свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 10 Уральский автомобиль Суббота, 3 февраля 2007 г.

Эрик ЭБЕРХАРДСОН: «Каждый заводчанин должен гордиться не только своим заводом, но и своей мощной компанией»

   Н так уж часто нам, журналистам корпоративной прессы, выпадает счастливый случай пообщаться с представителями высшего руководства «Группы ГАЗ». Как раз такая возможность у нас появилась на семинаре руководителей пресс–служб и главных редакторов газет, которые издаются на предприятиях, входящих в «Группу ГАЗ». В череде мероприятий, посвящённых 75–летию Горьковского автомобильного завода, с участниками семинара побеседовали председатель правления «Группы ГАЗ» Эрик ЭБЕРХАРДСОН и его заместитель по корпоративной политике и коммуникациям Елена МАТВЕЕВА.

   Рчь шла о том, какие процессы характерны для бизнеса «Группы ГАЗ» сегодня, о составляющих её успеха и концепции развития, перспективе заводов, входящих в холдинг, и роли пресс–служб в формировании имиджа предприятия. Эрик Эберхардсон поделился своим видением позиций компании на мировом потребительском рынке. И, конечно же, представителей СМИ интересовала личность руководителя компании. Общее впечатление о нашем собеседнике: прост и откровенен, начисто лишён снобизма и умеет расположить к себе людей. Предлагаем вниманию наших читателей фрагменты интервью Эрика Эберхардсона. Самые интересные вопросы ему задавал руководитель нашего «Пресс–центра» Дмитрий Федечкин.

   В вступительном слове председатель правления «Группы ГАЗ» отметил:

   — С одной стороны, мы хотим развивать свою компанию на базе тех успехов, которые достигнуты людьми на каждом отдельном из наших заводов, а с другой стороны, объединившись, создать одну компанию, которая способна успешно конкурировать не только в России и Содружестве, но и в мире. Каждый заводчанин должен гордиться не только своим заводом, дивизионом, но и своей мощной компанией, которая занимает заметные позиции в мире.

   Автомобилестроение считается самым сложным бизнесом. Здесь самый комплексный процесс работы. Необходимо не только правильно выстроить производственные процессы, но и сформировать концепцию, сосредоточить усилия на создании бренда компании, исходя из того, что требуется клиенту. Это довольно значительная часть рыночной стоимости компании. Эти процессы может организовать каждый завод или дивизион в отдельности. Но есть и другой путь — создание единого центра компетенций для всей компании, чтобы поднять их до мирового уровня. Поэтому мы создали матричную систему управления и сейчас формируем центр компетенций по всем главным функциям (их всего 27). Одна из них, ключевая, Объединённый инженерный центр, который будет обслуживать весь холдинг.

   Сйчас мы набираем силу. Новые системы информационных технологий позволяют совершенствовать взаимодействие между предприятиями и дивизионами. Улучшать контакты и обмениваться опытом, чтобы ускорить процесс создания новой современной техники.

   — Ряд аналитиков считает, что западный легковой автопром необратимо потеснил позиции российского. Есть такое мнение, что в грузовом автопроме события будут развиваться по схожему сценарию. Вы с этим согласны?

   — Нет, не согласен. Когда границы открываются, конкуренция, естественно, увеличивается. И мы, конечно же, тоже будем расти — не только в России, но и за её пределами. Для конкурентоспособности очень важен масштаб компании, чтобы можно было реинвестировать новую продукцию. В России разница между бизнесом легковых и грузовых автомобилей довольно ощутима.

   Рнок грузовых автомобилей достаточно велик для того, чтобы обеспечить его критической массой для инвестиций. Здесь могут быть задействованы два–три игрока. Производитель легковых автомобилей на Западе, даже занимая десятую позицию в мире, выпускает сегодня не меньше двух миллионов автомобилей, а в России весь рынок составляет столько же. Выводы понятны.

   — Российский рынок очень привлекателен. Если говорить о рынке грузовых автомобилей, во–первых, на него активно внедряются страны так называемой «большой семёрки». Во–вторых, с востока наступает Китай. В–третьих, не дремлют и наши отечественные автомобилестроители. Не могли бы вы расставить наших конкурентов в сфере производства грузовых автомобилей по степени опасности для нас?

   — В России это — КамАЗ, в Белоруссии — МАЗ. Очень быстро растёт импорт автомобилей, «Volvo», например. Китайцы тоже стремятся в Россию, но пока они нам не соперники.

   Уловия эксплуатации транспорта в России довольно тяжёлые, а это требует автомобилей очень хорошего качества. Автомобильная промышленность Китая развивается довольно быстрыми темпами. Но наше преимущество в том, что мы можем делать эффективные разработки, и наш потенциал в этом отношении намного выше. Ведь ещё двадцать лет назад можно было только в шутку говорить об импорте китайских автомобилей. В Китае инженеров, способных разрабатывать востребованные на внешнем рынке автомобили, не хватает. Разработки они в основном заказывают на Западе. Сформировав свой Объединённый инженерный центр, мы создали очень серьёзный барьер для конкурентов.

   — Как вы считаете, стоит ли переводить японские термины новой производственной системы на русский язык?

   — Использование терминов на языке оригинала вызывает, на мой взгляд, повышенный интерес к концепции TPS. Японские термины — это отражение философии системы, и лучше обходиться без перевода. Это в какой–то степени и PR–ход.

   — Господин Эберхардсон, недавно в средствах массовой информации появилось сообщение, что в Японии создаётся народный автомобиль для России. Готовы ли вы дать достойный ответ японским коллегам?

