свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 102 | Вторник, 18 сентября 2007 г. | |
И звучали колокола — как глас Божий… Ввоскресенье у Богоявленского храма, что в центральной части Миасса, состоялся концерт колокольного звона. Впервые в истории этой церкви на радость всем прихожанам зазвучал слаженный хор колоколов. Прибыли они сюда ещё в прошлом году, во время Великого поста. Тогда первую настройку тона звучания колоколов провёл архангельский мастер Владимир Петровский. Он же обучал непростому искусству местных звонарей, чтобы порадовать всех миасцев праздничным многоголосием. Н концерте присутствовали топ–менеждеры автомобильного завода «Урал» во главе с генеральным директором предприятия Виктором Корманом, а также члены попечительского совета храма. Клокола были отлиты для Богоявленского храма по специальному заказу на заводе «Пятков и Ко» в Каменск–Уральске. Основную часть средств на их изготовление пожертвовало предприятие «Урал–Трейд». Три из них — так называемые басовые: Благовест весит 2700 килограммов, Полиелейный — 1320 килограммов, Будничный — 620 килограммов. Кроме них, в церковный ансамбль входят пять средних и пять малых колоколов, самый маленький из которых весит шесть килограммов. Дя того, чтобы голос каждого не просто звучал красиво, а и соответствовал православным правилам, обустройство церковной колокольни провёл мастер с 20–летним стажем из Архангельска Владимир Петровский. Он — действительный член Ассоциации колокольного искусства России, обладатель звания «Лучший звонарь России». Под руководством Петровского колокола были установлены таким образом, чтобы звучание стало гармоничным и насыщенным. — Ваш храм для этого подходит как нельзя лучше, — поделился Владимир Марьянович с корреспондентом газеты, — и архитектура церкви прекрасная, и расположение у неё хорошее, и ландшафт, так что звук должен быть слышен во всём городе. На протяжении недели я обучал местных звонарей сначала на тренажёрах, а затем и на самих колоколах, которые я предварительно настроил. Ваши мастера многому научились. Работа была сделана во славу Божию, и отныне для всех миасцев будет звучать колокольный звон, призывая к молитве и покаянию. … И колокола действительно звучали — в полную силу, мощно и проникновенно. Так, что на глазах многих пришедших сверкали слёзы. Предварила концерт молитва «Царю небесный…», которую пропели певчие храма. Исполнение каждого звона сопровождалось кратким экскурсом в историю колокольного звона. Сначала прозвучал Встречный звон, которым обычно встречают архиерея, почётных православных гостей. Затем окрестности Миасса наполнило звучание так называемого Будничного перезвона, который исполняют во время молебнов. Обренности мирского существования напомнил перезвон Погребальный. В нём задействованы все колокола, перекличка которых символизирует жизнь человеческую. А общий набат и краткий радостный перезвон в конце — это как символ надежды, веры в скорое обретение царствия небесного и спасение рода человеческого. Звон Погребальный — как молитва памяти… А вот Водосвятный перезвон и звон на крестный ход, прозвучавшие вслед за погребальным, — это уже символ радости о просиявшей в душе вере в Господа. Исполняются эти звоны при выходе крестного хода на Иордань, во время праздника Крещения. Кстати, именно во время звучания этих перезвонов разошлись тучи над Богоявленским храмом. Засветило солнце, а по толпе прихожан пронёсся шёпот: «Это — знак благоволения Божьего…» Звершили концерт праздничный трезвон и звон пасхальной седмицы — малиновый, самый милый российскому сердцу. Традиционно этот распев исполняется во время первой недели после Пасхи («звонильной»). В это время каждому верующему разрешается звонить во все колокола, возвещая радость о воскресшем Господе. А маститые звонари обычно приглядываются к молодёжи: вдруг у кого прозвучит интересная мелодия?.. Мжно сказать, и нынешний концерт стал своеобразной «пробой пера» для миасских звонарей. По окончании выступления Владимира Петровского они приняли своеобразную колокольную эстафету. И на протяжении ещё нескольких часов плыл над Миассом праздничный перезвон — как глас Божий: призывал, увещевал, просвещал, умилял и врачевал сердца, наполнял их благодатью и радостью. — Сегодня — радостный день для нашего храма и для всего города, — отметил настоятель Богоявленского храма отец Игорь, — мы больше года ждали этого события, участие в котором принял каждый из наших жертвователей и прихожан. Ведь каждый приносит Богу ту лепту, которую может: трудом, молитвой, пением или деньгами. И каждая помощь вознаграждена свыше! Особо хочу поблагодарить наших главных жертвователей: автомобильный завод «Урал» «Группы ГАЗ» и лично Виктора Кормана, компанию «Базовый элемент» и лично Олега Дерипаску, а также нашего подрядчика, выполняющего весь комплекс строительных работ, — фирму «Сантехкомплект» и её директора Александра Земляницына. — Это — праздник не только колокольного звона, — подчеркнул генеральный директор ОАО «АЗ «Урал» Виктор Корман, — хотя мне, как и всем пришедшим на концерт, звучание колоколов очень понравилось, исполнение было поистине великолепным! Сегодняшний день значим ещё и потому, что в этом Богоугодном храме завершился определённый этап строительства. Остались ещё отделочные работы внутри церкви: предстоит украсить стены мозаикой, фресками, привести в соответствие с уставом амвон и алтарь, оформить иконостас. Но думаю, что в следующем году храм заработает в полную силу, и будет радовать миасцев как внешним видом, так и внутренним содержанием. — На сегодняшний день нашим предприятием сделан большой объём работ, — продолжает разговор Александр Земляницын, директор ООО «Сантехкомплект». — Возведено здание, завершены наружная отделка и благоустройство. В октябре мы получим смету предстоящих внутренних работ и начнём их выполнять. Мы трудимся для всех верующих людей Миасса, и для нас это очень почётно.
Галина КИРЕЕВА
Колокола пришли на Русь с запада. Первое упоминание о них содержится в Новгородской летописи и датируется 1066–м годом. У самых известных российских колоколов есть свои имена, например, Царь–колокол. Так, один из крупнейших, весом в 72 тонны, установлен в Троице–Сергиевой лавре. Ещё один, именуемый Успенским и весящий 64 тонны, венчает колокольню Большого Успенского собора. Колокол, наречённый Реутом (его вес 34 тонны), украшает колокольню собора Ивана Великого. Гавное в российской колокольной традиции — это даже не строгое следование мелодическому рисунку, а ритм и характер звучания, задаваемые событием, о котором они возвещают. Потому колокола в православных храмах, помимо собственно музыкальной нагрузки, несли и некую проповедническую функцию. Они предупреждали о нашествии врага, о пожаре, призывали к молитве и благовестили о празднике. Самый известный колокольный звон — так называемый малиновый, полновесный и радостный. |
назад |