свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 72 | Вторник, 10 июля 2007 г. | |
Проектировать завод — значит работать на перспективу Преход в конце 50–х — начале 60–х годов к выпуску большегрузных трёхосных автомобилей «Урал» потребовал коренной реконструкции всего комплекса производства, подлинной технической революции во всех основных цехах завода, для чего требовалось развитие технических служб завода. В связи с этим Совнархозом Южно–Уральского экономического района в начале июня 1962 года было принято постановление о создании на Уральском автомобильном заводе проектно–технологических отделов. 6 июля 1962 года был издан приказ директора завода об организации проектно–технологического отдела (ПТО) механосборочного производства. Начальником был назначен Валентин Маркович Коган, который возглавлял ПТО до 1987 года. В задачу отдела входило технологическое обеспечение реконструкции завода — внедрение новой техники в технологические процессы, разработка проектных технологий, компоновочные решения по размещению производств в действующих и вновь строящихся цехах, составление рабочих планировок, подбор и заказ оборудования, обеспечение оперативной разработки проектной документации, координация работ с проектными и научно–исследовательскими организациями. Спервых дней создания проектно–технологического отдела руководством завода уделялось особое внимание вопросам подбора кадров и формирования коллектива, налаживания связей как с подразделениями завода, так и с внешними проектными и научно–исследовательскими организациями, станкостроительными и машиностроительными предприятиями. Преход завода на выпуск трёхосных автомобилей, а также реконструкция и расширение производств на этот период коренным образом изменили облик завода, превратив его в одно из ведущих предприятий отрасли по производству полноприводных автомобилей, которые и сейчас имеют высокий технический уровень. Оределённая роль в этих достижениях принадлежит и коллективу проектно–технологического отдела, совместно с другими техническими службами завода участвующему в разработке и осуществлении проектов развития механосборочного и прессово–кузовного производств. Кчислу важнейших работ отдела в начале 60–х годов можно отнести разработку технологического проекта реконструкции главного конвейера, связанную с переходом на выпуск трёхосных машин. Организация сборки автомобилей на конвейере нового типа (стоечного) вместо существующего двухцепного транспортёра позволила в корне изменить процесс сборки, механизировать основные операции, обеспечить подачу комплектующих с помощью подвесных толкающих конвейеров. Проектирование велось с учётом последних достижений отечественного автомобилестроения в области научной организации труда, санитарно–гигиенических условий, что привело к значительному снижению трудоёмкости сборки и повышению производительности труда. Только чёткая организация труда и взаимодействие всех подразделений завода в этот период позволили выполнить большой объём работ по реконструкции главного конвейера за два месяца, при этом сборка автомобилей не прекращалась ни на один день. Крупный творческий вклад в проектирование этого производства внёс работавший в то время в ПТО начальник бюро И. Н. Кутырев. Вмеханосборочном производстве необходимо было провести реконструкцию цеха шасси. Специалистами ПТО и техническими службами цеха был выполнен комплекс проектных работ по реконструкции цеха с организацией в нём производства ведущих мостов. Непосредственное руководство проектированием цеха шасси в то время осуществляли ведущие специалисты отдела — заместитель начальника ПТО М. О. Рязанов (впоследствии главный технолог, главный инженер, директор завода, директор представительства в Египте) и Н. А. Плотников. Вэтом цехе впервые на заводе были смонтированы системы механизированного сбора и переработки стружки, а также централизованной раздачи и сбора отработанной смазочно–охлаждающей жидкости. На участке сборки мостов были изготовлены и смонтированы два сборочных конвейера. Сеть смонтированных подвесных конвейеров позволила осуществлять подачу комплектующих непосредственно на рабочие места сборочного конвейера. Было завезено и смонтировано более 700 единиц оборудования. Вжной задачей при освоении трёхосных автомобилей являлось проектирование и строительство прессово–кузовного корпуса, в котором впоследствии было организовано производство рамы, кабины, оперения и других узлов, а также их окраска. При проектировании прессово–кузовного корпуса были заложены принципиально новые решения: средние и крупные прессы смонтированы на траншейных фундаментах, предусмотрена подземная механизированная система уборки и пакетирования листовых отходов. Хранение мелких