свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
![]() | ||
![]() | ||
№ 13 | ![]() |
Суббота, 10 февраля 2007 г. |
![]() |
Обаяние старины Всилий Морозов в книге «Миасс — город в золотой долине» писал: «Старинное белое здание с колоннадой на Октябрьской улице знают стар и млад. Сюда прибывают ежедневно экскурсии трудящихся, школьников, туристов — гостей города. В нём разместился городской краеведческий музей». В конце минувшего года в бывшем особняке Симонова, куда несколько лет назад переехал музей, открылась новая экспозиция, посвящённая истории города. Гродской краеведческий музей претендует на звание лучшего музея области. Работы по воссозданию жизни и быта миасцев конца XIX — начала XX века стали возможны благодаря финансовой поддержке администрации города. Эспонаты отражают богатую на события историю нашего края. По словам директора музея Николая Мигуна, особенностью экспозиции является то, что сотрудники попытались все экспонаты максимально приблизить к посетителям. Так, при входе гостей встречают хозяева башкирской юрты, а далее можно увидеть процесс переработки меди и даже с помощью мехов раздуть огонь в печи. Рядом — композиция из восковых фигур в натуральную величину, изображающая добычу золота. Большое количество населения Миасса и окрестных сёл было занято в различных кустарных мастерских: кузницах, столярных, изготовлявших сани, ходки, телеги, колёса и другой инвентарь, необходимый старателям, коноводам и крестьянам. Вэтом году сотрудники музея планируют воспроизвести ещё несколько картин прошлого Миасса — избу старателя и городскую улицу с лавкой торговца, аптекой, магазинами, небольшими мастерскими портных, гончарными и пимокатными. Это своего рода учебно–этнографический комплекс. Экспозиция уникальна — она интересна и для подрастающего поколения, и для взрослых горожан, желающих знать о городе как можно больше. Мё внимание привлёк стенд, на котором поблёскивали различные флакончики, баночки. Указывая на небольшую стеклянную бутылочку, на которой в соответствии с дореволюционной грамматикой красовалась надпись «Брокоръ и Ко», Ольга Орешкина, научный сотрудник краеведческого музея, сказала, что фабрика известного в те времена парижского мыловара Брокора теперь носит название «Новая заря». На полке стояли аптечные скляночки для отмеривания капель, бутылочка тёмно–коричневого цвета из–под уксусной эссенции, пузырёк, в котором хранилось машинное масло компании «Зингер», оригинальные ёмкости для специй, сливочники. А вот деревянный ткацкий станок, на котором наши прабабушки ткали холсты из конопли, льна и крапивы. Из получившейся ткани шили нательную и верхнюю одежду. Мастерица могла менять узор, подбирая различные цвета и рисунок — от прямой, косой клетки до полоски. Из конопляного холста шили порты мужчинам для работы на сенокосе и заготовке дров — такая ткань была практически незаменима. Раньше горницы в домах обязательно были украшены искусно расшитыми полотенцами. Ими обрамляли иконы. Невеста набрасывала жениху на шею полотенце с самыми красивыми узорами. Это неотъемлемая деталь быта. Мня заинтересовала надпись на непонятном мне деревянном устройстве: «В знак памяти и любви от супруга вашего Иоанна Маримьяне Матвеевне Дорофеевой. 1869 года ноября 11–го». — Это рубель, — пояснила Ольга Ивановна. — В старину им гладили бельё. Видите, сколько времени потратил любящий супруг, чтобы вырезать на нём такие мелкие изящные узоры. Походя по залу, нельзя не заметить целую коллекцию самоваров: от походных армейских до изготовленных специально для элитного чаепития. Самовары считались мерилом достатка и передавались по наследству. Утюги были незаменимы в работе портных: чтобы погладить жабо, рюши и складки, необходимо было не только умение и сноровка мастера, но и специальный, небольших размеров, портновский утюжок. Вкраеведческом музее оборудован кабинет горного инженера, где сотрудники постарались максимально достоверно воссоздать атмосферу середины XIX века. Письменный прибор садово–кудринской резьбы, мебель, фисгармония, визитница в виде чугунной левретки, кресло, подставка для размещения образцов горных пород, карта маркшейдера, настольная лампа, шторы — всё из того времени. Пи открытии музея в его экспозиции было 1195 экспонатов. Ныне их свыше ста тысяч, представляющих огромную историческую и культурную ценность. Посетители с интересом знакомятся с прошлым города, жизнью и бытом наших предков.
Ольга СТЕПАНОВА
|
назад |