свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 15 Уральский автомобиль Четверг, 15 февраля 2007 г.

Был и другой автомеханический — вечерний

   Вянваре свой 65–летний юбилей отметил Миасский автомеханический техникум. Радостно, что техникум живёт полной жизнью, молодеет, что так много выпускников и гостей пришли на юбилейный вечер, который состоялся во Дворце автомобилестроителей. Но грустно, что во время праздничных торжеств ни разу не вспомнили о техникуме вечернем, который 18 лет работал параллельно с дневным и принял в свои кабинеты, с любовью оснащённые «вечерниками», студентов дневного отделения. За время существования вечернего техникума (1968–1986 годы) было подготовлено около пяти тысяч специалистов.

   Тхникум возглавлял Анатолий Тимофеевич Жидков — талантливый педагог и администратор. Заместителем был Михаил Иванович Беседин. К сожалению, в то время, когда я пришла, в техникуме уже не работали Нина Петровна Собанская — блестящий преподаватель технической механики, Людмила Александровна Полетаева — преподаватель электротехники, на уроки которой учащиеся шли как на праздник. Но преподавали Галина Игнатьевна Наумова, Людмила Павловна Трифонова, Татьяна Борисовна Ильина, Надежда Петровна Лазарева. Те, кто вошёл в команду Жидкова, когда создавался вечерний техникум.

   Ндежда Петровна Лазарева вспоминает, с какой любовью и старанием обживали они свой новый дом. И сейчас библиотека техникума расположена там, где долгие годы хозяйкой была она. В уютном читальном зале проходили самые значимые для техникума мероприятия: защита дипломов, поздравления юбиляров. В книгохранилище всегда царил идеальный порядок. Кроме того, Надежда Петровна была главным цветоводом. Рекреации были заполнены цветами. Во время субботников территория вокруг здания техникума облагораживалась, высаживались кустарники, цветы. Два могучих дерева у крыльца — дуб и клён — появились в первый год существования МВАТ. Очень хочется, чтобы сегодняшние студенты и преподаватели, любуясь этими красивыми деревьями, иногда вспоминали о тех, кто их посадил.

   Длгое время МВАТ являлся главной кузницей кадров среднего руководящего звена автозавода. Предприятие помогало во всём. Многие специалисты завода были преподавателями–совместителями, руководителями дипломных проектов. Инструментальная служба не отказывала в оснащении инструментом, который использовался в качестве наглядных пособий. Реальное дипломное проектирование, направленное на оснащение кабинетов, осуществлялось благодаря теснейшей связи с заводом.

   Гды работы в техникуме, с 1979–го по 1897–й, вспоминаю как самые замечательные. Весь преподавательский коллектив работал самозабвенно. Каждый стремился оформить свой кабинет как можно интереснее. В этом нас всегда поддерживал директор. Анатолий Тимофеевич был очень требователен к качеству обучения, постоянно работали цикловые комиссии. Методические разработки, оснащение кабинетов наглядными пособиями, посещение семинаров — всё это входило в наши обязанности. Работать было трудно, но интересно. В те годы оснащению кабинетов придавали огромное значение. Особенно меня поразил кабинет электротехники, хозяйкой его в то время была Галина Николаевна Рогова. На стене — карта «Электрификация страны», сверкающая огнями, макет подстанции. Ребята в её кабинет шли с радостью. Поражали воображение кабинеты станков и технологии металлов. Все они создавались руками студентов–вечерников под руководством преподавателей. Особенно много сил — душевных и физических — затратил на создание этих кабинетов Юрий Александрович Зеленов.

   Пистине уникальным был кабинет автомобилей, оформленный Александром Васильевичем Беляевым. В кабинете резания, которым тогда командовала Татьяна Борисовна Ильина, было всё для того, чтобы объяснять как и чем можно обрабатывать детали машин. Здесь были оборудованы электрифицированные стенды, дающие представление об основных элементах режущих инструментов. Кроме этого, была масса режущего инструмента — тоже заслуга преподавателя и студентов–вечерников. Великолепны были кабинеты черчения, заведовали которыми Евгения Ивановна Михеева и Ольга Григорьевна Мурашова.