штампов и штамповок предусмотрено в высотных механизированных складах. Рамы и кабины собирались на конвейерных линиях, поступали на окраску и далее на сборку в цех главный конвейер. Все проектные работы по этим производствам совместно с институтом «Гипроавтопром» вели специалисты отдела под руководством Ю. А. Новожилова и Н. Т. Григорьева. Вконце 60–х–начале 70–х годов специалистами отдела были разработаны проекты реконструкции моторного цеха N№ 1 (руководитель проекта Н. А. Плотников), цеха нормалей (руководитель проекта М. И. Заболотнов), строительства цеха консервации, упаковки и отгрузки запасных частей (руководитель проекта Л. Т. Сюткин). Вжнейшим этапом в работе отдела явилось проектирование агрегатного корпуса. Это первый объект, комплексный технологический проект которого был выполнен полностью силами отдела, без помощи «Гипроавтопрома». Выполнение этой работы свидетельствовало о технической зрелости коллектива, о том, что он может выполнять весь комплекс проектно–технологических работ. Непосредственными руководителями и участниками этого проектирования были М. О. Рязанов и В. П. Кривоногова. П технологическим проектам ПТО был построен цех гидравлики, осуществлено расширение прессово–кузовного корпуса за счёт строительства восточного пролёта, проведена вторая реконструкция цеха шасси. Специалисты отдела стояли у истоков проектирования и создания Кустанайского дизельного завода. В проектно–технологическом бюро, возглавляемом В. П. Кривоноговой, были разработаны первые техпроцессы на детали дизельных двигателей, согласованые с институтом «Гипродвигатель», которые в значительной части были приняты за основу при дальнейшем проектировании завода. Вконце 70–х годов основные усилия ПТО были сконцентрированы на проектировании главного корпуса, под крышей которого сейчас размещаются сборочно–сварочный, окрасочный, механосборочный цехи, главный конвейер, цех сдачи и испытания автомобилей; а в двух западных пролётах проектировался цех по производству снегоболотоходов. В проектировании этого корпуса площадью в 120 тысяч кв. м принимали участие все службы отдела, все его работники под руководством заместителя начальника отдела Д. А. Вандтке, В. В. Головцова, Ю. А. Новожилова, начальников бюро В. Г. Тараканова, Н. Т. Григорьева, В. П. Кривоноговой. Ообенно хотелось бы отметить, как проектировался цех главный конвейер с цехом сдачи и испытания автомобилей. От выполнения этой работы, ввиду её сложности и довольно сжатых сроков, отказались наши генеральные проектировщики — институт «Гипроавтопром» и ведущий институт отрасли в области сборочного производства — «МКТИ автопром». В связи с этим весь сложнейший комплекс проектно–технологических работ с использованием передового опыта ведущих автозаводов страны был выполнен небольшой проектной группой ПТО под руководством В. В. Головцова. Ввод в эксплуатацию главного корпуса обеспечил создание в его цехах производства новых моделей автомобилей. Вжнейшей задачей ПТО являлась организация и осуществление заказов нового оборудования для цехов завода (бюро оборудования до начала 90–х годов входило в состав ПТО, возглавляли его в разное время В. В. Пономарёв, Я. Г. Баркевич, В. П. Ивочкин). В90–х годах, при непосредственном участии ПТО в проектировании, был построен и пущен в эксплуатацию инженерный корпус. Оромная работа была проведена и по техперевооружению механообрабатывающего цеха, расположенного в главном корпусе. Специалистами ПТО были разработаны проекты размещения целого ряда автоматических линий по механической обработке деталей автомобиля «Урал» — корпуса поворотного кулака, картера моста, ступицы и барабана. Седует отметить работу специалистов ПТО под руководством начальника отдела В. В. Головцова и заместителя начальника отдела Б. Т. Ананишина (сейчас занимающего должность заместителя директора по развитию — начальника ПТУ) по организации на освободившихся площадях старого цеха главный конвейер и цеха испытания и сдачи автомобилей комплекса по производству кузовов–фургонов. Большая работа проделана группой под руководством ведущего инженера–технолога А. А. Ермолина по подготовке проектов отдела сбыта, автодрома и других объектов завода. Анатолий Алексеевич Ермолин трудится на предприятии с 1964 года. — Для меня завод — это дом родной, — рассказывает Анатолий Алексеевич. — После окончания института я проработал три года в Сталинабаде (сейчас Душанбе. — прим. авт.), вернулся в Миасс, и с тех пор записей в моей трудовой книжке практически не прибавлялось: стоят отметки о трудоустройстве в железнодорожный цех, затем — о переводе на должность ведущего инженера–технолога в ПТО. 47 лет отдано заводу, годы немалые! И на протяжении всех этих лет наш коллектив выполнял