   — Необходимо учесть, что у «Toyota» подобного готового автомобиля нет. Ближе всего к категории народного сегодня находится «Renault Logan». Это, надо отметить, не очень презентабельный автомобиль. Как его назвать — народным или автомобилем с низкой ценой — это не так важно. Очень существенный вопрос — стоит ли инвестировать средства в столь серьёзный проект? На сегодня наша основная линия развития — это коммерческая транспортная техника, которая составляет 90 процентов оборота.

   Ясчитаю, что никто не понимает запросов российского потребителя лучше, чем наша компания. Поэтому мы тоже присоединились к реализации проекта нового легкового автомобиля, который будет создан на базе платформы «Chrysler Sebring». И появилась реальная возможность ответить японцам. Лично я сомневаюсь в том, что они выйдут на российский рынок с продуктом, который будет стоить меньше десяти тысяч долларов.

   — Один из главных лозунгов новой производственной системы, внедряемой на предприятиях холдинга: «Люди — самый ценный актив». Не могли бы вы рассказать о реализации социальных программ. И есть ли в деятельности компании место для благотворительности?

   — Основная цель компании в этом отношении — улучшить благосостояние сотрудников, их семей и жителей тех городов, где наши заводы расположены. Социальные программы предприятий, входящих в нашу компанию, включают ипотечное кредитование. Стимулом для наших рабочих наряду с денежным вознаграждением является совершенствование условий труда. Предусмотрены инвестиции в инфраструктуру. Нельзя допустить, чтобы наши инженеры, имея золотые руки и высокий интеллект, работали на устаревшем оборудовании. Я имею в виду компьютеры, испытательную и измерительную аппаратуру. Для нас это очень важный аспект. И в этом плане нам необходимо приложить все усилия для того, чтобы улучшить рабочий климат наших сотрудников.

   Еена МАТВЕЕВА:

   — Мне бы хотелось дополнить ответ. Хотя в компании нет единой благотворительной программы, каждый день к нам поступает гигантское количество обращений от людей, общественных организаций и самых разных предприятий. И эта, казалось бы, рутинная работа по оказанию даже небольшой помощи выливается в довольно серьёзные суммы. Детские дома, например, просят предоставить им транспорт, что–то отремонтировать. Такой работы очень и очень много.

   Н некоторые обращения мы вынуждены оставлять без ответа, поскольку один из приоритетов нашей компании — инвестировать в её интеллектуальный и социальный потенциал. От этого общество получит более значимый эффект, чем просто от разовой поддержки. Но такая работа всё же ведётся, будьте в этом уверены.

   — Наших читателей очень интересует личность первого лица компании. Господин Эберхардсон, не могли бы вы рассказать немного о себе и своих увлечениях. Как вы отдыхаете, какие телевизионные программы и фильмы предпочитаете?

   — Я всё же позволяю себе изредка отдыхать, хотя грань между работой и отдыхом в моей жизни довольно условна. Это, пожалуй, одно из качеств, доставшихся мне по наследству от родителей. В свободное время, когда не сплю, думаю о новых идеях.

   Осебе могу сказать, что мне 36 лет. Я родился в Стокгольме. Папа у меня учёный и предприниматель, мама занимается производством автокомпонентов и трамваев. Я в студенческие годы у них работал. Был задействован в большом проекте — продавал трамваи для Стокгольма. Это было в 1994–1995 годах. Я окончил музыкальную школу, где девять лет занимался пением и учился играть на скрипке и фортепиано. Музыка, помимо спорта, — главное моё хобби. Люблю петь и слушать музыку.

   Еена МАТВЕЕВА:

   — Эрик Эберхардсон на новогоднем вечере составил конкуренцию Валерию Меладзе. Они пели вдвоём «Салют, Вера!»

   Эик ЭБЕРХАРДСОН:

   — В своё время я пел в хоре Стокгольмского оперного театра. Русский язык выучил в армии, где служил в 1989–1990 годах. Имею два высших образования — окончил Технологический институт в Стокгольме и Университет Упсалы по специальности «Международное бизнес–администрирование». Дипломную работу выполнял для «Volvo» в Санкт–Петербурге в 1996 году — разработал стратегию дистрибьюции для грузового отделения «Volvo», после чего мне предложили возглавить деятельность компании «Volvo Truck Corporation» на Украине — там в то время она ещё не была представлена. Так я получил возможность применить свою стратегию на практике.

   С1998 года стал генеральным директором «Volvo Ukraine». Затем возглавил представительство «Volvo Construction Equipment» в России. И когда в позапрошлом году Олег Дерипаска пригласил меня в холдинг, я принял приглашение, получив назначение заместителя председателя правления по строительному развитию «Группы ГАЗ», а в минувшем году стал председателем.

   — Давайте смоделируем ситуацию. В финале чемпионата мира по хоккею встречаются команды России и Швеции. За какую команду вы будете

   болеть?

   — За шведскую, конечно. Было бы скучно сидеть вместе с российскими друзьями и болеть за одну и ту же команду. Интереснее спор.

   — Господин Эберхардсон, представьте себе, что у вас появилась возможность обратиться с просьбой к Золотой Рыбке. Но желание должно быть только одно, и оно может касаться лишь «Группы ГАЗ». Что бы вы пожелали?

   — Я бы пожелал взаимопонимания нам всем. Это то, что нужно, чтобы принимать деловые решения. Ибо только при таком условии мы становимся сильными и непобедимыми.

   Итервью подготовила

   


Ольга БЕЛЯКОВА.



назад


Яндекс.Метрика