свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 70 | Четверг, 5 июля 2007 г. | |
Забвение книги: какой ценой Чение — это великий труд, необходимый не только интеллекту, но и душе, чувствам, это сопереживание и сотворчество. Однажды человечество решило облегчить себе этот тяжкий труд и придумало телевидение, видео, компьютер, Интернет. Однако прогресс — опасная вещь. Комфорт расслабляет. И вот мы уже заговорили о гиподинамии, недостатке движения, проблеме здорового образа жизни. Но, кроме того, существует ещё и гиподинамия ума и души, и победить её гораздо сложнее. М привыкли, что Россия — самая читающая страна. Книга — одно из основных достижений цивилизации — всегда была востребована. Какова сегодня ситуация с чтением в стране? Вопрос не праздный. На него дают ответ результаты многочисленных проведённых исследований. Приведу некоторые из них. Увеличивается число россиян, вообще не читающих или читающих от случая к случаю. Если в 1991 году 79 процентов жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила 63 процента. Доля систематически читающей российской молодёжи снизилась с 48 процентов в 1991 году до всего лишь 28 процентов в 2005 году. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970–е годы регулярно читали детям 80 процентов семей, сегодня — только семь. Снижается интерес населения к печатной прессе. Если в 1991 году 77 процентов россиян ежедневно читали периодические издания, то в 2005 году только 31 процент. Бытует невзыскательность вкусов и предпочтений в области чтения. Выбор профессиональной, художественной, массовой литературы свидетельствует об упрощении восприятия даже в интеллектуальной среде. Возрастает сугубо развлекательная составляющая чтения и стремление людей (в особенности — младших поколений) свести к минимуму интеллектуальные усилия при чтении. Снижается востребованность наиболее сложной и информативной профессиональной и художественной литературы. Издательская политика смещается в сторону выпуска литературы сниженной (с точки зрения форм и содержания) информационной ценности. Уудшается владение родным языком. В обществе речь становится всё более примитивной. В молодёжной, профессиональной и деловой средах нарастает использование англоязычных слов, заменяющих в ряде случаев даже устоявшиеся русские аналоги. Снижается уровень грамотности населения. По результатам международных исследований функциональной грамотности, свыше 10 процентов российских школьников функционально неграмотны, в то время как в странах–лидерах этот показатель не превышает одного процента. Урачиваются ценностные ориентиры в культуре чтения: нет авторитетных личностей, инициирующих моду на чтение качественной литературы. В обществе распространено мнение, что роль книги, библиотек уменьшается по сравнению с Интернетом и вообще со временем сойдёт на нет. Свременную ситуацию можно охарактеризовать как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу. Определённое снижение интереса к чтению — это сегодня общемировая тенденция, и во многих странах предпринимаются активные попытки этому противодействовать, исходя из понимания роли чтения для развития любой страны. Опыт свидетельствует о том, что изменить ситуацию к лучшему можно. Однако это требует постоянных, неослабевающих усилий, а также наличия эффективных институтов развития и поддержки читательской культуры. Вноябре 2006 года была принята Национальная программа поддержки и развития чтения. Её разрабатывали ведущие российские эксперты в сфере культуры, образования, науки, экономики, книгоиздания и книжной торговли. Цель Национальной программы заключается в повышении культурной компетенции членов общества за счёт повышения уровня читательской компетенции и читательской активности. Первое понимается как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, предоставленную в печатной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Уровень читательской активности планируется повысить до уровня, соответствующего успешной адаптации человека в сложном, динамичном обществе переходного типа. Для достижения цели планируется: повысить доступность, количество, качество, разнообразие выпускаемой и прочитываемой литературы; повысить интерес граждан к регулярному чтению, вовлечь в мероприятия популяризации чтения; развить среду для обсуждения прочитанного; предоставить больше доступных и качественных возможностей для повышения читательского уровня. Седи множества средств и методов реализации Национальной программы — изучение читательских интересов, запросов и уровня читательской компетенции различных социокультурных групп и слоёв; разработка рекомендаций по кругу чтения для разных групп читателей; выявление и распространение успешных образцов работы с читателями; повышение престижа чтения с помощью СМИ; наружная (растяжки, плакаты) и наглядная (листовки, закладки) агитация; проведение специальных мероприятий (фестивали книги и чтения, литературные праздники и так далее). Пограмма реализуется в три этапа до 2020 года и касается всех элементов инфраструктуры чтения: библиотеки и культурно–просветительские учреждения, система образования, книжная индустрия, индустрия производства и распространения газет, журналов, электронных изданий и т. п., система популяризации чтения, система подготовки кадров для инфраструктуры чтения, система научных исследований и научно–методической работы в сфере чтения. Мсштабные проекты невозможны без соответствующих региональных инициатив. Таким проектом стал план мероприятий по подготовке к проведению в 2007 году в Челябинской области Года чтения, утверждённый постановлением губернатора П. И. Сумина. Цель этого проекта — всемерная поддержка и стимулирование читательской активности жителей области с помощью раскрытия богатейшего потенциала информационных ресурсов библиотек, создания максимально благоприятных условий для издания и распространения социально ценной книжно–журнальной продукции, оптимизации системы информирования о литературе. Поект предусматривает решение комплекса взаимосвязанных задач. Планируется поддержать региональные книгоиздания, осуществлять регуляцию книгораспространения, укрепление основных институтов организации чтения (прежде всего — библиотек) и повышение их научного потенциала. Важнейшая задача проекта — активизация социального партнёрства в деле продвижения книги и чтения. Содержательная работа по реализации проекта предусмотрена в различных подпроектах, программах, месячниках, неделях, фестивалях книги, отдельных акциях на основе использования инновационных форм стимулирования читательской активности. Внашем городе также существует план мероприятий по участию в областном проекте. Есть такой план и в ЦБС. В этом году мы планируем провести городскую акцию «В защиту чистоты русского языка», праздник книги и чтения «Миасс читающий», конкурс на лучшего читателя. Уже реализуется первый этап городского конкурса книгочеев, акция «Бук–кроссинг», программы «Читать престижно», «Чтобы книги дольше жили», «Брось всё и читай» и многое другое. Издаётся и распространяется множество печатных материалов, посвящённых Году чтения, оформляются выставки, тематические уголки, проводится анкетирование. В конце года мы проведём итоговую конференцию и выпустим сборник «Год чтения: опыт, проблемы, перспективы». Пэт Иосиф Бродский назвал нечтение наиболее тяжким преступлением не столько против книги, сколько против самих себя. «За преступление это, — сказал он, — человек расплачивается всей жизнью; если же преступление это совершает нация — она платит за это своей историей».
Е. ЗАПЕВАЛОВА,
заместитель директора МУ «ЦБС». |
назад |