свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 55 Уральский автомобиль Вторник, 29 мая 2007 г.

Шаги по дороге, ведущей к успеху

   24 мая в конференц–зале старого заводоуправления работал управляющий комитет АЗ «Урал» по развитию новой производственной системы с привлечением руководителей и специалистов предприятий, входящих в дивизионы «Грузовые автомобили» и «Спецтехника» «Группы ГАЗ».

   Вработе управляющего комитета приняли участие директор дивизиона «Грузовые автомобили», генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман, исполнительный директор дивизиона «Спецтехника» Александр Смирнов, управляющий директор ОАО «Брянский арсенал» Михаил Синотин, управляющий директор ЗАО «Челябинские строительно–дорожные машины» Александр Антипов, технический директор ОАО «Тверской экскаватор» Евгений Малиновский, а также топ–менеджеры ОАО «АЗ «Урал», ООО «ТД «УРАЛавто», ОАО «УралАЗ–Энерго», ООО «Социальный комплекс», главные специалисты по развитию производственной системы АЗ «Урал».

   Рбота управляющего комитета АЗ «Урал» началась со вступительного слова председателя — генерального директора АЗ «Урал» Виктора Кормана. Первый руководитель дивизиона «Грузовые автомобили» и градообразующего предприятия Миасса подчеркнул, что сегодня очень важно понять, на каком этапе внедрения «бережливого производства» находятся предприятия двух дивизионов «Группы ГАЗ», а также найти пути для развития и дальнейшего совершенствования новой производственной системы. При этом, отметил Виктор Христофорович, необходимо использовать опыт автозавода «Урал», который начал внедрять у себя «бережливое производство» три года назад и добился приличных успехов в области деятельности кайдзен.

   АЗ «Урал» одним из первых в «Группе ГАЗ» изменил стратегию и тактику в деле развёртывания «бережливого производства». Вместо ранее используемого точечного формирования новой производственной системы в 2007 году начал внедрять управление предприятием посредством потоков создания ценности. Это новая, более глубокая фаза на пути освоения «бережливого производства», которая должна привести к главной цели всей проводимой работы — переходу к управлению бизнес–единицами. Накопив опыт, миасские автомобилестроители теперь сами идут по дороге, ведущей к успеху.

   Заглядывая в завтра

   Вступивший затем директор по развитию производственной системы АЗ «Урал» Григорий Прохоров сообщил о том, как проходил процесс выполнения мероприятий, намеченных в ходе работы предыдущего управляющего комитета, а также рассказал, как выглядит динамика достижения целей на автозаводе «Урал» по дальнейшему развёртыванию «бережливого производства».

   Кначалу 2007 года на автозаводе «Урал» начали действовать четыре открытых проекта по управлению потоками создания ценности — «Автомобиль», «Мосты», «Кабина» и «Платформа». Это сделано в целях реализации утверждённой стратегии развития, дальнейшего совершенствования управления бизнесом, повышения конкурентоспособности, совершенствования эффективности внедрения производственной системы.

   Сзданы пять команд по управлению потоками, назначены лидеры, установлены целевые показатели. Есть также пять команд по выстраиванию работы вытягивающей системы. К 1 января 2008 года на автозаводе «Урал» должны появиться уже не просто проекты, а эффективно работающие потоки создания ценности.

   Вт ещё одна не менее амбициозная цель. В 2007 году предстоит добиться такого показателя: не менее одного кайдзена на одного работающего. Далее. Такой базовый инструмент «бережливого производства», как 5S, должен охватить сто процентов офисных и производственных площадей АЗ «Урал». Пример тому — подразделения производств оснастки и инструмента, заготовительного, служб главного и инструментального обеспечения. Сегодня в стадии действия на автозаводе насчитывается 152 практикума, с начала года завершили работу 62 практикума по различным инструментам «бережливого производства». С июля 2007 года на АЗ «Урал» начнёт работать центр обучения персонала основам новой производственной системы.

   Что в активе у других?

   Длее в ходе работы управляющего комитета АЗ «Урал» по развитию производственной системы прозвучали отчёты о деятельности в области кайдзен на других предприятиях дивизионов «Грузовые автомобили» и «Спецтехника». Состоялись своеобразные небольшие презентации, в которых раскрывалась текущая ситуация по развёртыванию «бережливого производства». С информацией по этому поводу выступили управляющий директор ЗАО «Челябинские строительно–дорожные машины» Александр Антипов, директор по развитию производственной системы ОАО «Брянский арсенал» Олег Кутюмин, заместитель директора по развитию ОАО «ТВЭКС» Борис Данилов, директор по развитию производственной системы ООО «Экскаваторный завод «Ковровец» Сергей Мальцев, директор по развитию производственной системы ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей» Сергей Сосулин.

