свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 33 Уральский автомобиль Вторник, 3 апреля 2007 г.

Снежные ноты белого вальса

   …И спускаемся вниз с покоренных вершин,

   Отавляя в горах своё сердце...

   В ВЫСОЦКИЙ.

   Походы выходного дня — добрая традиция работников дирекции по развитию ОАО «АЗ «Урал»

   «Полный отрыв–07»

   Иенно такое название, по мнению участников нашего похода, наиболее полно соответствует той атмосфере и духу, которые царили на маршруте. «Полный отрыв–07» — симбиоз точного расчёта, здорового авантюризма, сплочённости и большого желания группы пройти маршрут. И, несомненно, огромного везения. Так классно, на грани фола, в сжатые сроки редко удаётся отработать маршрут со многими неизвестными!

   Иея посетить живописнейшие места, граничащие с Южно–Уральским государственным природным заповедником, родилась у наших туристов осенью 2006 года под ласковыми лучами заходящего солнца на вершинах хребта Кумардак (пять вершин с высотами 1200–1360 метров). Участники того памятного похода были поражены и околдованы мощью и красотой горных хребтов этого района Южного Урала. В те ясные сентябрьские дни все они были, как на ладони, видимость отличная — горная страна как бы приглашала нас в гости для более близкого знакомства. Однако район очень сложный для пешего туризма: большие перепады высот, много болот, каменных рек, дикий лес с полным отсутствием троп и просек. Поэтому в сентябре был только Кумардак… Но появилась идея вернуться сюда ранней весной.

   Зповедник расположен на территории Белорецкого района Республики Башкортостан и Катав–Ивановского района Челябинской области, на западном макросклоне башкирской части Урал–Тау, в виде двух горных цепей, которые ориентированы с северо–востока на юго–запад. В первую группу входят хребты Белягуш, Нары, Зигальга высотой до

   1000 м. Восточнее размещается вторая большая группа хребтов и гор высотой до 1600 м и более: Бакты, Машак, Большой Ямантау. Высочайшая вершина последней поднимается на 1646 м.

   Зповедник представляет собой гигантский аккумулятор воды для ряда регионов. Здесь берёт начало множество рек и речушек — Тюльма, Большой и Малый Катав, Большой и Малый Инзер, Юрюзань, Байгаза, Хакат–каза, Кушьелга, Кайлыш, Кузьелга, Реветь и другие. Настоящими хранителями воды являются болотистые ландшафты. Самое большое болото — Сычинское — имеет площадь 750 га. Находящиеся рядом болота Моховое и Колпацкие имеют меньшую площадь. Это очень примечательные «висячие» болота. Угол падения их достигает 10–15 градусов, что не совсем традиционно для такого природного образования. Вода в них находится в медленном движении. Сток воды замедляется обильно растущими здесь мхами, осоками и кустарниками (преимущественно разными видами ивы).

   Зповедник создан для охраны горно–таёжных экосистем Южного Урала во всём их разнообразии. Благодаря наибольшим абсолютным высотам в этом районе Урала здесь представлены экосистемы от горно–таёжных пихтово–еловых лесов до горных тундр. Площадь заповедника — 252824 га.

   Готовимся к походу

   Првый организационный сбор инициативной группы установил правила игры для предстоящего мероприятия. Официально был выбран и назначен руководитель похода — Евгений Шумский. Он не раз участвовал в походах разных категорий сложности, причём неоднократно в качест-ве руководителя. Ему и предстояло досконально проработать маршрут, составить полный перечень снаряжения, проверить степень подготовки участников к многодневному лыжному походу, окончательно определиться со сроками проведения и составом участников. Подготовка началась с первым снегом. Поскольку поход планировался как лыжный, пришлось серьёзно заняться подготовкой личного снаряжения и лыж. И не просто лыж, а лыж «лесных», «бескитов», «охотничьих». Но если они найдены без особых проблем, то купить туристические крепления, на которых не страшно отойти от дома на несколько дней, оказалось непросто.

