свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 92 Уральский автомобиль Суббота, 25 августа 2007 г.

Виртуальный пульс ОАО «АЗ «Урал»

   Иформационные ресурсы нашего завода — это целое государство в государстве. Работают внутренний и внешний интернет–сайты; ежедневно тысячи писем отправляют и получают пользователи электронной почты. Более двух тысяч пользователей насчитывает система БААН, более четырёхсот сотрудников пользуются услугами всемирной паутины, около шестисот переписываются по «электронке». Без современных информационных технологий в наше время — никуда. О виртуальном пульсе градообразующего предприятия рассказывает директор центра информационных технологий Юрий Нам.

   — Юрий Брониславович, как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром. С этой точки зрения ваше ведомство — центр информационных технологий — лидер по части знаний о внутреннем виртуальном пространстве нашего завода и о тех переменах, которые произойдут?

   — Пожалуй, да. В первую очередь, хотел бы отметить, что мы переходим на новую версию корпоративной информационной системы управления БААН– 6. В настоящее время идёт работа над миграцией всего, что было внедрено на заводе в период с 2000 года, а это очень большой объём данных. Эту работу проводят руководитель проекта — Александр Геннадьевич Бахтин, главный специалист по ИТ, администратор проекта — Елена Александровна Фомина, начальник отдела ОИТ финансовой службы и координатор проекта со стороны управляющей компании «Группы ГАЗ» Татьяна Владимировна Назаренко. Переход на БААН–6 должен привести к качественному прорыву в управлении производством, в том числе, с учётом внедрения производственной системы.

   Именения коснутся также заводского внутрикорпоративного сайта. Надо отметить, что внешний вид его устарел, и наша служба планирует изменение дизайна этого информационного ресурса.

   — Что изменится?

   — Дизайн будет разработан по аналогии с внешней интернет–страницей завода www.uralaz.ru, в корпоративном стиле. Само наполнение, в принципе, останется таким же, но некоторые разделы мы будем приводить в соответствие со стандартами оформления, предписанными управляющей компанией. Кроме того, мы постоянно проводим мониторинг посещений, определяем по «кликам» востребованность тех или иных разделов. И те, что посещаются мало, с сайта уберём.

   Вобще, к концу этого года мы завершим процесс изменений, касающихся функционирования заводского домена. Для пользователей это будет означать, что в сеть они смогут зайти только под своим логином и паролем. Это необходимо, в первую очередь, с точки зрения безопасности, чтобы уменьшить вероятность утечки информации. С другой стороны, это позволит автоматизировать процесс обслуживания пользователей, с использованием самых современных технологий. Что же касается устаревших компьютеров, то хочу отметить, что на предприятии реализуется инвестиционная программа по ежегодной замене физически и морально устаревшей вычислительной техники. Разумеется, заменить одномоментно все ПК невозможно, так как это потребует очень больших финансовых затрат. Поэтому сейчас на «АЗ «Урал» проводится внедрение терминальных технологий.

   — Что это означает?

   — Имеется в виду, что устаревший компьютер можно будет использовать как простой терминал, а всю работу выполнять на высокопроизводительном сервере. При этом на компьютер пользователя будет передаваться только экранная информация, а сама машина будет использоваться в качестве монитора с клавиатурой и мышкой. По нашим расчётам, это существенно сэкономит средства и обеспечит сотрудникам возможность нормально работать и выполнять производственные задачи даже на старых компьютерах.

   — Каких ещё изменений ждать пользователям ПК?

   — В настоящее время мы работаем над тем, чтобы телефонный справочник, «прописанный» на внутрикорпоративном сайте, содержал достоверные данные о телефонах, электронной почте и вёлся в режиме реального времени. То есть появился у сотрудника завода телефон — данные о номере должны быть сразу же внесены в базу данных и отобразиться в справочнике. Сейчас в режиме он–лайн действует только справочник электронной почты: как только в системе появляется (или удаляется из неё) пользователь, эта информация становится известна и доступна.

   Седующей задачей мы считаем создание информационной карты предприятия. В неё, по замыслу, войдёт масса сведений: номер телефона конкретного сотрудника, адрес его электронной почты, его IP–адрес, месторасположение, для каких задач используется вычислительная техника. И если работник со своим компьютером куда–то переместится, мы будем знать, куда именно, и сможем оказывать ему услуги по информационному сопровождению.

