свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 137 Уральский автомобиль Четверг, 21 декабря 2006 г.

Как всё начиналось

   Воктябре 1941 года немецкие войска вплотную приблизились к Москве. 15 октября в 19 часов остановлена работа Московского автозавода. Начата эвакуация оборудования и людей на Урал. 30 ноября Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве моторного завода в Миассе. Этот день мы считаем днём рождения завода.

   Вдекабре в Миасс стали прибывать эшелоны с оборудованием и людьми из Москвы. Приехали и специалисты–энергетики завода Аркадий Моисеевич Свищёв, Лев Израилевич Делятницкий, Геннадий Алексеевич Саломатин, Яков Яковлевич Могилат, Андрей Всеволодович Смирнов, Павел Алексеевич Кубраков, Николай Васильевич Колбасов, Николай Родионович Степанец и другие. Перед ними, перед всем коллективом будущего завода стояла сложнейшая задача — создать в кратчайшие сроки энергетические мощности для строительства и жизнедеятельности будущего завода.

   Н площадке завода в тот момент была единственная подстанция 35/6 кВ мощностью 1,8 МВА, которая была запитана по ЛЭП 35 кВ от подстанции «Миассзолото». Источники теплоснабжения и сжатого воздуха отсутствовали. Не было хозяйственной и промышленной воды.

   Првыми источниками тепла стали три паровоза, установленные у моторного корпуса. Тепла, конечно, не хватало, работающие согревались у поддонов, на которых сжигали уголь и кокс. В целях квалифицированного руководства работами по созданию и обслуживанию энергохозяйства строящегося завода приказом № 3 от 2 января 1942 года по Миасскому автомоторному заводу имени И. В. Сталина был создан отдел главного энергетика завода. Исполнял обязанности главного энергетика Яков Моисеевич Махлин, его заместителем был Аркадий Моисеевич Свищёв. С этой даты началась история энергетической службы завода.

   Кконцу апреля 1942 года, когда был собран первый уральский двигатель, появились «энергетические росточки». В феврале в моторном корпусе для подачи к станкам сжатого воздуха были смонтированы три компрессора «Борец» производительностью по 800 куб.м/час, а в середине месяца введена головная электроподстанция «Автозаводская» 110/35/6 кВ с тремя однофазными трансформаторами общей мощностью 20 тыс. кВа. Для её запитки строители и монтажники, подавая пример настоящей стойкости и самоотверженности, за считанные сутки в условиях уральской зимы построили восемнадцатикилометровую ЛЭП–110 кВ на деревянных опорах. Сама подстанция также была построена за семь дней. Для снабжения водой на берегу реки Миасс в районе заводского стадиона была построена насосная станция.

   В1942–1944 годах шло бурное строительство заводских корпусов: первого и третьего литейных цехов, инструментального, шасси, главного конвейера. Для их энергоснабжения нужны были энергомощности.

   Вноябре 1943 года в котельной завода вошёл в строй котёл «Бабкок–Вилькокс» производительностью 10 тонн пара в час, было закончено строительство компрессорной станции с двумя компрессорами (2ВГ и «Беллис–Морком») производительностью 6000 и 9000 куб.м/час сжатого воздуха. А на берегу Поликарповского пруда для подачи хозпитьевой воды на завод и в посёлок велось строительство насосной станции с водоводами и резервуаром объёмом 400 куб.м. Всё это вместе взятое позволило с июля 1944 года начать выпуск автомобилей «ЗИС–5В», так необходимых фронту.

   Сростом завода развивалась и его энергетика. В 1946 году первую партию кислорода выдала кислородная станция, обеспечивающая впоследствии весь промышленный район города. В 1948 году началось строительство заводской теплоэлектроцентрали, и вот 2 марта 1951 года стал вырабатывать электроэнергию первый турбогенератор. ТЭЦ обеспечивала теплом и паром завод и центральную часть города.

   Еегодно строились, вводились в строй новые объекты энергетики: линии электропередач, электроподстанции, водоводы и насосные станции, котлы и компрессорные установки. Но коренной реконструкции энергетика подверглась в связи с освоением производства новых автомобилей высокой проходимости семейства «Урал».

   Рконструкция цехов (главного конвейера, шасси, моторного, ковкого чугуна), строительство новых энергоёмких цехов — сталелитейного, ремонтного литья, а также прессово–кузовного и агрегатного корпусов требовали по существу заново построить систему электроснабжения. Были сооружены новые мощные головные подстанции «Сталелитейная» и «Связь с энергосистемой», реконструирована подстанция «Автозаводская», построено более сотни километров двухцепных высоковольтных линий электропередач, более чем в семь раз увеличилась протяжённость кабельных линий завода.

