свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 135 Уральский автомобиль Суббота, 16 декабря 2006 г.

Когда строился стальцех

   8 февраля 1961 года, на седьмом году работы на Уральском автомобильном заводе, я был назначен начальником техбюро второго литейного цеха. Цех этот только строился. Вначале это было трёхпролётное здание с отдельно стоящими бытовками. Меня вызвал главный металлург завода С. И. Бернштейн и сказал, что второй литейный цех будет специализироваться на производстве ремонтного литья, а главное — для автомобилей «Урал–375» необходимо стальное литьё. Цех же к этому производству не был приспособлен. Он попросил меня нарисовать технологию производства стальных отливок. А главное — включить в эту технологию две сталеплавильных печи — ДСП–5 и ДП–1,5. И вот в конце февраля 1961 года с чертежами фундаментов сталеплавильных печей хожу по территории будущего цеха и определяю расположение элекропечей и их пультовых. Навстречу идёт директор завода В. А. Гурушкин. Выяснив, кто я и чем в данный момент занимаюсь, он спросил, всё ли вписывается в пространство согласно проекту. «Тесновато, — ответил я, — электропечи придётся поставить между шагом колонн, так как они должны иметь 45 градусов наклона в сторону слива металла и 23–24 градуса в сторону шлака». Директор внимательно выслушал и говорит: «Работайте дальше». Это была моя первая встреча с Виктором Алексеевичем Гурушкиным. Он произвёл на меня впечатление человека вдумчивого, умеющего слушать собеседника и вникать в суть проблемы, имел репутацию руководителя строгого, требовательного, но тогда иначе было нельзя. Потом мы общались с директором раза по два–три в неделю.

   С И. Бернштейн одобрил мой план технологии процессов разливки и заливки в плавильном отделении, формовки и выбивки. Мы выдали технологическое задание на разработку технической документации в проектный отдел. В 1964 году второй литейный цех вступил в строй. Началось изготовление стальных отливок для автомобилей «Урал».

   Вянваре 1964 года, ещё до пуска цеха ремонтного литья, меня вновь пригласили к В. А. Гурушкину. У него в кабинете было довольно много людей — парторг завода, председатель профкома, начальники литейных цехов. И вдруг Виктор Алексеевич говорит, обращаясь ко мне: «Николай Васильевич, поступило предложение назначить вас заместителем начальника четвёртого литейного цеха». Заводу необходимо было стальное литьё. Но не такое, что мы получали из Копейска, а намного качественнее. Директор умел видеть перспективу.

   Вцех он заходил регулярно. Интересовался, как идут дела. Я рассказывал ему, где будет земледелка, где стержневое отделение. И вот прошло четыре–пять месяцев. С новой должностью я вполне освоился. Как–то говорю директору:

   — Виктор Алексеевич, в штате нашего цеха около тысячи человек, цех заводу нужен, мы его строим, но работать он не будет.

   — Как это не будет работать? — переспросил он.

   Яобъяснил, что, во–первых, проектировщики не запланировали освещение. Как же мы будем работать? Во–вторых, ленты для транспортировки земли согласно проекту составляют максимум 500–650 мм, а необходимо 800–1200 мм, на земледелке всего два смесителя — по одному на каждую линию.

   — Ты, наверное, не разобрался, — ответил мне В. Гурушкин. — Зайди ко мне вечером после сводки.

   Явзял необходимые документы и точно в назначенное время пришёл к директору. Уже с готовыми предложениями. Аэрационные фонари спроектирует Эмма Станиславовна Самсель, ведущий специалист проектного отдела, который возглавлял Г. И. Смирнов. А что касается транспорта (все ленточные и пластинчатые конвейеры), то и здесь выход есть. У меня уже была договорённость с начальником «Союзпроммеханизации» И. Ф. Галеня, эта организация выполнила аналогичную работу на ЧТЗ.

   — Завтра же поезжай к Галене и привези договор, — сказал мне Виктор Алексеевич.

   Н следующий день я съездил в «Союзпроммеханизацию». Управление согласилось выполнить работы за 26 тысяч рублей. Я был в шоке — и не предполагал, что они возьмут так много.

   Рссказал В. Гурушкину. А он спрашивает:

   — А сколько у нас стоит «УралЗИС–355М»?

   — 13,5 тысячи рублей, — отвечаю.

   Тгда директор расхохотался и говорит:

   — Ну, ты и скупой, но это хорошо.

   Дговор был подписан. Удивительно легко было работать с Виктором Алексеевичем Гурушкиным. Вспоминаю его слова: «У нас не было стальцеха, а теперь стальцех у нас есть!». Дай Бог ему долгих лет жизни.

   


Н. БОГАЧЁВ,

   бывший главный металлург, лауреат премии Совета Министров СССР.



назад


Яндекс.Метрика