главную задачу: чтобы «Урал» работал, как часы, был единым механизмом. — Сейчас, — продолжает Анатолий Алексеевич, — можно сказать, что автозавод стал по–настоящему единым: у людей появились уверенность в завтрашнем дне, чувство стабильности и защищённости. — И той молодёжи, что приходит нам на смену, не боязно передавать дело всей нашей жизни, — продолжает мысль коллеги Лидия Ивановна Обухова, старейший сотрудник ПТО. — В каком–то смысле слова, завод «прошёл» через мои руки: я и мои коллеги по бюро занимались генеральным планом предприятия, это, можно сказать, — любимое детище. Под руководством Валентина Марковича Когана была проведена реконструкция всего предприятия, начиная от прессово–кузовного и заканчивая главным корпусом. И спустя 40 лет трудовой деятельности хочу сказать, что работа у меня — любимейшая на свете: и по сей день, например, для меня самое увлекательное чтение на свете — техническая литература. Её сейчас стали меньше выпускать, что, конечно, очень жалко — молодёжи надо совершенствоваться в профессии. Зато появилось то, что для нашего поколения, наверное, недосягаемо: компьютеры, в освоении которых, кстати, молодое поколение очень хваткое. И в целом молодёжь очень грамотная, технически подкованная, энергичная. Так что перспектива у молодых, я уверена, хорошая! С дня своего создания проектно–технологический отдел стал ведущей службой по разработке проектов расширения и реконструкции завода в целом, координации работы проектных организаций отрасли и министерств, которые участвуют в проектировании, подготовке предложений и направлений размещения, развития производства. Рбота в ПТО над перспективными вопросами, широкие контакты со всеми подразделениями завода, со многими проектными институтами, заводами создавали все условия для творческого роста, повышения квалификации, расширения инженерной эрудиции специалистов отдела, что способствовало успешной работе как ПТО, так и других подразделений, в том числе и за пределами завода. Плноценной жизнью живёт отдел и сегодня. Как рассказал начальник ПТО Анатолий Тиунов, ведётся активная работа по реструктуризации производств завода. Так, на сегодняшний день новое место прописки появилось у цеха шасси, переводится на площади главного конвейера сварочный цех, переезжает складское хозяйство, деревообрабатывающее производство переместилось в модельный цех. Недавно территория завода с северо–западной стороны была ограничена современным ограждением, которое отделило выведенные из производственного цикла активы — строения 50–х годов, неиспользуемую территорию. Входе реструктуризации на территории завода появилось несколько высвобожденных корпусов, на этих свободных площадях предполагается организовать производство новых видов автомобильной техники согласно «Продуктовой стратегии», создать гибкие производственные комплексы на основе современных технологических решений. Идея эта — очень здравая: новые технологии и оборудование нет смысла насильно «вклинивать» в старые техпроцессы; их нужно размещать на новых площадях и производственный процесс выстраивать с помощью современных подходов. С этой задачей мы намерены справиться в установленные руководством сроки. Вдни своего юбилея коллектив отдела с уважением вспоминает вклад бывших работников: Н. В. Каблукова, Ю. В. Жукова, Б. В. Пьянкова, Д. И. Долинского, В. В. Пономарёва, Н. И. Ильиной, Ю. Г. Коростиной, Ф. В. Морозовой, С. К. Зайцева, В. П. Звездина, Р. Б. Алеева, Я. Г. Баркевича, А. В. Разова, Л. С. Белослудцевой, Н. К. Берче, Р. Д. Башировой,Р. А. Кургаевой, Н. Н. Лобановой, Е. И. Никулиной, М. А. Паниной, Л. С. Тетериной, Г. И. Александровой, Л. Г. Бажиной, Ф. М. Нигматулиной и других. В коллективе с уважением относятся к старейшим кадровым работникам: А. А. Ермолину, Л. И. Обуховой, которые до сих пор работают в ПТО и передают свой уникальный опыт молодым сотрудникам. Могие работники отдела награждены правительственными наградами, медалями «Ветеран труда», почётными знаками «Ветеран автомобильной промышленности» и «Ветеран УралАЗа». Вдни сорокапятилетия отдела с особой теплотой хочется вспомнить тех, кого сейчас уже нет с нами, тех, кто все свои знания и богатый опыт отдавали молодым специалистам. Это В. П. Кривоногова, С. С. Пейсахович, Н. А. Плотников, Н. Т. Григорьев, Л. Т. Сюткин, А. М. Михеев, К. А. Черкасов, В. П. Худяков, Ю. В. Фомин, О. М. Гневашова, Р. М. Кузьмина, В. Г. Тараканов, Б. А. Прахов, В. В. Головцов. Седует особо отметить, что успешная работа проектно–технологического отдела была бы невозможна без сотрудничества с коллективами УГТ, проектного отдела, КО ПТУ, ОКС, УГК, УГЭ, УГМех, УГМет, техническими службами производств и других подразделений завода.
Подготовила Галина КИРЕЕВА.
|
назад |