   И прозвучавших докладов картина вырисовывалась следующая. Сегодня в дивизионах «Грузовые автомобили» и «Спецтехника» нет ни одного предприятия, где бы ничего не знали о сути «бережливого производства». Идёт обучение персонала азам новой производственной системы, проводятся практикумы по инструментам TPS, из которых особое значение уделяется 5S. Во время презентаций нельзя было не заметить одну общую деталь. «Бережливое производство» на вышеназванных предприятиях делает лишь первые шаги. Так, например, на ЗАО «ЧСДМ» до конца года намерены внедрить инструмент 5S на 33–х процентах производственных площадей, ещё меньшую планку намереваются преодолеть в ОАО «Брянский арсенал». Впрочем, гости автозавода «Урал» и не скрывали того, что они приехали в Миасс за опытом, потому что им ещё далеко до пилотных проектов по переходу к управлению производством посредством потока создания ценности. Что ж, гостям мы рады. Всё покажем, обо всём расскажем. Лишь бы общение на пользу шло.

   Что есть, что будет

   Седующим пунктом повестки дня стала презентация стратегии перехода ОАО «АЗ «Урал» на производство продукции путём управления потоками создания ценности, организации вытягивающей системы. О том, как это уже происходит и с какими проблемами приходится сталкиваться, рассказал первый заместитель генерального директора АЗ «Урал» Виктор Кадылкин. 25 февраля 2007 года на АЗ «Урал» был издан приказ о переходе к управлению производством посредством потока создания ценности. Что уже сделано? Определён перечень потоков. Построена карта текущего состояния. Разработана и прошла защиту ещё одна карта — будущего состояния потока. Состоялось её обсуждение с руководителями подразделений завода. Созданы пять команд для организации супермаркетов в производствах: агрегатном, заготовительном, гибких технологий, прессовом и окрасочном. Расширены рамки основного потока. Если раньше он начинался с закладки автомобиля на главной сборочной ленте, то теперь — с закладки рам. Произошли изменения и в окончании основного потока сборки автомобилей. Теперь он заканчивается не на ленте главного конвейера, а передачей собранного автомобиля в Торговый дом «УРАЛавто». Разработано положение о супермаркетах и потоках с указанием комплекса работ по их организации и управлению.

   А что такое супермаркет и для чего он служит? Эта сущность нужна для того, чтобы обеспечивать ритмичную работу потоков. Первый супермаркет возник в заготовительном производстве. Для того чтобы без запинок работали потоки, они должны быть обеспечены не единичными изделиями, а целыми партиями комплектующих. Как же работают супермаркеты и команды по организации вытягивающей системы в цехах завода? Получить ответ на этот вопрос, а также всё увидеть своими глазами участники заседания управляющего комитета имели возможность сразу после того, как была исчерпана повестка работы в конференц–зале старого заводоуправления.

   Там, где создаётся ценность

   Автозавод «Урал» первым в «Группе АЗ» начал осваивать четвёртую фазу «бережливого производства», которая обозначена в карте стратегии как «изменение результатов». И участникам работы управляющего комитета выпала возможность убедиться в этом, побывав на гемба, там, где создаётся ценность.

   Првая остановка — моторный цех производства автокомпонентов. Здесь на неосвобождённой основе работает команда созданного потока «Сборка тяги». Управляющий производством Николай Завьялов, встретив участников работы управляющего комитета на входе в цех, провёл затем всех к рабочим местам. Проект по созданию потока на этом участке создан для того, чтобы объединить сборку тяг, рычагов, цилиндров, кронштейнов на одном участке. Среди главных целей проекта — увеличение производительности труда за счёт сокращения перемещений операторов и своевременное выполнение заказа. Следующий пункт маршрута — экспедиционный склад моторного цеха. Здесь действует проект по организации вытягивающей системы в производстве автокомпонентов. Цели проекта просты и понятны. Ликвидировать простои у потребителей по вине производства. Научиться управлять производством на основе вытягивающей системы без составления графиков. Сократить время выполнения заказа. Думается, что специалисты предприятий, входящих в дивизионы «Грузовые автомобили» и «Спецтехника», немало полезной информации почерпнули для себя, побывав на участке стальных угольников, где прошли практикумы по инструментам 5S и TPM, позволившие улучшить условия труда операторов, культуру производства.

   Гавный корпус завода, автосборочное производство. Здесь 2 мая приступила к работе команда потока «Автомобиль», которую возглавляет лидер проекта, заместитель директора по РПС Анатолий Феськов. Проект взял старт для того, чтобы сбалансировать поток работы по плану «жёсткой закладки» под такт выпуска автомобилей — 728 секунд. С начала мая главный конвейер работает в две смены, каждые сутки на ленте собирают по 70 «Уралов». Вот главные цели организации потока. Снижение на пятьдесят процентов потерь, связанных с простоями главного конвейера и линии клёпки рам. Создание системы непрерывного улучшения и управления потоком. Организация на потоке «Автомобиль» вытягивающей системы поставок.