   С1981 года я стала преподавать «Технологию машиностроения». До меня этот предмет вёл Михаил Петрович Зуев, опытный технолог из агрегатного цеха. Он работал по совместительству. Руководству техникума, естественно, хотелось иметь собственного преподавателя. И этот сложнейший предмет доверили вести мне. Если бы в то время я знала, что ждёт меня! Сколько раз я потом вспоминала механику! Я благодарна Михаилу Петровичу за то, что он ни разу не отказался помочь мне, я считаю его своим учителем. Он первым начал оснащать наглядными пособиями кабинет технологии машиностроения. Техникуму нужны были такие пособия, чтобы учить студентов, объясняя материал не только с помощью доски и мела. В те годы на все просьбы техникума откликалось и руководство заводских служб. Предприятию были необходимы грамотные кадры. Качеству обучения руководство завода придавало большое значение.

   Суденты–вечерники помогали с оснащением кабинетов, как правило, во время дипломного и курсового проектирования. В реальном дипломном проекте был выполнен макет участка цеха механической обработки шлицевого вала. Все станки и транспортёр изготовлены в масштабе 1:16. Кропотливо и аккуратно выполняли эту работу дипломники Вадим Иващенко — «комбат», так звали его ребята, Люба Бентеш, Александр Шляпин. В. Иващенко позднее стал работать старшим мастером в агрегатном цехе. А. Шляпин окончил институт, преподавал, сейчас его портрет — на заводской Аллее почёта, он начальник цеха сборки фургонов ПСТ.

   Дя удобства работы преподавателя в 1982–1983 годах с помощью учащихся–вечерников, работающих в модельном цехе, были изготовлены деревянные модели деталей автомобиля — ступицы колеса, коленчатого вала, картера коробки отбора мощности, несколько шлицевых валов, конической и цилиндрической шестерён. Все эти модели постоянно использовались на занятиях по изучению основных разделов техмаша. Мы могли похвастаться действующей моделью станка ИР–500. Это обрабатывающий центр, каких в то время ещё и на заводе не было. Модель эту под руководством Виктора Васильевича Старостина изготовила группа дипломников вечернего техникума Павел Рыкалин, Борис Воробьёв, Александр Синицын, Игорь Новиков. В. Старостин в то время был начальником бюро робототехники на заводе. В 1986 году стоял вопрос, не отправить ли эту модель на ВДНХ. К сожалению, и туда не отправили, и здесь разорили. В 1996 году, уже в бытность дневного техникума, модель отвезли на завод ремонтировать и забыли о ней.

   Пследняя работа дипломников из моей группы N№ 106 — это стенд «Гибкое автоматизированное производство», изготовленный братьями Малкиными, Сперанским и другими. На стенде были смонтированы бегущие огни, наглядно демонстрирующие, как осуществляется процесс обработки деталей в гибком автоматизированном производстве. Кроме этого силами студентов–вечерников была сделана гидростанция для демонстрации работы станочных приспособлений.

   В1986 году кабинет технологии машиностроения был оснащён наглядными пособиями практически по всем разделам предмета. Этой теме даже был посвящён доклад на семинаре преподавателей спецдисциплин в Набережных Челнах.

   Ндеюсь, что сегодня в техникуме не забывают, как много было сделано их предшественниками, которые отдавали своему делу много душевных сил. Позже я работала и в дневном техникуме — с учащимися другого возраста, других возможностей. Многие из них были детьми учившихся здесь вечерников. И так приятно было видеть, как бережно они относятся к тем вещам, которые сделаны руками их родителей. Я считаю, ребятам надо чаще рассказывать об истории появления этих наглядных пособий в техникуме.

   Ив заключение хочется сказать следующее: уже более сорока лет в автотехникуме трудится литератор Людмила Павловна Трифонова, которая пришла туда совсем юной. Восемнадцать лет из них она проработала в вечернем техникуме. И сейчас, являясь представителем МВАТ в МАМТ, она поддерживает связь с нами — бывшими преподавателями–вечерниками, руководит советом ветеранов в МАМТе. За что ей большое спасибо.

   


Т. НОВОЖИЛОВА,

   бывший преподаватель спецдисциплин МВАТ и МАМТ.



назад


Яндекс.Метрика