   Вянваре был проведён тренировочный двухдневный поход с восхождением на гору Ицыл. Проверка снаряжения показала, что кое над чем необходимо поработать. Порадовала палатка — 11 человек ночевали вполне в комфортных условиях: ноги вытянуты, лежишь, как минимум на боку, температура — плюсовая. Печь не дымит, а греет, жаль, что слишком прожорлива. Объём котлов — сколько не измеряй, больше не становится, всё как обычно. Ремкомплект для лыж был подвергнут ревизии и проверке в полевых условиях. Оптимизация комплектности зимнего варианта аптечки плюс написание инструкции по её использованию — тоже шажок в плане подготовки к «Полному отрыву». Самое же главное — каждый участник трезво оценил свою физическую форму, свою лыжную подготовку, проверил индивидуальное снаряжение. В итоге, после тренировочного похода в основной состав группы попали не все желающие.

   Соки похода утверждены: с 7 по 12 марта. Раскладка продуктов сделана на пять с половиной дней, после их закупки (гора! кто их понесёт?) начинаешь понимать: предстоящее мероприятие достаточно серьёзно. Пожалуй, походом выходного дня уже и не назовёшь. Тем лучше, тем больше будет впечатлений — пять–шесть дней в тайге, один на один с дикой природой и с собой! В последние выходные дни для окончательной проверки готовности группы был сделан контрольный выход. На самых крутых склонах Ильменского хребта мы полдня под неусыпным взглядом Василия Заушицына (как выяснится позже, именно он поведёт группу, так как в последние дни у Евгения Шумского «не сложится» и он не сможет принять участие в походе, для удачного завершения которого так много сделал) отрабатывали «серпантин» на лыжах: вверх–вниз, вверх–вниз, и всё это — по снежной целине. Со стороны тренировка выглядела как минимум странной, но именно она, как оказалось впоследствии, помогла нам выжить в облаках при шквалистом ветре на «стальных» склонах самой высокой горы Южного Урала.

   9 марта. Третий день на маршруте

   Потивно звенит будильник в телефоне. Где я? Точно — не дома. Чья это голова? Это не моя, моя — на месте, причём с фонарём. При свете фонаря выясняется, что я в палатке, и не один, а в тёплой компании 12 человек. Вспомнил всё — я на «отдыхе», в походе выходного дня, уже третьего дня. Ужас, опять подъём, и как всегда в 6.00. Где же этот телефон, чтоб у него АКБ замёрзли!

   Н этом негативная часть мыслей закончилась, дальше только позитив. Всё классно. Главное — мы идём строго по графику уже два дня. Позади много километров снежной целины и хребет Инзерские Зубчатки (1160 м). А погода просто как по заказу — днём не жарко, ночью не холодно, снег уже слежался, «тропить» нормально, подлипа (налипания снега на лыжи) пока нет даже на солнцепёке.

   Быстро выползаю из спальника, как могу быстро одеваюсь — за бортом (за стенкой палатки) градусов 12–15 с минусом. Сообщаю остальным, делающим вид, что они досматривают сны, радостную весть — место для одевания освободилось. Мы с Василием сегодня ответственные за воду. Снега кругом… много. Но сегодня наш лагерь раскинулся на берегах реки Большой Инзер, а вчера вечером нам удалось найти промоину и добраться до проточной воды. Правда, пока добирались, пополоскали в речке лыжи, хорошо, что не ноги вместе с ботинками. Промоина оказалась очень коварной: при наборе воды метровый слой снега мгновенно ушёл в воду, если бы не лыжи и помощь друга, без купания бы не обошлось. Поэтому, чтобы не искушать судьбу, за водой отправились уже проверенные «водяные» люди. Пока мы разбивали лёд в проруби и набирали воду, народ повыползал из палатки… Уже весело трещит костёр, суетятся дежурные по кухне, кто свободен — укладывают рюкзаки: спальники, коврики, печь (!), труба печная (!), палатка, топоры, пила, котлы…

   Вда в отличие от снега закипает мгновенно, раздаётся команда заполнить чаем все термосы — это наш скрытый резерв времени: на обеде не нужно возиться с костром. Становится светлее, фонари можно упаковывать. Главное, не забыть вынуть АКБ и разложить их по тёплым местам. В этом кармане фотопленка и фото–АКБ, здесь — телефон, здесь — как раз место для АКБ фонаря. Фотоаппарат (и видеокамера) тоже в тепле — греются на груди и днём, и ночью. Дежурные приглашают на завтрак. Аппетит уже вполне проснулся. Хорошо, что добавки — без ограничений.

   Звтрак закончился. Объявляется готовность 15 минут. Восьми утра ещё нет, мы просто молодцы. Сразу после начала движения начинаем набирать высоту. Через 20–30 минут остановка. Рюкзак так хорошо согрел, что всё лишнее — под клапан рюкзака.

