свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 69 | Вторник, 3 июля 2007 г. | |
Знали: его слово верное 3 июля исполняется 100 лет со дня рождения Ивана Ивановича Седова — и Человека, и Строителя с большой буквы. Жаль, что его нет среди нас. Семь лет назад он ушёл в мир иной, и вместе с ним канула в Лету целая эпоха. Жзнь Ивана Ивановича Седова неразрывно связана с историей нашей Родины, начиная с революционных событий. И хотя в далёком семнадцатом году ему было всего девять лет, он, как и другие дворовые мальчишки, втайне от родителей бегал на Обводной канал, через мост которого шли отряды матросов на Путиловский завод. Ведь родился и жил он (двенадцатый ребёнок в семье) в колыбели революции — в Петрограде. — Ох, и шустрые мы были, — вспоминал Иван Иванович о тех днях, — везде успевали: и к отряду кронштадтских моряков пристроиться, и клинок с винтовкой подобрать на улице — после боя, и, когда вывешивались агитплакаты с кандидатами в городскую думу (при Временном правительстве), — углём вычёркивать из списка фамилии эсеров, меньшевиков, монархистов. Действовали, конечно, по подсказке взрослых — сторонников большевиков, но как горды были тем, что выполняли важное задание! В1919 году семья петроградского рабочего Седова переехала в Челябинск. И уже через три года пятнадцатилетним мальчишкой Иван увязался за старшим братом в Среднюю Азию на борьбу с басмачами. Непосредственно в боях не участвовал — мальцом считали. Работал слесарем, ремонтировал бронемашины. Позже ему довелось видеть Фрунзе, воевать под командованием Будённого. Врнувшись в Челябинск, стал работать в каменоломнях: бурил, взрывал, разбивал камни двухпудовой кувалдой. Несмотря на небольшой рост, физически он всегда был очень силён. Молодого и энергичного парня руководство приметило сразу и послало его по комсомольской путёвке учиться на курсах по подготовке рабочих во втузы. Затем Иван Иванович три года учился в Свердловском строительном институте. Когда объявили мобилизацию на строительство главного водозаборного сооружения для Челябинского тракторного завода, в списках добровольцев оказался первым. Тк было всегда. Иван Иванович жил по принципу «Если не я, то кто?» И отправлялся работать туда, где были необходимы его знания и жизненная энергия. Он строил серно–кислотный, ферросплавный, лакокрасочный заводы. И всегда, как солдат, по приказу отправлялся на новые стройки — Красногорскую ТЭЦ, Среднеуральскую, Нижнетуринскую, Троицкую, Южноуральскую ГРЭС, сдавал в эксплуатацию Белоярскую атомную станцию. Сам Сталин прислал благодарность за качественное и досрочное выполнение строительно–монтажных работ на уральских электростанциях в адрес строителей, где была вписана и фамилия И. И. Седова. А ещё за сдачу этих объектов в эксплуатацию Иван Иванович был награждён тремя орденами и медалью «За трудовое отличие». Полвека спустя он с волнением рассказывал, как первый орден «Знак Почёта» ему в Кремле вручал всесоюзный староста Михаил Калинин. «Аж вспотел я весь», — смеясь, вспоминал И. И. Седов. ВМиасс Иван Иванович приехал тоже по направлению обкома партии. Было это в июле 1960 года. В то время в машгородке и десятка домов не было, а вокруг шумели берёзовые рощи. В центральной части улица от автозавода заканчивалась на гостинице «Ильмень» и геологоразведочном техникуме. За 17 лет, которые Иван Иванович проработал управляющим треста «Уралавтострой», Миасс неузнаваемо изменился. Здесь было построено и сдано в эксплуатацию без малого 500 тысяч квадратных метров жилья, большое количество детских дошкольных учреждений, школ, дворцы автомобилестроителей и «Прометей», дом культуры «Динамо» гостиница «Нептун», торговый центр, плавательный бассейн в машгородке, универмаг «Миасс» и много–много других социальных объектов. З строительство машгородка с сохранением природного ландшафта группа миасских строителей была удостоена Государственной премии СССР. Стал её лауреатом и И. И. Седов. Ктати, встретили–то Ивана Ивановича в Миассе весьма неадекватно — как–то он, со своим невеликим ростом, не вписывался в привычный портрет маститого управляющего. Но очень скоро и строители, и городские руководители увидели в Седове человека, не только глубоко знающего производство, но и искренне увлечённого своим делом. Он не любил сидеть в кабинете, и его часто видели на стройках — где с утра, где после обеда, а то и поздно вечером, если нужно было убедить людей поработать сверхурочно и своевременно сдать объект в эксплуатацию. Он быстро познакомился с коллективами участков и бригад, многих строителей знал в лицо, а то и по именам. Мог по душам поговорить как с прорабом, так и с плотником, маляром, каменщиком. Выслушав бесхитростный рассказ о житье–бытье, старался помочь решить насущные проблемы. И никогда не забывал о том, что обещал. Иенно это качество позволяло ему в будущем пользоваться особым доверием миасцев — они его постоянно избирали депутатом в городе и области, членом горкома и обкома партии. Потому что знали — его слово верное, и именно он, Седов Иван Иванович, будет достойно представлять на высоком уровне строителей, избирательный округ и город. Пстепенно разрастались, модернизировались цеха предприятий, строились новые. И не только в Миассе. Ведь трест «Уралавтострой» выполнял работы ещё и в Златоусте, Карабаше, Чебаркуле, в сельских районах, где тоже возводились дома, школы, клубы, детские сады. Иан Иванович имел особый дар объединять людей вокруг себя — во имя цели, во имя дела государственной важности. И трест «Уралавтострой» прославился далеко за пределами области. Трудовые достижения И. И. Седова неоднократно отмечались вышестоящими организациями и правительством. Так, за досрочно выполненное задание восьмого пятилетнего плана в 1971 году коллектив треста был награждён орденом Трудового Красного Знамени. А Иван Иванович стал кавалером ордена Ленина. Через пять лет ему вручили орден Октябрьской революции — теперь уже за успешное выполнение плана девятой пятилетки. А сам трест «Уралавтострой» был занесён в областную книгу «Летопись трудовой славы девятой пятилетки». Ве, кто работал с И. И. Седовым, часто общался с ним, отмечали его простоту и душевность, наличие доброго юмора, который зачастую помогал разрядить сложную ситуацию на оперативке. Я помню, как торжественно, с чувством благодарности, отмечалось 80–летие Ивана Ивановича. В многочисленных поздравлениях выражалась искренняя признательность за его трудовой подвиг, за то, что все свои лучшие годы жизни, знания, талант он посвятил людям, с которыми работал плечом к плечу, городу, который вырос в высь и в ширь, став достойным рукотворным памятником великому Строителю.
Тест «Уралавтострой», когда его возглавлял Иван Иванович Седов, внёс большой вклад в реконструкцию нашего завода. Строители возводили все самые крупные корпуса предприятия. В том числе — главный, агрегатного производства, цехов сталелитейного и гидравлики. Вканун ноябрьских праздников 1965 года в городе состоялось открытие Дворца автомобилестроителей. На торжественной церемонии строители вручили символический ключ председателю правления Петру Семёновичу Краму. Большая группа работников нашего завода и строителей была награждена грамотами и подарками. В заключение состоялся концерт творческих коллективов. |
назад |