свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 40 Уральский автомобиль Суббота, 13 апреля 2002 г.

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ / ПЯТЬ ЛЕТ РАБОТЫ. И ВОСПОМИНАНИЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

   

   Нм не дано предугадать, где и как отзовется наше слово...

   Вжизнь Любови Сергеевны Подшиваловой (на снимке — в нижнем ряду вторая слева) «Уральский автомобиль» вошел стремительно, и все благодаря стечению обстоятельств.

   Итернат, в котором работала воспитателем студентка пединститута, был закрыт и расформирован. Десятки педагогов встали перед нелегким выбором: где трудоустроиться? Это сейчас в школах недокомплект, а в середине 60-х найти себе работу учитель подчас не мог. Случались в жизни вчерашних «держателей указок» и совсем крутые перемены: считалось незазорным пойти, например, в литейку.

   Лбовь Подшивалова тоже оказалась на заводе, но в административно-хозяйственном отделе, где пришлось восстанавить чуть забытые навыки машинистки (до поступления в интернат имелся небольшой опыт работы, сразу после школы). Долго печатать казенные документы не пришлось. Потребовалась машинистка в «Уральском автомобиле», и вскоре Любовь влилась в редакционный коллектив.

   Преход из машинисток в литературные сотрудники (так в то время назывались журналисты) произошел быстро. Желание не только набирать статьи других, но и попробовать самой что-нибудь написать возникло как-то само собой. Попробовала — получилось. И понравилось.

   Чо это за время было (вторая половина 60-х) для Уральского автозавода — долго объяснять не нужно. Только что начался серийный выпуск трехосного «Урала-375». Объемы производства после реконструкции конвейера упали, и все силы были брошены на то, чтобы наверстать упущенное. Газета, естественно, тоже оказалась в водовороте этих событий.

   Кк вспоминает Любовь Сергеевна, жизнь на УралАЗе бурлила, и литсотрудники «Уральского автомобиля» на месте не сидели. В эти годы газета получила новое, более просторное помещение (в нынешнем здании старого заводоуправления, но только не наверху, как сейчас, а внизу), но обживать его времени не было. Газета вдвое увеличила объем, и, чтоб его заполнить, приходилось много бегать.

   Рспорядок дня простой: пятиминутка у редактора, Григория Ивановича Вершинина («умного, тактичного и эрудированного», — так говорит о нем Любовь Сергеевна), а дальше — вперед, по цехам, которые были четко распределены между журналистами. В ведении Любови Подшиваловой были ЦОП-3, МСП-2, мотор, электротехнический цех и цех нестандартного оборудования.

   Поблем с поисками материала не было. «Свой» журналист в цехе — это почти как кинозвезда. Проходу ему не давали, все — от рабочего до начальника останавливали и считали за правило делиться самой разнообразной информацией. Причем, без всякого принуждения, что называется, по зову души. «Не раз так было, — вспоминает Любовь Сергеевна, — пойдешь по одному поводу, а возвращаешься в редакцию с массой новостей, полученных впридачу».

   Сазать однозначно, будто писали тогда только о хорошем, нельзя. Недостатки (в известных, конечно, пределах) тоже освещались, но исключительно ради их искоренения. Если уж газета выдала какой-то негатив, то в скором времени это явление должно было исчезнуть. Последнее слово в вопросе, выдавать или нет какой-либо материал, оставалось за цензором. Сидел он в типографии, имел под рукой массу циркуляров, в которых все было расписано.

   Н редактор, ни корреспонденты порой не знали, что можно, а что нельзя. Как-то раз подготовили информацию об Атлянской колонии, но в печать она не прошла. Малолетние преступники были, о существовании детской «зоны» все знали, но писать об этом не разрешалось. Выбрасывали «запретные» строчки у всех, вплоть до редактора, но при этом не наказывали. «Наказанием» являлось уже то, что приходилось заново перебирать текст.

   Навились такие порядки или нет, но их принимали как данность. За полвека Советской власти выросло не одно поколение людей, которые другой жизни не знали. А о той, что была, и сегодня, по словам Любови Сергеевны, можно вспоминать с удовольствием. Например, о субботниках. Можно сколько угодно думать и говорить о том, что это труд подневольный. Да только в памяти очевидцев субботники остались как праздник труда свободного. Пусть и тяжелого.

   Онажды сотрудники газеты участвовали в разборе эстакад на территории бывшего отдела сбыта (это в начале нынешней улицы 8 Июля). «Выкорчевывать» из грязи и мазута булыжники — работа не для слабых и тем более не для женщин. Но никто не отлынивал. Лозунг «Украшая город, мы украшаем и свою жизнь» по тем временам — совсем не пустой звук. И вообще, считает Любовь Сергеевна, раньше на работу действительно шли как на праздник. Идешь по заводу — из репродукторов разносится музыка, пока доберешься до цеха — вдоволь наслушаешься, и настроение повышается само собой. В 70-е годы музыкального сопровождения у идущих на работу уже не было, и в атмосфере что-то неуловимо изменилось.

   ...На фотографии, сделанной в редакции в декабре 1967 года, практически весь коллектив, за исключением Григория Ивановича Вершинина. Судьба этих людей сложилась по-разному. Борис Митюрев (недавно, к сожалению, трагически погибший) стал известным человеком в журналистском мире и даже работал пресс-секретарем в администрации Вадима Соловьева. Родная сестра Любови Сергеевны Подшиваловой Тамара до сих пор трудится редактором радиовещания на ВАЗе.

   Сма Любовь Сергеевна проработала в редакции недолго, всего лишь пять лет. Так уж сложились семейные обстоятельства. Однако на завод вскоре вернулась и не расстается с ним до настоящего времени. О годах работы в редакции тоже не забывает, «Уральский автомобиль» и другие газеты читает с профессиональным пристрастием, с коллегами, как и раньше, общается часто. Что, впрочем, и неудивительно. Журналистика — это такая профессия, к которой если уж имел когда-либо отношение, то нипочем ее не забудешь. Как бы ни сложилась судьба в будущем.

   


Дмитрий СКЛЯРОВ



назад


Яндекс.Метрика