   Споявлением новых технологических процессов, автоматических и полуавтоматических агрегатных станков коренным образом изменилась и цеховая энергетика. В связи с ростом тепловых нагрузок, применением сложных технологических процессов химикотермической обработки деталей, синтетических эмалей для окраски автомобилей возникла потребность в газификации завода, широком использовании природного газа в технологии, в котлах, термических агрегатах и печах. В короткий срок совместными усилиями энергетиков, работников управления капитального строительства и подрядных организаций появились газопровод высокого давления от ГРС города до завода, заводской газораспределительный пункт и внутризаводские газопроводы до ТЭЦ и производственных цехов завода. И вот в сентябре текущего года мы отметили сороковую годовщину с того дня, когда природный газ начал служить заводу, коренным образом изменив многое в технологии.

   Рзвитие завода потребовало и создания новых тепловых мощностей. В 1968 году закончилось строительство водогрейной котельной № 1 с водогрейными котлами ПТВМ–100 (каждый производительностью 100 Гкал/час). В связи с ростом нагрузок реконструировалась компрессорная станция завода с установкой двух турбокомпрессоров К–250 производительностью по 15000 куб.м/час.

   Зкончено строительство и введены в эксплуатацию южные и северные очистные сооружения промышленных стоков завода. Включены в работу оборотные системы водоснабжения, выполнена реконструкция инженерных сетей завода и города. Всё это позволило существенно изменить ситуацию, решить многие экологические проблемы.

   Ввосьмидесятые годы в связи с освоением северной площадки и строительством главного корпуса возникла необходимость его энергообеспечения. Поэтому была соз-дана новая система электроснабжения по стороне 110 кВ, построены и введены в эксплуатацию ЛЭП 110 кВ от подстанции «Чебаркуль» до районных подстанций «Миасс», «Тургояк», введена головная подстанция «Северная» с трансформаторами

   40 тыс. кВ, проведена реконструкция районных подстанций «Чебаркуль», «Миасс», «Тургояк». Построена и введена в эксплуатацию водогрейная котельная № 2 с двумя котлами по 100 Гк/час.

   Нчали функционировать электроподстанции, тепловые и другие сети и сооружения главного корпуса, энергоблок с тремя компрессорами К–250, реконструирована азотнокислородная станция, построена углекислотная станция, комплекс внеплощадочных сооружений по очистке хозбытовых стоков завода и города. Проведена реконструкция южных очистных сооружений промышленных стоков. Выполнены работы по развитию энергетических мощностей города — строительство подстанции 110/10 кВ «Город–2», центрального теплового коллектора ТЭЦ и теплотрасс диаметром 700 и 500 мм для теплоснабжения города с тепловыми насосными и так далее.

   Кк видите, выполнен огромный объём работ, и сегодня мы имеем все основания сказать, что несмотря на возникающие трудности бывшие руководители службы: главные энергетики завода — Аркадий Моисеевич Свищёв (1949–1957 годы), Лев Израилевич Делятицкий (1957–1969), Борис Васильевич Звездин (1969–1990), Юрий Николаевич Шрон (1990–1997); их заместители — Г. А. Саломатин, И. И Шкитин, П. В. Попов, В. Н. Егоров, В. Д. Колесов, С. Е. Сивцов, Л. М. Селезнева, В. А. Ильченко; начальники цехов: ТЭЦ — Я. Я. Могилат, П. И. Калашников, ЭТЦ — А. В. Смирнов, В. В. Силкин, В. Н. Бартош, ТСЦ — И. М. Аверьянов, Н. И. Галанов, В. А. Никитин и многие другие специалисты сыграли большую роль в разработке технических решений. Они всегда следовали принципу опережающего развития энергетики, повышая надёжность энергообеспечения, выделяли главную задачу периода, а затем грамотно и настойчиво её решали.

   Оромный вклад в создание и развитие энергетических служб производственных цехов завода внесли бывшие руководители цеховых служб: Борис Михайлович Лукошкин — литейный № 1, Иван Семёнович Лосев — литейный № 3, Владимир Натанович Фридлянд — моторный, Фёдор Васильевич Ефремов — шасси, Александр Николаевич Касьянов и Евгений Михайлович Суворкин — главный конвейер, Аркадий Иванович Грехнев — литейный № 4, Серафим Фёдорович Козлов, Виктор Кузьмич Журин — прессовый, Валерий Иванович Сысолятин — термический, Юрий Ильич Зоренков — инструментальный и другие.

   


А. ОВИНОВ,

   помощник генерального директора ОАО «УралАЗ–Энерго».



назад


Яндекс.Метрика