   Н завершающем этапе посещения АСП участники работы управляющего комитета побывали в комнате, где каждое утро проходят короткие оперативные совещания, познакомились с работой центрального пульта завода, первого участка главного конвейера и трубочного участка, где нашли применение все известные на АЗ «Урал» инструменты «бережливого производства».

   Четыре интервью по сути перемен

   Сазу после того, как была исчерпана повестка очередного управляющего комитета АЗ «Урал», корреспондент «Уральского автомобиля» обратился к нескольким его участникам с просьбой поделиться своими впечатлениями.

   Виктор Корман, директор дивизиона «Грузовые автомобили», генеральный директор АЗ «Урал»:

   — Сегодня прошёл несколько необычный управляющий комитет. К работе были привлечены руководители предприятий двух дивизионов. Проведён анализ ситуаций по внедрению «бережливого производства» на предприятиях, входящих в дивизионы «Грузовые автомобили» и «Спецтехника». В качестве базового предприятия был выбран автозавод «Урал», где многие процессы являются передовыми. Сегодня прошла демонстрация перехода всего предприятия на новый метод управления — потоками создания ценности. На других предприятиях, руководители которых присутствуют здесь, пока идёт преодоление этапов, которые «Урал» прошёл ещё два года назад. Поэтому основная задача управляющего комитета — сформулировать новые цели по развёртыванию производственной системы на предприятиях с учётом рыночной стратегии. Ведь главная задача любого бизнеса состоит в увеличении объёмов продаж продукта, роста его потребительских качеств, обеспечении увеличения доли рынка. Успех на рынке может прийти только тогда, когда проводится работа по снижению затрат, улучшению организации производства и переходу на новые формы и методы «бережливого производства».

   Дмаю, что во время управляющего комитета прошёл полезный обмен опытом. Его участники увидели, какие изменения произошли на гемба автозавода «Урал». В 2007 году поставлена такая задача: АЗ «Урал» должен стопроцентно соответствовать системе 5S. Автозавод «Урал» является динамично развивающимся предприятием, составляет основу дивизиона «Грузовые автомобили». С начала года АЗ «Урал» обеспечил рост объёмов производства и продаж на 60 процентов без существенного увеличения численности персонала, в основном за счёт роста производительности. Это большой успех. И его могло не быть, если бы на предприятии не исповедовали философию «бережливого производства», не занимались развёртыванием производственной системы. Предприятиям «Группы ГАЗ» есть чему поучиться у автозавода «Урал».

   Евгений Малиновский, технический директор ОАО «ТВЭКС»:

   — Впечатления мои от посещения автозавода «Урал» только самые положительные. Последний раз бывал здесь в 2005 году, поэтому имею возможность сравнивать то, что было тогда, с тем, что есть сегодня. Видна позитивная динамика развития. И не только по сборочному конвейеру, но и по механическим переделам. Словом, есть с чего брать пример. Наши специалисты уже не раз приезжали за опытом на автозавод «Урал». Например, после поездок в Миасс мы сумели в январе 2007 года запустить у себя сборочный конвейер, которого раньше не было. Также начали внедрять инструмент 5S.

   Александр Антипов, управляющий директор ЗАО «ЧСДМ»:

   — Автозавод «Урал» — одно из базовых предприятий в «Группе ГАЗ» по внедрению новой производственной системы. Здесь периодически проводятся управляющие комитеты, поэтому бываю в Миассе часто. Видна динамика развития, отрадно, что снижен такт производства машин, сокращаются затраты. Я всегда приезжаю на автозавод «Урал» для того, чтобы учиться. А полученные знания затем использую при внедрении производственной системы в «Челябинских строительно–дорожных машинах». Правда, мы пока находимся только в самом начале развёртывания «бережливого производства». Основной инструмент, который внедряется на «ЧСДМ», — 5S.

   Нм ещё далеко до таких вещей, как «жёсткая закладка» на конвейере или вытягивающая система. Видно, что на «Урале» операторы поняли суть «бережливого производства», имеют необходимые знания. Наше предприятие только начинает обучение персонала. Понравилось, как работают на АЗ «Урал» супермаркеты. Дело в том, что для всех предприятий весьма актуальна проблема сверхнормативных запасов. И в этом направлении есть чему поучиться у автозавода «Урал». Вытягивающая система, сопровождаемая информационным потоком. Это просто здорово, когда в одной команде работают специалисты информационных технологий и дирекции по развитию производственной системы.

   Михаил Синотин, управляющий директор ОАО «Брянский арсенал»:

   — На автозаводе «Урал» я был в прошлом году. Могу сказать, что миасские автомобилестроители в деле освоения «бережливого производства» продвинулись ещё дальше. Новая производственная система реально работает. Это видно. И есть чему поучиться. Особенно меня заинтриговала система управления потоками создания ценности.

   


Владимир ЗУБКОВM



назад


Яндекс.Метрика