   Чрез час пути нам в очередной раз улыбнулась удача — вышли на старую, но всё же вполне приличную лыжню. Она идёт в «правильном» направлении. Наша задача — выйти к подножью «Плохой горы» траверсом с ближнего хребта, исключая ненужные спуски и подъёмы. Так мы сохраним силы и сэкономим время. Пока всё получается, и лыжня проложена кем–то как по нашему заказу. Скорость движения группы, как на лыжной прогулке, вот что значит, не нужно «тропить»! Одно огорчает — вершина начинает прятаться в облака.

   Кобеду (!) группа скатилась в район предполагаемой ночёвки. Вечный вопрос: что делать? По–хорошему — нужно идти к подножью горы, ставить лагерь, а завтра — на штурм. Это по–хорошему. А что думает оптимист? Так, осталось по прямой каких–то пять–шесть километров. Лыжня старая, но есть. Наверняка, идёт по нашему маршруту, куда ей ещё здесь можно идти? А погода портится! Завтра может быть снегопад с нулевой видимостью, что тогда? Облачность всё ниже и ниже. Вот если сбросить рюкзаки и рвануть налегке…

   Рководитель похода, всё взвесив, решает продолжить движение вперёд и подбирать место для лагеря. Немного погодя выходим на место стоянки предыдущей группы. Всё, встаём — подкупил ковёр под палатку из еловых веток. Команда — утеплиться и подготовить штурмовые рюкзаки (три штуки) — упала на подготовленную почву. Лично я с явным удовольствием выложил из рюкзака палатку, личные вещи, часть продуктов. После доукомплектования в моём штурмовом рюкзаке остался минимальный набор: обед, аптечка, ремкомплект, топор и наш флаг, который в последние годы уже, как талисман, постоянно участвует во всех восхождениях. Седьмое чувство, несмотря на полдень, настоятельно подсказывало взять с собой и фонари, и хорошо, что мы прислушались к нему.

   Использовать свой шанс

   Подолжение путешествия не предполагало появления особых трудностей. Группа с удвоенной энергией, даже не вспоминая про волшебные слова «привал» и «обед», вцепилась в лыжню: все понимали, что сегодня удача с нами, главное — использовать свой шанс и подняться на вершину уже сегодня. После обеда — первая неприятность. Выясняется, что лыжня нас вывела всё–таки на склон соседней горы и развернулась обратно. Что делать? Возвращаться нет смысла, времени уже в обрез. После уточнения местоположения решаем идти по склону к подножью «нашей» горы. Решение несколько рискованное, так как на этой высоте местами очень жёсткий наст, лыжи без металлической окантовки не держат, а на одних палках далеко не уйдёшь. Последствия падения вообще могут быть плачевными — если сразу не затормозишься («заколешься»), то ближайшая остановка — метров через 200–400, как повезёт. Поэтому по склону передвигаемся медленно и осторожно. Подлый порывистый ветер не только нагло забирается под одежду, но и старается опрокинуть нас на ослепительно белый, но отнюдь не гостеприимный склон.

   Снабором высоты ухудшается погода. Туман становится всё плотнее, снег идёт всё гуще, ветер дует всё злее. Позёмка вмиг заметает наши следы. К подножью горы подходим, сняв лыжи и топая, как на параде, для лучшего сцепления с настом. Капюшоны плохо спасают от секущих кристалликов воды (снегом не назовёшь). Какова здесь глубина снежного покрова? Пейзаж вокруг нереальный. Подножье горы как бы вылизано гигантским языком, снег уже не белый, а синий со стальным отливом. Видимость все хуже и хуже, причём плотность облака, в которое нас занесло, постоянно меняется. Видимо, оно садится на гору все основательнее.

    Итак, что мы имеем? Время — 15.30. Это плюс. Световой день заканчивается где–то в 19.00. Это минус. Погода ни к чёрту — это минус. До вершины всего 350 метров по вертикали — и плюс, и минус. Правда, нет ориентиров, видимость менее 50 метров здесь и сейчас, сколько же будет минут через 30 и выше на 100 метров? — два минуса. Следы заметает хорошо, даже слишком — точно минус. У JPS в самый неподходящий момент замерзли батарейки — тоже минус. Итого, минусов больше. Это нехорошо, но… завтра погода может быть ещё хуже, и не факт что мы сможем добраться даже до этой точки. Имеется, правда, ещё плюс, плюсище — есть сплочённая группа, есть огромное желание, есть опыт нахождения единственно правильного решения в подобных ситуациях, есть удача, которая сегодня с нами!