   Мгу добавить, что в прошлом году мы реализовывали задачу по мониторингу и резервному копированию, а в этом году внедряем программу инвентаризации компьютерной техники. Это предполагает и сбор информации, и автоматическое распространение программного обеспечения на компьютерах пользователей.

   — Что вы имеете в виду, говоря о сборе информации?

   — У нас появится возможность в режиме реального времени собирать и отслеживать информацию о вычислительной технике. А также о том, что данный пользователь делает на своём компьютере: вставил ли он другие устройства, например, флэш–память.

   М не ставим перед собой цель тотальных проверок, в перечень задач нашего подразделения входит техническое обеспечение информационной безопасности по внешнему периметру.

   — И как вы оцениваете степень защищённости информации, распространяемой на автозаводе?

   — Наш внутренний сайт сейчас полностью защищён от информационных атак извне, а с внутренними мы разберёмся вместе со службой безопасности. Мы можем гарантировать безопасность и достоверность получаемых сотрудниками данных, внешняя почта завода защищена антивирусной и антиспамовой программами. А на компьютерах пользователей установлены корпоративная антивирусная система и сервер обновлений ПО компании Microsoft. В результате, на предприятии за последнее время не было зарегистрировано ни одной вирусной эпидемии. А вообще задача наших администраторов заключается в обнаружении сбоев, возникающих в программном обеспечении, и устранении такого рода неполадок. В данное время мы внедряем систему «service–desk»: это автоматизированная система для организации поддержки пользователей на предприятии.

   — Что «умеет» эта система?

   — «Service–desk» предназначена для обработки заявок пользователей, контроля их исполнения, управления проблемами, изменениями и конфигурациями. Приведу простой пример: на вашем компьютере не работает какая–то функция, что–то неисправно. Вы вызываете специалиста, он приходит, «что–то делает, и всё сразу работает». Вопрос: что он сделал? И как восстановить цепочку его действий, если эта неисправность снова повторится?.. Так вот, система «service–desk» хранит подобную информацию, историю всех изменений, вплоть до малейших нюансов, позволяя знать, что происходило на конкретном ПК.

   Смым важным сейчас я считаю выстроить в совершенстве механизм управления заявками. Чтобы пользователь делал заявку в единую диспетчерскую службу по телефону 21–70, диспетчер вносил её в базу данных и передавал информацию специалисту, тот, в свою очередь, выполнял необходимую работу и отчитывался о результатах. Таким образом, мы сможем контролировать время выполнения заявки, смотреть, какие из них были не выполнены и по какой причине. У нас появится объективная картина реальной функциональности компьютеров в подразделениях: какие машины срочно нуждаются в ремонте, где нужно переустановить программы, где, может быть, необходимо провести обучение пользователей навыкам работы на компьютере. Сейчас мы подключаем к единой диспетчерской службе финансовую службу, управление главного технолога и управление главного конструктора. Думаю, объединение усилий даст ощутимые результаты.

   — Юрий Брониславович, вы перечисляете довольно большой объём задач. А сколько человек в вашем подразделении занимается их выполнением?

   — Пятнадцать. Немного для завода, но все они — профессионалы. Особо хочу отметить работу Евгения Миллера, Юрия Лычникова, Александра Романова, группу администрирования БААН во главе с Алексеем Жмаевым.

   — Тогда вопрос профессионального свойства: отмечаете ли вы довольно молодой, но уже известный в России праздник — День системного администратора?

   — Этот праздник — для нас родной. Мы отмечаем его постоянно, и, надо сказать, в достаточно интересной форме. Вообще, хорошего системного администратора должно быть видно только тогда, когда он приходит за зарплатой. И если системный администратор — это «человек–невидимка», значит, он работает хорошо. Его задача даже не в том, чтобы устранять проблемы, а в том, чтобы не допускать их появления. А уж если неполадки возникли, то ликвидировать их максимально быстро. И пусть у нас всего восемь сисадминов, работающих с серверами, но ведь нельзя сбрасывать со счетов сотрудников, устраняющих неполадки на компьютерах пользователей!.. А это значит, что нас значительно больше! (улыбается).

   


Галина КИРЕЕВА



назад


Яндекс.Метрика