стендовых условиях.

   — Важнейшим достоинством метода является то, что раньше требовалось 5–7 поездок и 2–3 месяца работы по анализу результатов проведённых измерений, — поясняет Сергей Александрович, — при этом достоверность идентификации оставляла желать лучшего. Сейчас идентификация и ранжирование проводятся в течение 2–3 часов после проведения измерений шума. Есть и серьёзный экономический эффект. Внедрение метода на автомобильном заводе позволит снизить затраты по акустической доводке грузовика оценочно на 35–45 процентов за счёт оперативности работ и выбора рациональных путей снижения шума.

   Иженер–конструктор 2 категории Николай Кошелев, занимавшийся проведением измерений и обработкой результатов, рассказывает:

   — Испытания мы проводили и с вахтовыми автобусами, и с дорожными «Уралами». Пришлось сделать немало выездов, но теперь, основываясь на результатах одного выезда, можно будет судить об источниках шума автомобиля. Таким образом, появилась возможность для оперативного принятия решений по их снижению.

   Иещё одна отличительная особенность разработки заключается в её простоте и удобстве в использовании.

   — И предыдущие, и нынешний совместные проекты мы старались реализовать максимально понятно, — продолжает разговор заместитель начальника ЭИП Владимир Челноков. — Ранее нами было создано несколько методик, позволяющих проводить детальные исследования в области шума и вибрации. Все они были доведены до рабочих инструкций, на которые может ориентироваться рядовой инженер.

   — «Метод идентификации…» — уже вторая по счёту разработка, получившая признание авторитетного Санкт–Петербургского форума. Первым был «Акустический комплекс для исследования глушителей…», получивший золотую медаль и диплом первой степени на VII Международной выставке–конгрессе в Санкт–Петербурге в 2005 году. А есть ли какой–то задел на будущее? — интересуется корреспондент «Уральского автомобиля».

   — Да, — говорит Сергей Баженов. — Предполагаем в будущем году представить ещё одну работу, защищённую патентами РФ, и она будет касаться глушителей. По ней уже имеются определённые наработки, и я считаю, что она будет смотреться столь же весомо. Надеюсь, что и в следующий раз необходимую помощь нам окажет патентная служба ОАО «АЗ «Урал», специалисты которой нынче проводили патентный поиск по заявленным техническим решениям, вели обширную переписку, составляли документацию, осуществляли подготовку к этой выставке, в связи с чем мы выражаем им искреннюю благодарность.

   


Галина КИРЕЕВА



назад


Яндекс.Метрика