   Восхождение

   Иак, принято решение — идём на восхождение, но с ограничением по времени: подъём до 17–00, затем — вниз. Не повезёт — придётся сделать вторую попытку завтра.

   Лжи, одиноко стоящие частоколом внизу, быстро исчезают в молочной пелене. Идём плотной группой, делая редкие остановки. Ноги становятся тяжелее, движения рук с палками замедляются, быстро сбивается дыхание. Мы поднимаемся всё выше и выше. Неожиданно, сами по себе, вспоминаются слова

   В Высоцкого: «Что–то воздуха мне мало, ветер пью, туман глотаю, чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю…» — это всё про нас.

   Ии вот ещё того же автора:

   «Ну вот, исчезла дрожь в руках,

   теперь наверх.

   Н вот, сорвался в пропасть страх

   на век, на век.

   Дя остановки нет причин, иду скользя.

   Ив мире нет таких вершин,

   что взять нельзя!..»

   Эо тоже про нас. Предательски быстро бежит минутная стрелка. Вот–вот 17–00. А из пелены тумана всё выплывают и выплывают запорошенные снегом каменные глыбы. Надеешься — вот эта последняя, но нет. Неужели сегодня мы не успеем выйти на вершину — огромное плато с великолепным видом на окружающие горы (в хорошую погоду)? Но вот впереди идущие дико замахали руками, что–то закричали и, хотя сквозь свист ветра всё равно ничего не слышно, все поняли — самая высокая точка Южного Урала вот–вот будет под нашими ногами. Последнее усилие. Ура! 1640 метров.

   А теперь — спуск

   …Ветер яростно пытается в клочья порвать наш флаг. Под его порывами быстро фотографируемся на память. Задерживаться на вершине нет ни смысла, ни времени, ни желания. Спускаться легче, но расслабляться нельзя, иногда среди камней и снега встречаются глубокие расщелины. Можно неожиданно ухнуть по пояс и глубже.

   Оно из самых острых ощущений мы пережили после спуска к подножью — выяснилось, что местный «снежный человек» украл все наши лыжи, так как мы не заплатили за парковку. Так ведь никто не предупредил. Хорошо поразмыслив, мы решили, что столько снаряжения похититель далеко унести не успел, поэтому вытянувшись в цепь и зацепившись за склон, мы устроили настоящую облаву. Злоумышленника, правда, не поймали и даже не сфотографировали, но свой скарб нашли — к всеобщей радости.

   Уочнив местонахождение группы, руководитель разрабатывает оптимальный и безопасный маршрут спуска с небес на землю. Настроение отличное. Сейчас сбросим высоту, выскочим из облаков, уйдём от ветра и останется дел–то найти лагерь где–то вот в этом квадрате. Так оно всё и получилось — через 30–40 минут фрирайда вышли на свою лыжню. Достали и включили фонарики и пошли в лагерь. Всё просто.

   Влагере всё, как всегда: кто пилит, кто носит, кто ставит, кто топит, кто варит,.. кто смотрит. Все 12 человек при деле. Ужин сегодня немного запоздал, но зато был особенно вкусным. А после ужина (переели, что ли?) некоторые не только умылись, но и вымыли ноги! В сугробе! В палатке стало совсем тепло, да и время, подходящее для отбоя. Но у костра не кончаются весёлые шутки о прошедшем дне, красочные рассказы о былых походах и душевные песни под гитару (небольшая неточность — песни под гитару были в палатке).

   Уе в спальнике в полночь понимаешь, что сегодня нам жутко везёт, прямо с 6.00, с противного звонка будильника. То есть 18 часов непрерывного везенья. А если учесть, что последняя команда была «отбой», то везенье продолжится ещё шесть часов. В сумме получится 24 часа везенья! Здорово! Глаза слипаются, последнее на сегодня — строчки из нашей песни:

   Искроется солнце за дальнею елью,

   Ивечер вернётся в обнимку с метелью.

   Иснежные ноты их белого вальса

   Впалатке далёкой кому–то приснятся.

   ...Приснятся мне…Всё…

   


С. БИЖОВ,

   начальник КБ прочности ЭИП, участник похода.



назад


Яндекс.Метрика